Однажды, находясь в гостях у друзей, узнал, что у них есть неработающий и поэтому, возможно, ненужный винчестер IBM DTLA на 20 Гб, который ввиду не функционирования компьютера был заменен на коллегу из Western Digital. Диагноз одного местного левши был жесток: убой нулевой дорожки. Я забрал диск на запчасти, а сам решил покопаться на досуге, а так как было очень интересно, то приступил к исследованию умершего в тот же день. Да, действительно, кроме скрежета при старте, винт ничего не издавал.
Потом в процессе перемещения по столу и шевеления соответственных шлейфов, торчащих из моего компа, диск определился. Я был счастлив: на халяву работающий винт на 20 Гб. Но счастье продолжалось пару дней, затем диск опять умер, на этот раз навсегда, по крайней мере, я так подумал. Напоследок решил отдать его на ремонт в фирму со средней квалификацией спецов. В фирме посочувствовали и предложили забрать металлолом обратно. Я расстроился и разобрал на досуге винчестер от нечего делать — снял крышку с моторного блока, впервые посмотрел на моторный блок изнутри, закрыл обратно и стартовал, увы, чуда не произошло.
Пришлось обратиться к справочным материалам, уже, как я считал, чисто из теоретического интереса. Вопросов было два — лечится ли убой нулевой дорожки или это что-то похожее и на какой свалке принимают винчестеры после снятия крышки с моторного блока. На первый вопрос советов было много, на второй вопрос совет был один — если сниматель идиот, то это не лечится. Я немного расстроился за идиота и решил доказать обратное. Воскрешение мумии началось.
Первым делом я озадачился удалением пыли из моторного блока. Думал долго и остановился на идее связывания пыли во влажной среде. Наполнил шприц чистым медицинским спиртом и забрызгал им моторный блок, затем, не дожидаясь испарения жидкости, установил крышку на место. Физику в школе проходили — на больших оборотах пыль с дисков смоет центробежной силой и задержит внутренним пылеулавливателем, который сделан в виде синтетической подушечки.
А спирт при прогреве диска испарится через отверстия, заклеенные спецтканью, и никаких там стерильных комнат для разборки винчестеров. То, что мне пришлось специально из-за спецболтов на крышке покупать американский набор сменных магнитных жал к отвертке с храповиком стоимостью 1/3 винчестера, я отношу к необходимости момента. Затем стал пытаться форматировать диск всеми мыслимыми и немыслимыми способами. К сожалению, диск все не оживал. И тогда я совершенно случайно на одном из форумов (дай бог здоровья автору тех строк) прочитал о плохом конструктивном решении инженеров из фирмы IBM.
Решение состояло в стыковке моторного блока посредством двойного ряда игл, которые втыкались при сборке в подушки из припоя на плате. А так как гнездо крепления шлейфа находится на плате без дополнительной фиксации, то углубления в подушках от изгиба платы со временем увеличивались и электрический контакт на нескольких иглах пропадал. Я тут же снял плату — так и есть.
Далее завальцевал углубления от игл, собрал все, включая шлейф, воедино и написал на нем фломастером большими красными буквами: "Шлейф от диска не отсоединять!" Затем не дыша установил винчестер в системный блок, стартовал и заорал: "Банзай!" Диск определился, позволил себя отформатировать и прочее… С уважением, Андрей Маурин
18 лет назад 25 октября 2006 в 17:47 1624