Недавно довелось мне побывать в кино. Сами по себе такие походы для меня, как и для многих, являются делом совершенно заурядным, но в данном случае было одно «но»: я посетил экранизацию знакомой (настольной) игры под названием «Морской бой».
Ну что тут можно сказать? Сценаристы этого в высшей степени осмысленного фильма (это сарказм) проявили, на мой взгляд, героизм, пытаясь растянуть на два с лишним часа экранного времени концепцию, которая по сути своей сводится к «В10 – ранен, В11 – убит». Спецэффекты, злые инопланетяне, корабль на паровом ходу, силами американских ветеранов побеждающий врагов, – все на высшем уровне, все как полагается. Считаю, теперь с нетерпением надо ожидать психологического триллера по мотивам «Тетриса» (интересно, Пажитнову в этом случае каких-нибудь денег дадут?), а также фантастического боевика «Крестики-нолики», его сиквела «Возвращение ноликов», а также приквела «Крестики: начало».
Лет тридцать назад кому-то пришла в голову светлая мысль: а ведь компьютерные игры можно делать по мотивам фильмов! Честно говоря, достоверно выяснить, какое именно кино было в этой области первопроходцем, мне так и не удалось, но можно предположить, что появилось оно в самом начале 80-х годов.
Первым же известным мне фильмом по игре стала клинического идиотизма картина, снятая по культовой (и оттого не становящейся менее идиотской) игре Super Mario Bros. История про двух водопроводчиков, героически сражающихся с мутировавшими фиг знает кем и жутких размеров поганками, почему-то полюбилась игрокам, но зато провалилась в прокате. Что, кстати, мне кажется, должно обнадеживать – не все еще потеряно.
Потом были довольно дурацкие «Двойной дракон» и «Уличный боец», далее последовала «Смертельная битва» – и понеслось. По мере того как бюджеты на разработку игр росли, а сами игры становились все более популярным видом развлечения, голливудскому руководству становился все более очевидным тот факт, что комбинация «игра, потом кино» может быть не менее привлекательной, чем схема «кино, потом игра», которую эксплуатировали вообще с незапамятных времен. Как результат на данный момент вышло около 60 фильмов (я точно не считал, бегло прикинул цифру) по играм, многие из которых собрали очень даже неплохие кассы (а другие столь же эпично провалились).
На ближайшие два-три года запланирован выход не менее чем 30 релизов по наиболее популярным игрушкам последних лет, среди которых ожидаются такие потенциальные хиты, как Half-Life, Halo и Jagged Alliance. Что-то мне подсказывает, что какая-то часть проектов должна оказаться очень удачной хотя бы по той простой причине, что в мире много миллионов людей успели крепко поиграть в тот же самый «Полураспад» и поэтому пойдут на просмотр. Кстати, к числу этих людей отношусь и я, мейджоры на мои кровные 350 руб. могут рассчитывать смело.
Впрочем, обратный процесс тоже не затихает. По фильмам строгают игры со страшной силой, правда, человеческого качества кино, снятого по игрушкам, больше, чем хороших игр по мотивам фильмов.
В принципе, уже довольно давно граждане, пытающиеся понять, как будет выглядеть наше с вами будущее, начали говорить, что не за горами момент, когда фильм будет неотличим от игры, что кинематограф станет интерактивным и вы сможете управлять развитием сюжетной линии.
Будет так или нет, неизвестно, хотя лично мне такое развитие событий кажется довольно маловероятным хотя бы потому, что смысл любого кино – в интриге, в замысле режиссера и воплощении его съемочной группой, а возможность влиять на развитие событий немедленно приносит всему вышеперечисленному полный абзац. Гораздо более вероятно, что компьютерные игры приобретут еще больше черт, свойственных фильмам, чем сейчас, то есть то, что футурологи еще недавно называли «интерактивным кинематографом», на самом деле будет просто обычными игрушками через пять-семь-десять лет.
И это самое «интерактивное кино» ни разу не вытеснит традиционные фильмы с экранов. Тут повторится та же самая история, что и с классическим театром, которому все пророчили скорую гибель от рук кинотеатров, и с кинотеатрами, которые многие «специалисты» поспешили похоронить по случаю появления телевидения. Все эти разновидности развлечений будут успешно дополнять друг друга, и, скорее всего, через несколько лет у нас уже будет возможность выбрать между походом в кино с подружкой или полным «вживанием» в нелегкую жизнь очередного Рэмбо прямо на поле боя. UP