4 года назад 3 марта 2015 в 16:24 166

Почта Gmail – один из флагманских сервисов Google. Им пользуется огромное количество людей, так что в
обнимку с популярностью неизбежно идет некоторая инерционность его развития.
Разработчикам нельзя менять в сервисе резко, много и сразу, юзеры могут
испугаться. В то же время прогресс на месте не стоит, конкуренты развиваются, а
скупать стартапы постоянно – только одна из возможных стратегий. Обойти
противоречие можно, запустив какой-нибудь экспериментальный сервис, не заменяющий
базовый. Вот и решили в
Google сделать
еще одну почту. С категориями и напоминаниями. Вероятно, именно поэтому и
появился на свет сервис
Inbox
надстройка над
Gmail с весьма любопытным набором
компонентов.

Начну с того, что недавно также прошло
обновление клиента
Gmail до пятой версии. Новый
клиент Gmail теперь имеет версию 5.0 и внешне серьезно отличается от предыдущих
версий. «Пятерочка» получилась в основном «про дизайн». Функционально заметное
улучшение – поддержка не только Gmail-аккаунтов, но и других почтовых служб.
Радикальных изменений в работе с почтой не произошло. Как и раньше, без
обращения к веб-версии
Gmail полностью
использовать все возможные опции не получится. В первую очередь это относится к
фильтрам. В мобильном клиенте работает только несколько автоматических
фильтров. Автоматическая сортировка – это, конечно, хорошо, но самодельные
фильтры могут быть очень важны. Веб-интерфейс
Gmail остался прежним.

Inbox на таком фоне действительно
выглядит серьезной новинкой, с кучей новых опций. Работать с ним можно с
помощью веб-интерфейса и бесплатного мобильного приложения. Пока сервис
находится в режиме бета-тестирования, регистрация на нем – по приглашениям.
Запросить приглашение можно почтой, отправив письмо со своего ящика
Gmail. Политика раздачи инвайтов – внутренняя кухня Google. Могу только сказать, что я для чистоты эксперимента
регистрировался самым что ни на есть народным способом – письмом-заявкой.
Инвайт пришел в тот же день, точнее время реакции я не отслеживал. Однако
встречаются отзывы об ожидании ответа в течение нескольких дней. Дальнейшие
события немного необычны. Дело в том, что нигде больше регистрироваться не
нужно. Можно сразу идти в
Inbox, он
подхватит данные вашего аккаунта
Google.
Главное, чтобы в вашем
Gmail-ящике лежало
письмо-приглашение, которое служит своеобразным ключом доступа. Так что не
удаляйте его.


Основная идея Inbox, повлиявшая практически на все компоненты
приложения, состоит в том, что работа с почтой рассматривается как поток.
Письма не должны задерживаться во «Входящих» – мы не просто читаем и сохраняем
их, а немедленно реагируем и освобождаем место для новых сообщений. Не скажу,
что концепция безупречная, но интересная и имеющая право на жизнь. В результате
Inbox – это гибрид почтового клиента и планировщика.
Каждое поступающее письмо рассматривается как задача, на которую можно
отреагировать несколькими типовыми способами: выполнить и удалить из входящих,
отложить до нужного момента, постоянно закрепить на видном месте. Это нашло
отражение и в дизайне
Inbox. Как в
веб-интерфейсе, так и в мобильном клиенте список поступивших писем разделен как
в ежедневнике: «сегодня», «вчера», «в этом месяце».

Далее включается следующая фишка Inbox: автоматическая группировка писем. Да, мы уже видели
подобное в
Gmail, но там были доступны пять
категорий. В
Inbox список заметно расширен,
кроме того, можно создавать собственные категории. Причем при первом же запуске
Inbox создает категории на основе уже имеющихся у вас в Gmail тематических ярлыков. Отдельных вкладок для
категорий не предусмотрено. Вместо этого группы писем из соответствующей
категории при поступлении новых посланий всплывают в общей ленте входящих.
Соответственно, чтобы посмотреть, что же нам пришло новенького, не нужно
переключаться между вкладками. Очень, на мой взгляд, удобно при работе со
смартфоном.

Автоматическая группировка работает на
основе анализа текста писем. У меня, например, быстренько собрались в кучки
послания, связанные с поездками, билетами, гостиницами и другими подобными
вещами. Вот за что хочется сказать большое человеческое спасибо разработчикам
Inbox, так это за возможность вручную откорректировать применяемые для
группировки писем фильтры. Лично мне работы с фильтрами всегда остро не хватало
в мобильном
Gmail. Кроме того, всегда можно
ткнуть систему носом в лужицу – перетащить ошибочно распознанное письмо в
правильную категорию. После парочки таких операций система обучится и будет
сортировать почту иначе.

В хорошо продуманном приложении все
взаимосвязано: если мы прибираемся во «Входящих», уменьшаем количество писем,
то можем сделать более информативное представление каждого отдельного. На
плашке послания выводятся миниатюры вложений, их можно просмотреть и загрузить,
даже не открывая само письмо. Кроме того, на плашке выводится дополнительная
информация по теме, автоматически найденная в Сети. По всей видимости, здесь
работает алгоритм, аналогичный Google Now, поэтому содержание и качество
подсказок соответствуют его уровню.

Вообще, глядя на варианты дизайна Inbox, у меня сложилось мнение, что главная платформа для
сервиса – именно мобильники. Остальное – постольку поскольку. Сравнивая
веб-интерфейсы, я остаюсь сторонником классического
Gmail. В основном потому, что, приобретя более динамичный
дизайн,
Inbox потерял практически все
продвинутые инструменты
Gmail. Кроме
того, но это уже субъективный момент, я не думаю, что модель «потока» может
полностью заменить хорошо отсортированный многолетний архив корреспонденции,
который позволяет построить стандартный
Gmail. Одна из засад, о которой я хочу вас предупредить,
заключается в том, что если вы в
Inbox
пометите какую-либо группу писем как «выполненную», все обработанные письма
отправляются в архив
Gmail. Увидеть
их можно будет только в папке «Вся почта». Естественно, разделение по
категориям при этом удаляется. Кроме того, в
Inbox не сохранились сведения об избранных, отмеченных
звездочками письмах. Это неприятный сюрприз. Хоть «горячие клавиши» сохранили –
и на том спасибо.

Если же вы готовы поддерживать режим
«потока», более того, если работаете с почтой в основном с мобильника,
Inbox превращается в настоящий спортивный болид.
«Входящие», по сути, становятся списком дел. Но такой список эффективен, только
когда размер у него небольшой. Поэтому советую поскорее завести привычку
обязательно обрабатывать все поступающие письма. Для этого отлично подходят
предлагаемые в мобильном
Inbox жесты.
Смахиваем письмо вправо – отправляем его в архив выполненных задач. Доступна и
групповая отметка писем как выполненных задач. Смахиваем влево – знакомимся с
очень интересной возможностью
Inbox: быстрым
созданием напоминаний, которые могут срабатывать не только в определенное
время, но и в определенном месте, для чего задействуется доступ к местоположению
пользователя. Если письмо-задача особо важное, закрепляем его «кнопкой». Оно
будет висеть во входящих. Кроме того, одним нажатием можно оставить на экране
только закрепленные письма. Созданные напоминания интегрируются со службой
Google Now.

Небольшой совет: поскольку мы стремимся
поскорее вытолкнуть поступившие письма из «Входящих», находить потом нужные
письма просто по памяти и примерному времени, когда они были получены, уже не
выйдет. Поэтому не стесняйтесь создавать тематические категории. Кроме того, на
всякий случай заведите отдельную категорию для писем, для которых вы не смогли
придумать постоянную тему. Там они будут складироваться в хронологическом
порядке.

Подведем итоги. Я не торопился с
обзором
Inbox. Для того чтобы составить
четкое мнение, надо было пожить с этим сервисом в режиме реальной работы хотя
бы несколько недель. В целом выбор между
Gmail и Inbox сейчас
напоминает известную и вечно живую автомобильную дилемму: механика или автомат?

Задачу расчистки «Входящих» пытались
решить многие. В том числе и команда Gmail. В Inbox просто внедрили новые
наработки и постарались вместить максимум функций при минимуме нагрузки на
пользователя. Inbox способен серьезно помочь тем пользователям, которые хотели
бы получить чистые и организованные «Входящие», но толком не знают, как
подступиться к этой задаче. При этом еще предлагается и высокая степень
автоматизации работы.

Стоит ли пробовать Inbox? На мой взгляд, обязательно стоит, особенно
мобильный. Он заслуживает внимание уже только за одно полноценное управление
фильтрами. При некотором изменении привычек
Inbox позволяет существенно разгрузить почтовый ящик и
оперативно реагировать на запросы. В то же время есть у
Inbox и недостатки.

Начну с того, что в Inbox так и не пофиксили некоторые недоработки исходного,
пятого Gmail. Например, дурацкое, иначе и не скажу, отображение адресатов писем
в папке «Отправленные»: на плашке все так же выводится «Я», «Мне», хотя куда
логичней было бы выводить имя адресата. Нельзя переименовать стандартные
категории. Нет выбора тем оформления. Кроме того, Inbox не сможет полностью
заменить Gmail – нам просто не дадут заменить системное приложение. В
результате помимо мертвого груза в памяти гаджета мы получаем дублирование
уведомлений. Так что сразу заходите в настройки
Inbox и отключайте уведомления от Gmail – там есть такая
опция. Кроме того, в отличие от нового
Gmail, Inbox способен
работать только с ящиками службы
Gmail.

Если не чистить «Входящие»,
преимущества интерфейса Inbox превращаются в недостатки. Крупные плашки писем
занимают много места, писем на экране помещается мало, приходится много
листать. Грубо говоря, если у вас действия над входящими сообщениями
выполняются в один проход, Inbox – это классно. Если же вы привыкли проходить
список при обработке несколько раз (сначала расставляя метки, например),
становится неудобно.

А вот субъективного желания запускать
Inbox в браузере вместо Gmail у меня не возникает. Если вы до этого не работали
с фильтрами – да, это неплохой старт. Если же у вас уже был опыт
самостоятельной настройки и вы активно пользовались различными
экспериментальными функциями Gmail, испытаете диссонанс и неудобство. Слишком
многое выведено из-под нашего контроля – неизбежная плата за упрощение
настройки.

Какой будет судьба Inbox, покажет время. Конечно, возможно мирное
сосуществование этих средств работы с почтой, но мне это кажется маловероятным.
Скорее всего, в стратегической перспективе, после того как
Google получит достаточную обратную связь от пользователей и
накопит информацию об использовании нового сервиса, линейки сольются, объединив
те опции, которые сочтут самыми полезными. Хотя мало ли чего бывает в подлунном
мире? Возможно, нам предложат какой-нибудь новый сюрприз.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?