Корпорация Intel официально представила новую графическую архитектуру Xe3, которая будет использоваться в интегрированных GPU мобильных процессоров Panther Lake. Одновременно с ней анонсирована доработанная версия архитектуры под названием Xe3P для следующего поколения дискретных графических решений.
Премьера архитектуры Xe3 состоялась в рамках технического мероприятия Intel Tech Tour в начале октября 2025 года. Новые интегрированные графические решения, основанные на Xe3, получили коммерческое название Intel Arc B-Series. Этот бренд объединяет в одном продуктовом семействе как дискретные видеокарты Battlemage на Xe2, так и интегральные решения на новой архитектуре. Такое решение, как объясняет Intel, было принято для создания единого программного стека и упрощения работы разработчиков .
Основные архитектурные улучшения Xe3
Ключевым структурным изменением в Xe3 стало увеличение числа вычислительных ядер в одном рендер-слайсе. Если в Xe2 один слой содержал до четырех Xe-ядер и столько же аппаратных блоков трассировки лучей, то в Xe3 их количество возросло до шести, что означает увеличение максимального числа ядер на 50 процентов. Это позволяет создавать конфигурации разной мощности, вплоть до топового GPU с двенадцатью ядрами Xe3 и двенадцатью блоками трассировки лучей, предназначенного для старших моделей APU Panther Lake.

Значительные улучшения затронули кеш-память. Топовый iGPU на новой архзитектуре теперь оснащается 16 МБ кеша L2, что в два раза больше, чем у предыдущего флагмана Lunar Lake. Увеличенный объем кеша позволяет сократить трафик на внутренней шине чипа, уменьшив его в играх в среднем на 25 процентов, а в некоторых сценариях — до 36 процентов, что снижает задержки и повышает общую эффективность.
Каждое ядро Xe3 получило 256 КБ совместно используемой памяти L1, что на 33 процента больше, чем в iGPU Lunar Lake. Это помогает лучше загружать исполнительные блоки.

Была переработана система управления потоками и регистрами. Теперь каждое ядро может одновременно обрабатывать на 25 процентов больше потоков, а новая система переменного распределения регистров позволяет гибко выделять ресурсы. Аппаратные блоки трассировки лучей были улучшены за счет внедрения динамического управления лучами, которое помогает предотвратить перегрузку конвейера при асинхронной трассировке . Также в два раза были увеличены скорости анизотропной фильтрации и тестов трафарета .
Производительность и энергоэффективность
Intel заявляет, что топовая 12-ядерная интегральная графика Xe3 в Panther Lake демонстрирует более чем 50-процентный прирост производительности на пиковой мощности по сравнению с iGPU предыдущего поколения Xe2 в Lunar Lake. При этом отмечается, что эффективность, измеряемая как производительность на ватт, более чем на 40 процентов выше, чем у интегрального графического решения Xe-LPG в процессорах Arrow Lake-H.

Внутренние микробенчмарки Intel демонстрируют еще более существенный прогресс в специфических задачах. Скорость анизотропной фильтрации и операций трассировки лучей возросла в 2–2,7 раза, а производительность в тестах глубины и приложениях, активно использующих регистры, выросла многократно, демонстрируя в некоторых случаях ускорение более чем в 7 раз по сравнению с Xe2. В демонстрационном примере время рендера одного кадра на архитектуре Xe3 сократилось на 50 процентов — с 22,84 мс до 11,41 мс.
Искусственный интеллект и игровые технологии
Матричные XMX-движки нового GPU Xe3, отвечающие за AI-вычисления, обеспечивают до 120 триллионов операций в секунду в 12-ядерной конфигурации. Эта мощность задействуется не только для рабочих нагрузок искусственного интеллекта, но и для игровых технологий.
Вместе с Panther Lake дебютирует технология XeSS 3, которая включает в себя функцию многокадровой генерации. Она позволяет на основе одного исходного кадра генерировать до трех дополнительных, что может значительно увеличить частоту кадров в играх . Важно, что эта функция будет работать во всех играх, которые уже поддерживают XeSS 2, без необходимости дополнительной адаптации со стороны разработчиков .

Еще одной инновацией является поддержка Cooperative Vectors в DirectX 12 Ultimate. Это позволяет разработчикам встраивать небольшие нейросети непосредственно в шейдеры, используя аппаратное ускорение матричных операций для вычислений на уровне отдельных пикселей, что открывает путь к новым эффектам рендеринга . Для улучшения пользовательского опыта Intel также анонсировала сервис предварительной компиляции шейдеров, который автоматически загружает готовые шейдеры из облака, уменьшая количество подтормаживаний при первом запуске игры .
Xe3 в новых чипах
Процессоры Panther Lake будут поставляться в трех основных конфигурациях. Младшая 8-ядерная версия и одна из 16-ядерных версий получат урезанный iGPU с четырьмя ядрами Xe3 и 4 МБ кеша L2. Флагманский 16-ядерный процессор будет оснащен полноценным графическим решением с 12 ядрами Xe3 и 16 МБ кеша L2 . При этом менее мощные GPU-тайлы производятся по технологии Intel 3, а топовые — по технологии TSMC N3E .
Одновременно с Xe3 Intel обновила свою дорожную карту GPU, представив архитектуру Xe3P. Она обозначена как основа для следующего поколения продуктов Arc, условно называемого «Арка C-Series». Xe3P не будет частью линейки B-Series, а станет основой для более совершенных решений, возможно, включая высокопроизводительные интегральные GPU для будущей платформы Nova Lake и дискретные видеокарты . Ожидается, что первые ноутбуки на базе процессоров Panther Lake с графикой Xe3 появятся в начале 2026 года .
