15 лет назад 17 апреля 2009 в 14:07 765

«Железячные» итоги прошлого года мы уже оптом подвели в новогоднем номере, а сейчас хочется написать текст про итоги интернетно-социальные, которые в наши дни порой заметно интереснее, чем появление очередного поколения комплектующих. С вышеозначенной точки зрения одним из заметнейших событий 2008 года, безусловно, можно считать разгром крупнейшего в мире спам-хостинга McColo, который, что характерно, базировался в цитадели свободы и демократии – США.

По результатам этой акции количество ежедневно рассылаемых «мусорных» сообщений единовременно упало практически в два раза! Правда, спустя недолгое время владельцы McColo умудрились вновь подключить систему к Сети буквально на несколько часов, результатом чего стал перевод управления ботнетами куда-то еще (говорят, что в Россию), после чего количество спама вернулось к привычному уровню.

В результате декабрьских терактов в Мумбаи опять громко заговорили о роли социальной журналистики. Вызвано это было тем, что наравне с удивительной неторопливостью, проявленной индийскими спецслужбами, сопоставимую по масштабам нерасторопность демонстрировали тамошние средства массовой информации. Первые допустили праздношатающихся граждан с мобильными телефонами в зону проведения спецоперации (которые немедленно начали транслировать свои впечатления о происходящем с помощью различных блог-сервисов), а вторые везде опоздали.

Разумеется, весь мир следил за происходящим, залезая в интернет и поглощая информацию, появляющуюся в частных сетевых дневниках, а не уткнувшись в телевизор – в последнем была тоскливая невнятная картинка. Блоги очевидцев каких-либо по-настоящему злободневных событий по каналам вирусного маркетинга (или как такое явление называется, когда все делятся ссылками просто потому, что это интересно?) немедленно становятся известны сотням тысяч людей. Кстати, вы отдаете себе отчет, что в разных языковых зонах интернета такие всплывшие на поверхность из-за одной записи блоги – разные?

Масштабы такого явления, как подростковое онлайновое запугивание, к концу прошлого года оказались настолько серьезны, что привлекли внимание взрослых по всему миру. В некоторых странах проводили анонимные опросы тинейджеров, и выяснилось, что в среднем трое из четырех детей сталкивались со столь неприятными инцидентами. Кое-где подобную омерзительную деятельность уже начинают законодательно ограничивать, и это правильно.

У нас было вынесено несколько приговоров по факту взлома почтовых ящиков и аккаунтов социальных сервисов. Это прекрасно: даже держа на задворках сознания легенды о благородных хакерах, иначе, как козлами, тех, кто залезает в чужую почту, назвать сложно. Компания Basex (никогда раньше о такой не слышал – очередные аналитики, много лет занимаются вопросами информационной перегруженности) опубликовала исследование, результаты которого показывают, что в прошлом году персонал с рабочими местами, подключенными к интернету, тратил 28 процентов своего рабочего времени на фигню вроде общения в социальных сетях, переписки по почте, просмотра всякого смешного в Сети и прочих глупостей. По мнению специалистов из Basex, это только в 2008 году принесло американским работодателям 900 миллиардов долларов убытков.

Правда, уважаемые исследователи не посчитали, какую часть своего рабочего времени проводят в Сети сотрудники, у которых нет компьютера, зато есть мобильник с интернетом (а у кого сейчас его нет?). Также им не пришло в голову вычислить эффективность работы людей, не лишенных возможности делать что им вздумается в Сети. Безусловно, есть профессии, где иначе, как рабочим временем, объем труда не померяешь, но все остальные-то виды деятельности могут быть ранжированы по результату. Может быть, плохой сотрудник – это не тот, кто часть времени тратит на посторонние занятия, а тот, плоды деятельности которого не впечатляют? И если это верно, то при чем здесь интернет?

Совершенствование гаджетов и стремительное распространение доступа в Сеть уже через несколько лет лишат работодателей возможности контролировать, какой именно информационный обмен осуществляет персонал в рабочее время. Прямо хоть глушилки для мобильных телефонов ставь… И наконец, последнее. Только в этом году до меня дошла очевидная в общем-то мысль, что киберпанк – это не манипуляторы-щупальца и компьютеры в унитазах (хотя спорить не буду – кнопки на толчке колорита в жизнь добавляют будь здоров). Киберпанк в быту – это незаметное изменение социальных механизмов, вызванное стремительным развитием средств создания и распространения информации. И вот он, родимый…

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?