12 лет назад 11 октября 2006 в 13:26 77

Большинство моих знакомых не понимают, зачем люди покупают себе внешние приводы CD-RW. Ведь приходится занимать еще одну розетку, куда-то ставить громоздкий блок питания, втыкать в системник еще один провод, а иногда даже какой-нибудь SCSI-контроллер. А удобства-то где? Не понимают. А вот я им расскажу. Прямо на всю страну.

Во-первых, если компьютер все время стоит под столом и включается кнопками с клавиатуры, нет никакого смысла усложнять себе жизнь, каждый раз залезая или просто нагибаясь только для того, чтобы вставить диск. Внешний привод совершенно безболезненно располагается рядом с клавиатурой, а все манипуляции с ним можно проводить, даже не меняя положение запястий.

Во-вторых, намного приятней смотреть не на тусклый светло-серый торец привода, торчащий из системного блока, а на стильный полупрозрачный девайс. В-третьих, в последнее время создатели всяческой периферии кинулись осваивать возможности шины USB, а это говорит об отсутствии проблем со свободными портами, а также с установкой девайса.

И в-последних, лично мне больше нравится идея о маленьком корпусе с мощной начинкой и подсоединенными к нему устройствами, нежели идея о большущей серой коробке, в которой напичкано пусть даже самое мощное на сегодняшний день железо. И сегодня мой день! Ибо привезли на тестирование внешний CD-RW-привод от Iomega.

Вытаскиваем именинника. Экая синяя лапочка. С талией и особой выпуклостью посередине. Сейчас познакомимся. Так как инициатива принадлежала мне (а вы когда-нибудь видели CD-RW-приводы, бросающиеся вам на руки?), я решил не испытывать судьбу и начал строить отношения с девайсиной по документации – чтобы не раскапризничалась. Залез в коробку, достал оттуда все и стал внимательно изучать. Так, что это? Два разных силовых кабеля под розетки разных стандартов, блок питания, аудиошнур, провод USB, контроллер USB 2.0…

Эй, а где документация? Ага, вот, нашел. Оказалось, что так называемая документация находится в одном пакетике с CD-диском, причем по формату точно такая же и расположена под диском. Разрываем пакетик, так, книжечку с гарантией на фиг с пляжа, памятку для пользователей Macintosh туда же, листок про контроллер пока отложим… Ага, вот и документация – как всегда, последняя в списке.

Написано сие произведение довольно странно: на каждой странице расположен один пункт, но переведенный сразу на шесть языков. То есть полезной информации на каждой странице – ровно три-четыре строчки.

Представьте себе: на одной странице рассказывают как нужно вкладывать CD в драйв, на второй – какую кнопку нажать, чтобы поставить программное обеспечение, на третьей – куда втыкать один конец аудиошнура, на четвертой – куда втыкать другой конец того же шнура.

К концу документации чувствуешь себя, мягко говоря, дебилом, тем более что на последних N-цати страницах тебе по строчке рассказывают о том, что, оказывается, на этом приводе можно создавать AudioCD. О каких-либо нюансах подсоединения – ни слова, а зря.

Первый небольшой глюк вылез при подключении контроллера USB 2.0. После его установки он категорически отказался опознавать девайсы с интерфейсом USB 1.1. Все решилось просто – достаточно было только перезагрузиться. Второй глюк был куда неприятнее. USB-шнурок соединил контроллер и привод, Windows 2000 Professional поставила для него все необходимые “дрова”, система вроде бы продолжала нормально работать.

Но стоило перезагрузиться, как на самом старте “винтукей” попытался обратиться к Iomega CD-RW, вылетел в синий экран смерти и стал сгружать на диск дамп памяти. Опаньки. Вытаскиваем диск из внешнего привода, опять перезагружаемся. Система, шурша драйвом, на пол-минуты останавливается… уф, все нормально, пронесло. Пытаемся еще раз спровоцировать систему, то есть вставляем в драйв CD-диск и опять перезагружаемся. Все нормально – значит, все те глюки были одноразовыми. Это радует.

Итак, драйв установлен, система довольна, пора бы посмотреть, что умеет эта красотка от Iomega. Так как в документации никаких технических характеристик найдено не было, я полез на дно коробки – именно там Iomega любит указывать ТТХ своих устройств. Но и там их обнаружено не было.

Все, о чем нас сочли нужным поставить в известность, – о возможности подключения драйва к порту USB стандарта 1.1, с соответствующим изменением скоростной формулы до 4/4/6, а также о возможности “граббить” аудиодиски на скорости 32х.
Итак, тестирование. Первый тест – скорость чтения обычных дисков. Куча MP3-файлов общим объемом в 476,5 Мб скопировалась за две минуты 46 секунд.

Средняя скорость – 2,87 Мб/с, что составляет примерно 19,6х. До внешних дорожек драйв так и не добрался (так как диск был забит не полностью) и, соответственно, не успел развить полную скорость. Отдельный тест передачи данных на внешних дорожках показал, что максимальная скорость, развиваемая приводом, – 5 Мб/с, что в пересчете на “иксы” равняется скорости 34х. Та же история повторилась и с другими дисками.

И только на одном CD-диске скорость на внешних дорожках составила 39х, что уже близко к заявленным характеристикам. Так или иначе, на полностью заполненных дисках этот привод выдает среднюю скорость в 23х-27х, что является довольно средним показателем для 40-скоростных приводов.

Пока привод тщетно играет скоростями в надежде прочитать с полностью убитого диска первый файл, попробую обобщить впечатления от привода. Пункт номер один, чисто дизайнерский. Как вы видите на фото, драйв выполнен в темных тонах – в основном он синий, а нижняя часть темно-серая.

Так каково же было мое удивление, когда после того, как я нажал кнопку Eject, синяя крышечка лотка откинулась и на меня медленно выехал… белый стандартный лоток! Здравствуйте, приехали. Ну ладно, мы не видим шестеренки, всякие там внутренности – совсем не обязательно их стилизовать и перекрашивать, но лоток?! Мы же чаще всего общаемся с драйвом посредством кнопки Eject – так почему же лоток не покрасили? Постеснялись? Нехорошо.

Драйв, кстати, так и не собирался огорчать меня сообщением об ошибке и все продолжал сбрасывать и поднимать скорость в надежде прочитать файл, хотя зря: ждать двадцать минут, пока копируется один файл размером в 2 кб, – глупо. Ладно, будем ждать, а пока неспешно продолжим описание. Кнопка Eject маленькая, треугольная, вполне удобная.

Гнездо под наушники выполнено в углублении, так что нестандартным “мини-джекам”, а также некоторым переходникам “джек – миниджек” там делать нечего. Регулятор громкости утоплен так глубоко, что повернуть его совсем не просто людям с толстыми пальцами. Себя я к этой категории людей не отношу, но комфортно управлять громкостью я смог только подушкой большого пальца или мизинцем. Для любителей слушать аудио через звуковую карту предусмотрены два выхода (по каналу на каждый) типа “тюльпан”.

В комплект прилагается шнур “два тюльпана – джек” – специально для передачи аудиотракта на линейный вход звуковой карты. Уровень выходного сигнала, понятное дело, нигде не регулируется – все-таки линейный выход. Качество звука вполне приличное – во всяком случае лучше, чем при аналоговой передаче аудиотракта с внутреннего CD-ROM на звуковую карту посредством тоненького кабеля, собирающего наводки внутри системного блока.

Странно, вот уже прошел час, а привод никак не образумится – все пытается сделать невозможное. Жмем Eject. Да, упорства приводу не занимать, и на дисках среднего качества это явный плюс.

С качеством чтения более-менее разобрались, пока приступать к записи и перезаписи болванок. Iomega укомплектовала резак диском с программой HotBurn – своим изобретением для прожигания болванок. При запуске программа настойчиво предложила проверить, будет ли успевать передавать данные штатный CD-ROM так же быстро, как драйв от Iomega сможет их писать. Этот тест предназначался для корректной работы режима CD Copy, когда диск копируется без хранения промежуточных образов на жестком диске.

После того, как программа успокоилась насчет возможностей системы (52-скоростной CD-ROM все-таки справился с задачей) пришла пора заглянуть программе в лицо. Интерфейс программы… ну просто убойный: представьте себе большущий цифровой плейер, обтянутый синими сотами, которые произведены явно мутировавшими пчелами. Нравится?

Мне очень. В общем, смотрите сами. Скины можно выбирать, но с программой идет только парочка “кож”. Справа от главного окна “плейера” вы выбираете тип диска, который собираетесь создать. Выбор довольно примитивен – “Music CD”, “Data CD”, “CD Copy” и “CD Label”.

Для особенно продвинутых (то есть тех, кто заметит в верхнем правом углу кнопку конфигурации и поставит еще одну галочку в опциях) доступен еще режим Mixed mode, в котором на диске сочетаются как аудиотреки, так и обычные данные.

Работать с программой довольно приятно – вы просто перетаскиваете нужные файлы в главное окно “плейера-мутанта” или добавляете по файлу кнопкой Insert, а потом давите на кнопку Create CD. В случае создания музыкального CD программа умеет импортировать не только файлы с расширением wav, но и mp3, wmv, 8vx, а также общается с несколькими другими полезными форматами.

В режиме данных все настолько просто, что даже бессмысленно описывать. В Mixed mode все немного сложнее – вам сначала придется поработать с файлами в Music mode, потом в Data mode, а потом уже давить “бутон” Create CD.

Компания Iomega как-то постеснялась класть в комплект чистые болванки, поэтому для теста я стащил у верстальщика пачку используемых для бэкапа дисков. Короче, после часа подбора композиций общей продолжительностью где-то около 63 минут, я, наконец, нажал на эту заветную кнопку “Create CD” и получил… запоротый диск.

Может быть, не стоило записывать со скоростью 16х на диск, поддерживающий максимальную скорость записи 12х, но ведь на других приводах таких проблем не было! Побывавшая однажды в редакции “плешка” (она же Plextor), совершенно спокойно прожигала именно эти болванки на скорости 16х. Со злости болванка треснула в руках и разлетелась на десятки маленьких кусочков.

Ой, а это что? Отражающее покрытие диска оказалось, мягко говоря, не совсем плотно прилегающим к диску – кроме маленьких кусочков пластмассы на полу валялись ошметки отражающего покрытия. Да, батенька, сказал я себе, вы бы еще на туалетную бумагу музыку записать попробовали…

Ладно, дубль два – пишем музыку на новый хороший диск, уже поддерживающий скорость 16х. О! Срослось! Абсолютно честные 16х! Четыре с половиной минуты плюс полминуты на всякие там Lead-In и Lead-Out. Проверяем качество… все нормально. С записью диска CD-RW наш привод тоже справился нормально.

Так как о технологии защиты от обнуления буфера нигде не упоминалось, пришлось проверять ее боем. Проверил. У меня сложилось ощущение, что программа выставила себе высокий приоритет в системе, и именно поэтому довольно долго держалась на плаву. Но ее это не спасло.

Побольше запущенных приложений, и недописанный диск выехал уже в качестве элемента для штор Сергея Бучина.
Итог сей басни таков. Привод не очень сильно шумит, крайне удобен в эксплуатации для пользователей, не занимающихся созданием экстраординарных CD, но очень не любит плохие диски. Так что решать вам.

Автор: Доктор Зло

Благодарность: Редакция журнала благодарит PR-агентство “Маслов, Сокур и партнеры”

№ 43

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?