18 лет назад 2 ноября 2006 в 11:37 734

Люди стали самовыражаться с помощью высоких технологий практически одновременно с появлением этих самых высоких технологий. В далеком детстве я был потрясен, увидев, как с помощью совершенно чудного девайса — Алфавитно-Цифрового Печатающего Устройства (АЦПУ) — дяденька инженер в одном из московских НИИ распечатывал разные картинки на рулонах бумаги с перфорированием по краям. Розочки там всякие, дам в завлекательных позах…

Специально для того народа, который думает, что история принтеров началась с матричных Epson, поясняю: это самое АЦПУ было размером с полрояля, подключалось к электронно-вычислительной машине серии СМ (уж не помню, какой точно) и выпечатывало эти самые изображения исключительно с помощью букв, цифр и несущественного количества служебных символов. Надо сказать, что эти изображения площадью этак два квадратных метра смотрелись более чем органично. Их дарили знакомым, вешали на стенку с целью украшения — и, надо сказать, они с этой функцией вполне справлялись.

В 80-е годы даже мода своеобразная возникла на такие вот картинки, посему предприимчивые граждане начали делать изображения на заказ (!). Как вы понимаете, первое слово, которое отечественный человек пишет на заборе — это матерное такое, которое привести на этих страницах я не могу, а первое изображение, которое он заказывает умельцу, умеющему рулить АЦПУ — это он сам, любимый. И вот, безызвестные творцы умудрялись служебными символами даже бороды заказчиков исполнять.

…Споры о том, что можно считать искусством, а что нельзя, начались, мне кажется, одновременно с тем, как первый неандерталец взял в руку камень и прочертил им на стене пещеры первую полосу. Наверняка у этого новатора немедленно нашлись свои критики, которые были не согласны с его трактовкой действительности. Возможно, даже активно не согласны. К нашему времени ситуация принципиально не изменилось, правда, само понятие «искусство» сильно расслоилось. Появилось такое явление как «массовое искусство» (оно же «поп-арт»), еще там всякие направления возникли (тут я в детали вдаваться не буду, потому как в них совершенно не рассекаю), однако один масштабный спор из этой области заслуживает обсуждения на страницах Апа. 
Творчество, могущее быть созданным только с использованием компьютера и его производных — это вообще что? Какие методы классификации применимы к этому явлению?

Несмотря ни на что, до сих пор довольно популярна (особенно среди представителей совсем старших поколений) идея, что в радиусе километра от компьютера творчество погибает, мне кажется, что здесь ситуация не сильно отличается от ситуации в эпоху первобытного человека или Ренессанса: многие люди занимаются творчеством — с их точки зрения, но у немногих на выходе получается искусство. А так как раньше средств доставки информации к каждому конкретному человеку было существенно меньше, чем сейчас, то и ценилась она значительно выше, и, как следствие, проявлялось только то, что прошло тщательный отбор — неважно по каким критериям. А сейчас у нас как дела обстоят? Пришел товарищ, запустил какую-нибудь программу, родил на выходе файл с изображением или, упаси Господи, музыкой и думает: а вот осчастливлю я всех своим чудным творчеством! И кладет его в Сеть.

В Сети с каждым днем становится все больше подобного рода произведений всех жанров — от прозы и стихов до рисунков и фильмов, по ознакомлению с которыми возникает соблазн думать, что компьютер — это враг вкуса и тем более — творчества. Однако это не совсем так.

С вашего позволения, оставим за кадром многочисленные способы адаптации традиционных форм творчества к высоким технологиям. Одни говорят, что Лувр по Сети — это профанация (как правило, так считают те, кто смог там побывать лично), другие рассматривают виртуальные экскурсии как средство приобщится к прекрасному (я склонен с ними согласиться), но факт лишь в том, что средства доставки продуктов искусства до населения принципиально содержание этого самого искусства не меняют. Нет, безусловно, на Джоконду лучше смотреть лично, а потом отправляться в кабак и за стаканчиком красного вина обсуждать ее влияние на культуру Европы — но ведь, простите, такая возможность есть у несущественного процента населения нашей планеты.

Так что ж — остальным и по интернету не стоит выяснять, чего там странные белые люди напридумывали? А если до конца жизни не удастся денег набрать достаточно для поездки, ну, если не в Лувр, то хотя бы в Эрмитаж? Нет, дорогая редакция, это не дело. Если уже стало общепринятым явлением ознакомление с продуктами культуры и искусства с помощью телевизора и радио, то уж давайте и за интернетом признаем право являться проводником разумного, доброго и вечного. А то он окончательно в помойку превратится.

Впрочем, не все еще в этой жизни потеряно. Интернет, наравне с мощной прослойкой людей, которые радостно графоманствуют, также дал возможность многим по-настоящему талантливым людям продемонстрировать всему миру, что именно они могут. Другой вопрос, что специфика Сети вызвала к жизни целый спектр форм самовыражения, которые ранее просто не могли существовать — банально в силу отсутствия технической возможности.

К примеру, возьмем такую незаслуженно забытую в наше время форму самовыражения, как ASCII-art (рисунки, составленные из символов). Более подробно об этом виде развлечения себя можно прочитать во врезке, а здесь хотелось бы только заметить, что навык создавать красивые изображения с помощью нестандартных вещей хорош сам по себе — независимо от того, что служит «строительным материалом» для них. 
ASCII-art появился безотносительно к Сети, она лишь стала средством распространения уже готовых работ и средством общения для тех, кто не желал признать эту форму самовыражения безнадежно устаревшей в связи с появлением графических дисплеев. Сходную ситуацию породило и появление технологии flash, давшей людям относительно простой в освоении пакет для создания самых настоящих анимационных картин.

Пожалуй, самый известный flash-проект у нас в стране — это сериал про небезызвестную Масяню, но ведь ей же дело не ограничивается! Если побродить по специализированным ресурсам, особенно англоязычным и японским, то можно найти работы, достойные представления ну если не на Каннском фестивале, то уж на какой-нибудь «Пальмовой ветви» точно. Флэш-мультипликация к настоящему моменту уже благополучно и на жанры успела разделиться. Люди умудряются сделать так смешно роликом продолжительностью буквально в несколько десятков секунд, что прямо диву даешься.

Однако, с точки зрения людей, которые неодобрительно относится к творчеству в контексте компьютера, приведенные мной примеры обладают рядом недостатков. В частности, в них описываются примеры творчества, реализованные с помощью компьютера, так что эксперимент не может считаться чистым.
Но у меня есть еще один пример — мой любимый. Вернее, примеров у меня еще довольно много, но этот особенно удачный.

Интернет, как средство горизонтального распространения текстовой информации, породил к жизни феномен «длинного анекдота». Анекдоты как явление предназначались исключительно для передачи из уст в уста, поэтому среднестатистический анекдот ограничен возможностью обычного человека его запомнить. А в интернете не надо ничего запоминать: чтобы рассказать анекдот, достаточно просто нажать на кнопочку Forward или сделать Copy-Paste в аську. Вот тут-то народ и разошелся.

Различного рода дневники (котов, собак, хомяков, спецназовцев). Анекдоты из серии «Вы слишком долго прожили в…, если» (пример: «Вы слишком долго прожили в Израиле, если: не бросаете бычки в урну — во-первых, прогорит пластиковый пакет, во-вторых, взорвется пластиковая взрывчатка») и еще 30 подобного рода пунктов. На http://www.anekdot.ru/ даже раздел специальный появился для подобного рода смешилок, а это означает, что они пошли в массы. Безусловно, и среди них попадаются глупые и несмешные — но покажите мне любую отрасль творчества, где нет отбросов?

Если вам кажется, что подобного рода аргумент несостоятелен («Фу, ну подумаешь, анекдоты какие-то!»), то загляните в Сеть. Вы найдете там много всего, что однозначно является следствием творческих процессов. Ну, а то, что распространение получают не самые сложные для интеллектуального восприятия вещи — так, это господа, не к творцам вопросы, а к слушателям. Если бы слушатели, цитируя классиков современной сказки, «врубные» были, тогда бы и творения расходились посложнее. Они есть, просто надо знать, где искать. Массовый клиент туда не ходит — он длинные анекдоты читает. И это хорошо — потому что среди них иногда попадаются действительно удачные.

P.S. Маленькое творчество — лучше чем большая попса. Так уж мир устроен. 

ASCII-art

 
Аббревиатура ASCII расшифровывается как American Standard Code for Information Interchange — стандарт. Стандарт описывает коды, которые в компьютере соответствуют буквам, цифрам и служебным символам. Всего их 256, ну а в ASCII-art всерьез используются только первые 95, потому как остальные в разных системах отображаются по-разному.
Во времена BBS ASCII-art цвел и пахнул, ну а сейчас упорнее всего за ASCII-art держатся варезники — как самая консервативная в плане традиций группа пользователей Сети. До сих пор заставки варезных групп, которые они помещают в RIP большинства «зарелизеных» программ, делаются с использованием ASCII-art, правда, уже с анимацией и прочими признаками 21 века, который, как известно, у нас на дворе. 
И вообще — обязательно сходите на gooroo.wallst.ru — очень душевный и интересный ресурс по теме.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?