В 1979 году руководство Xerox решило провести демонстрацию возможностей своего графического интерфейса специально для Стива Джобса. В Apple в то время шла кипучая деятельность по созданию принципиально нового компьютера Lisa.
Н епонятно, какими доводами руководствовались боссы из Xerox. Может быть, они хотели банально похвастаться, а может, таким образом старое подразделение копиров хотело поставить подножку более новому подразделению компьютеров. Но факт остается фактом: Стив Джобс и его коллеги попали в святая святых конкурента в тот момент, когда больше всего ощущали потребность в новых идеях. Дело в том, что работа над компьютером Lisa начала постепенно заходить в творческий тупик.
Увиденное в PARC (Palo Alto Research Center) просто потрясло людей из Apple, особенно манипулирование иконками и окнами при помощи мыши. Да простят мне такое утверждение, но Стив Джобс практически полностью позаимствовал GUI у PARC и использовал его в своих компьютерах Lisa и Macintosh. Любопытно, что несколько позднее, когда интерфейс нового программного продукта компании Microsoft – графической оболочки Windows – оказался как две капли воды похож на графический интерфейс Mac OS, руководство Apple сильно обиделось и подало на Microsoft в суд.
Было это в 1989 году. Руководство Xerox тут же рассудило, что оно, в свою очередь, имеет ничуть не меньше прав подать в суд за воровство интерфейса на Apple. Правды, впрочем, Xerox добиться не смогла, поскольку истек трехлетний исковый срок. Но и Apple тоже суд проиграла и в конце концов в 1994 году прекратила попытки бороться с Microsoft. В итоге идея многооконного графического пользовательского интерфейса стала как бы всеобщим достоянием.
Все перипетии развития компьютеров Apple и PC-совместимых моделей требуют отдельной летописи. Поэтому лишь упомяну кратко, что проект Lisa оказался провальным из-за неслыханной продажной стоимости. Зато Apple Macintosh, который был анонсирован в январе 1984 года, ждал оглушительный успех. Но PC-совместимые машины стали теснить Apple по всем фронтам. Законодателем моды на графический интерфейс стала Windows. Короче, Джобс покинул компанию. Вернулся он лишь в конце 90-х, а в середине «нулевых» началось новое победное шествие Apple и его интерфейса.
История создания ай каких хороших «падов» и «фонов» находится несколько за гранью – нет, не добра и зла (хотя и не без того), а данного цикла статей. Но было бы неправильно обойти молчанием историю появления тех основных технологий, которые, собранные воедино Стивом Джобсом, так сильно удивляют и радуют мир последние несколько лет.
В некотором смысле все началось с ботаников. В 1888 году австриец Фридрих Рейницер, изучая свойства органических веществ, открыл жидкости, молекулы которых сохраняют определенную упорядоченность и анизотропию свойств. Название «жидкие кристаллы» придумал в 1904 году Отто Леман, он же начал систематическое изучение этих веществ. Почти целый век открытие оставалось чисто научной фишкой, пока в 1960-х не началось активное изучение жидких кристаллов. В 1972 году в Питтсбурге (США) был создан прообраз жидкокристаллического дисплея с активной матрицей.
Одна из первых областей применения ЖК – часовая промышленность. Первые в мире цифровые кварцевые часы с ЖК-экраном поступили в продажу в 1973 году, назывались они Seiko Quartz 06LC. Кстати, первый в мире портативный LCD-телевизор тоже выпустила корпорация Seiko – в 1984 году. Несколько ранее, в 1981 году, другая японская компания – Hitachi – заявила о разработке ЖК-дисплея нового типа, позволяющего отображать до восьми строк текста. Собственно, все 80-е и 90-е технология изготовления экранов совершенствовалась и совершенствовалась. Заметим, отнюдь не усилиями Apple.
ЖК-экран, однако, не самая сильная сторона продуктов Стива Джобса с общим видовым именем «ай-нэ-нэ». Огромный интерес вызвал интерфейс, основанный на сенсорном экране (тачскрин). Сейчас прокручивание пальцем строк текста или графических превью уже никого не удивляет. А ведь совсем недавно…
Описание первого сенсорного экрана содержится в статье Сэмюэля Херста (Samuel Hurst) Touch display – a novel input / output device for computers («Сенсорный экран – новое устройство ввода / вывода для компьютера»), опубликованной в журнале Electronics Letters в 1965 году. В 1967 году он описал это устройство в более подробной статье. Идея, собственно, сверхпрогрессивная для своего времени. Пока лучшие умы бились над способом подключения клавиатуры к ЭВМ для ввода информации и телевизора для вывода, Херст предложил устройство, которое будет выполнять одновременно две функции, то есть в некотором смысле вберет в себя все элементы интерфейса.
Идея поначалу нашла себе применение в электронных гидах для туристов, стоящих в центральных универсамах, банкоматах и т. п. Hewlett-Packard была первой компанией, которая по достоинству оценила перспективы сенсорных экранов в компьютерной области. В 1983 году был выпущен компьютер HP-150. Несмотря на то что эта персоналка была создана на базе не самого мощного на тот момент процессора Intel 8088, реклама превозносила его как «компактный, мощный и инновационный».
Ну, по поводу мощности мы, конечно, промолчим, ибо к тому времени уже два года как на рынке продавалась машина IBM AT с процессором Intel 80286, имевшим 16-разрядную внешнюю шину и среднюю скорость выполнения команды в 4,5 такта (у 8088 – 12 тактов). К тому же 80286 был первым в мире микропроцессором, который предполагал многозадачное выполнение программ (тогда, правда, не было полноценной многозадачной операционной системы). Но вот что до инновационности HP-150, то тут все было в порядке.
Реклама Hewlett-Packard нового компьютера HP-150 с графическим интерфейсом
У этого компьютера имелся сенсорный экран. Строго говоря, 9-дюймовый монитор Sony на электронно-лучевой трубке, входивший в комплект HP-150, был не совсем тем, что мы сейчас понимаем под сенсорным экраном. Но, во всяком случае, инфракрасные датчики, расположенные в рамке дисплея, позволяли точно позиционировать любой непрозрачный объект, которым пользователь прикасался к экрану.
Потом появились ноутбуки, в которых жидкокристаллический экран (сперва на пассивной, а затем и на активной матрицах) был стандартом. Очень скоро свет увидело чудо техники в виде КПК – т. н. карманных компьютеров, в которых интерфейс строился именно на сенсорных экранах, оптимизированных для работы специальным стилусом (привет Древнему Риму).
Для iPhone и прочих «ай-штук» надо было разрешить еще одну проблему. Сенсорные экраны прошлого могли очень точно определять координаты точки, в которую уперлось острие стилуса, но были не в состоянии обработать такую, кажется, простую штуку, как несколько одновременных касаний. А ведь именно это делает интерфейс, появившийся в iPhone, таким привлекательным. Но, оказывается, мультисенсорный экран был разработан за 30 лет до начала продаж iPhone.
Первый мультитач был создан в недрах CERN (European Organization for Nuclear Research) в 1977 году на основе идеи, предложенной датским инженером-электронщиком Бентом Штумпе (Bent Stumpe) аж в 1972 году. Идея заключалась в том, чтобы специальные конденсаторы «отлавливали» не одну, а несколько точек поверхности, к которой прикоснулось нечто.
Эта технология, кстати, уже тогда позволяла вычислять и силу нажима на экран, поскольку чем сильнее палец прижимался к нему, тем больше была площадь соприкосновения. Дальнейшие улучшения свойств мультитача были произведены в университете Торонто в 1982 году. А в 1991 году некто Пьер Веллнер (Pierre Wellner) опубликовал описание «цифрового стола», который управлялся несколькими пальцами и мог обрабатывать динамически изменяемые координаты точек контакта (т. н. жесты).
В период между 1999 и 2005 годами американская компания Fingerworks усиленно совершенствовала технологию мультитач. Сотрудники этой компании волновались в том числе за людей, страдающих разными формами болезней конечностей (то есть действовали примерно с той ж целью, что и итальянец Пеллегрино Тури, когда он в 1808 году изобретал печатную машинку). Именно для них компания начала производство специальных мультитач-клавиатур для компьютеров. Отгадайте, как они назывались? Одна из серий клавиатур для больных назывались iGesture Pad.
А теперь отгадайте, какое будущее было у клавиатур iGesture Pad? В 2005 году компания Apple приобрела компанию Fingerworks и ее мультитач-технологии. Сразу после этого выпуск iGesture Pad был прекращен. А чуть более года спустя, 9 января 2007 года, Стив Джобс провозгласил наступление новой эры, анонсировав iPhone.
Что это – пиратство? Паразитирование на чужом интеллекте? Интуиция? Трюкачество? Наверное, немного того, немного этого, немного пятого и десятого, помноженное на энергию и способность не просто быстро ориентироваться в «пространстве технологий», а самому его создавать и продавать людям в привлекательной упаковке.
Но все же ничего нового в научно-техническом плане Стив Джобс никогда не создавал. Он просто подыскивал самые фантастические, но не очень известные технические идеи современности, творчески собирал воедино и умело сбывал по сходной цене. Только и всего. Только и всего? UP