17 лет назад 22 октября 2007 в 16:25 1185

 

Первым делом разберемся с аппаратурой. Никто, понятное дело, не запрещает использовать дешевую компактную камеру, но лучше этого не делать, если не хотите поссориться с девушкой (смайл). При съемке портрета огромным плюсом является наличие зеркальной камеры. Главным ее преимуществом является возможность гибкого управления глубиной резкости. Красиво размытый фон подчеркивает объем снимка, акцентирует внимание зрителя на модели.
Справедливости ради стоит заметить, что нужно это далеко не всегда. Например, при съемке пейзажа не должно быть размытых деталей. Поэтому, как правило, пейзажи получаются очень неплохо даже с использованием бюджетных компактов. Однако сейчас речь идет именно о портрете, где возможность сильного размытия фона является огромным плюсом.
Вторая причина, заставляющая задуматься о выборе зеркальной камеры, – возможность быстрой и точной автоматической фокусировки. Поймать улыбку или мимолетную эмоцию можно только в случае, если между нажатием на спусковую кнопку и созданием кадра проходит очень малый промежуток времени. Вот представьте: идете вы по улице, никого не трогаете и вдруг видите прекрасную незнакомку, которая вам улыбнулась. С помощью тормозной мыльницы вы успеете снять разве что спину девушки, уходящей прочь. А если в руках у вас зеркалка, с большой долей вероятности может выйти неплохой жанровый портрет.
Зеркальные камеры имеют сменную оптику, и это тоже огромный плюс. Существуют специальные объективы, предназначенные для съемки портретов. Они имеют фиксированные фокусные расстояния от 85 до 135 мм (а также довольно высокую цену; например, Sony 85 mm f/1.4 в московской рознице стоит порядка 50 тысяч рублей. Аналогичные объективы для других систем могут стоить дешевле, но в любом случае это сотни вечнозеленых единиц ненашей валюты. – Прим. ред.). Портретники имеют высокую светосилу и способны аккуратно и красиво размывать фон в зоне нерезкости. Вторая характеристика оптики часто называется ее рисунком.
Опытные фотографы любят повторять, что отсутствие автоматики в камерах заставляет задумываться о технических аспектах съемки, а не машинально нажимать на кнопку, получая весьма посредственные снимки. Я не во всем согласен с данным утверждением, но работа с портретным объективом, имеющим фиксированное фокусное расстояние, действительно требует понимания компоновки кадра. Во время съемки вы не стоите на месте, а постоянно ищите выгодные ракурсы. Все это иногда напоминает 3D-шутеры, где необходимо «стрейфиться», целясь в одну точку, и бегать вперед-назад (надо признаться, весьма необычная аналогия. Знали бы портретируемые, что творится в головах иных фотографов. – Прим. модели). Однако игра стоит свеч. Качественные снимки с красивым фоном являются лучшей благодарностью за ваши труды.

С помощью кривых в Adobe Lightroom можно вытянуть проваленные тени

Curves – один из самых мощных инструментов коррекции изображений в Photoshop
Лето, ранняя осень и весна – отличное время для съемки портрета на открытом воздухе. Лучше всего фотографировать вечером, когда солнце устремляется за горизонт: свет становится рассеянным, тени теряют полуденную жесткость, да и нет той страшной жары (если мы говорим о лете), что заставляет плавиться все вокруг. Вопреки распространенному мнению, портреты лучше снимать против солнца. Да, при этом лица моделей будут довольно темными, но зато никто не будет щуриться. Сделать тени светлее можно будет потом, в любом графическом редакторе (но лучше аккуратно подсветить отражателем – см. врезку. – Прим. ред.). Если лица уже совсем не видно, а фигуры больше похожи на силуэты, следует воспользоваться вспышкой. Это, может быть, звучит странно, но даже при ярком уличном освещении довольно часто приходится прибегать к помощи дополнительных источников света.
Чаще всего используется режим приоритета диафрагмы. При съемке крупных планов лучше немного прикрывать ее отверстие – фон и так получится сильно размытым, а вот глубины резкости может и не хватить. Например, один глаз может получиться четко, а другой уже будет немного размытым. Это не очень хорошо. В таком случае закройте диафрагму до значений f4-5,6. При съемке общих планов, напротив, лучше максимально открыть диафрагму – в противном случае фон становится чересчур резким, а картинка теряет в объеме.
Для чего при портретной съемке используется длиннофокусная оптика? Узкий угол обзора уменьшает влияние перспективных искажений. Снимите сидящего человека широкоугольным объективом – его ноги, находящиеся ближе к краю кадра, будут казаться непропорционально большими. Снимок, сделанный длиннофокусным объективом, будет лишен данных недостатков. Но даже если вы держите в руках зеркальную камеру с хорошим портретным объективом, старайтесь избегать неудачных ракурсов, вносящих нежелательные перспективные искажения. Например, если вы сделаете портрет лежащей девушки, направив камеру вдоль тела со стороны головы, то это очень сильно визуально укоротит ее ноги. Так недолго впасть в немилость (смайл).
И все же съемка портрета – это не набор жестких правил и инструкций, а в первую очередь творчество. Технические навыки просто позволяют делать качественные снимки в любых ситуациях, даже если на принятие решения есть лишь доли секунды.
Рассматривая обработку портретных снимков на компьютере, хотелось бы, в первую очередь, остановиться на проблемах неправильной экспозиции и цветопередачи. В качестве RAW-конвертора возьмем программу Adobe Lightroom, а методы обработки рассмотрим на примере Adobe Photoshop.
В принципе, все корректировки можно выполнить сразу в конверторе во время преобразования файла RAW. Применение полностью автоматического режима исправляет лишь общую картину, не делая различий между отдельными тональными участками изображения. Для эффективной корректировки экспозиции лучше всего воспользоваться кривыми. Для этого в Adobe Lightroom необходимо переключиться в режим Develop и выбрать инструмент Tone Curve. Выглядит он так же, как и во всех других графических редакторах. По горизонтальной оси отложены текущие значения яркости пикселей. Иногда их указывают в неких условных единицах от 0 до 255, иногда – как в случае Lightroom – в процентах. По вертикальной оси расположены значения яркостей, которые получатся после внесения изменений. То место, откуда начинается кривая (слева внизу), называется «черной точкой». Это область изображения, которая выглядит очень темной, но где все-таки есть какие-то детали. Соответственно, кривая заканчивается в так называемой «белой точке» – это самые светлые участки изображения, где тоже есть еще детали. Все, что находится между двумя этими точками, можно назвать тональным диапазоном изображения. В Adobe Lightroom он разбит на несколько частей. Участок от нуля примерно до 25% по горизонтали считается тенями (Shadows), от 75 до 100% – бликами (Highlights). Впрочем, деление это весьма условно. Теперь собственно о корректировке. Повышая яркость в темных участках изображения (передвигая кривую вверх), можно снизить общий контраст картинки, смягчив резкие, неприятные тени на лице модели.
Кривую можно поправить, поднимая или опуская с помощью мыши отдельные ее участки. Разумеется, далеко не все из нас являются великими художниками, и кривая может получиться не совсем аккуратной. В этом нет ничего страшного, так как в настройках инструмента присутствует кнопка Smooth. С помощью нее вы можете постепенно разглаживать кривую. Поиграйте с этим инструментом некоторое время – вы поймете, о чем идет речь. Если вы работаете со сжатыми изображениями в формате JPEG, то вместо RAW-конвертора основным вашим инструментом становится графический редактор. Adobe Photoshop также позволяет корректировать яркость и контраст с помощью кривых. Их вызов осуществляется из меню Adjustments или с помощью нажатия Ctrl + M.
Теперь стоит немного поговорить о коррекции цвета. В реальных условиях трудно добиться естественного тона кожи. Например, на закате лица выходят красными, а вспышки зачастую придают коже синеватый оттенок, что выглядит и вовсе отвратительно. К счастью, это можно исправить. В качестве примера нарушенной цветопередачи возьмем снимок, сделанный вечером в тени. Красный свет закатного солнца придал коже модели не совсем естественный, в данном случае розоватый, тон. Фотография преобразована из RAW в Adobe Lightroom в автоматическом режиме.
Необходимо воспользоваться любым из двух инструментов, HSL или Color, – по сути, это одно и то же, отличаются они только набором движков. Рассмотрим второй из них – Color. Цветные квадратики позволяют переключаться между четырьмя основными и тремя дополнительными цветами. Помните старое правило – «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»? Вот именно в таком порядке эти цвета и располагаются: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и еще пурпурный. Кнопка All отображает движки сразу для всех цветов. На нашем снимке на коже появился красноватый оттенок, поэтому необходимо выбрать соответствующий сектор цветовой палитры. Корректировка цвета производится настройкой трех параметров. Hue меняет тональность – в данном случае основной красный цвет можно сделать малиновым или оранжевым со всеми промежуточными оттенками, Saturation управляет насыщенностью, а Luminance – яркостью.
Так как кожа получилась слишком красной, необходимо сдвинуть регулятор Hue в сторону желтых оттенков. Повышение насыщенности подчеркивает телесные тона на снимке. И, наконец, незначительное снижение яркости красного цвета придает лицу модели немного смуглости.
Для коррекции изображений в формате JPEG лучше взять Adobe Photoshop. Есть несколько способов. Наиболее наглядный инструмент называется Hue/Saturation, он вызывается из меню Adjustments или с помощью сочетания клавиш Ctrl + U. Он тоже предназначен для корректировки оттенка снимка, его цветовой насыщенности и яркости. Точно так же, как и в Adobe Lightroom, вы можете подправить отдельные цветовые сегменты. Главное отличие Adobe Photoshop заключается в том, что в нем допускается корректировка произвольного цвета, а не выбор значения из жестко фиксированного набора.
Курсор имеет форму пипетки. Щелкая мышкой на какой-либо области лица модели, вы выбираете текущий оттенок. На полоске, расположенной в нижней части диалогового окна, можно вручную перемещать границы выбранного цветового диапазона. Если нужно поправить довольно широкий спектр оттенков, удобней немного расширить область воздействия фильтра, чем применять его несколько раз. Как и любой другой инструмент или фильтр в Adobe Photoshop, Hue/Saturation может применяться также и внутри выделения. Но начинающим лучше с этим пока не связываться – это совсем другой уровень работы, он требует на порядок большего внимания, терпения, аккуратности и времени.
Второй способ коррекции вызывается с помощью инструмента Selective Color из того же меню Adjustments. Суть его работы также сводится к изменению отдельного цвета (всего их шесть – красный, желтый, зеленый, голубой, синий, пурпурный), а также светов, теней и полутонов. (В Adobe Photoshop CS2 и ниже этот инструмент не умеет работать с изображениями в цветовом пространстве LAB. – Прим. ред.) Выбрав один из пунктов выпадающего списка, можно подправить соответствующий цвет. Для этого надо с помощью движков установить уровень голубого, пурпурного, желтого или черного. Selective Color позволяет более гибко подходить к коррекции цвета, однако не столь нагляден, как описанный выше.
Зато Selective Color незаменим при обработке старых цветных фотографий. Их основная беда – полное отсутствие черного цвета и низкий контраст. Этот инструмент позволяет сделать тени темнее, а также нейтрализовать избыток какого-либо оттенка на карточке.
Во время обработки портретов довольно много внимания уделяется «разглаживанию» текстуры кожи. Долой прыщи, поры и веснушки! Девушке, скорее всего, не понравится, если они будут видны на снимке. Традиционно для такой обработки применяются различные инструменты ретуши, например Healing Brush. Однако вручную делать все это несколько утомительно. Если есть спрос, рано или поздно возникает и предложение. Для быстрого автоматического «разглаживания» кожи можно использовать специальный подключаемый модуль Kodak DIGITAL GEM Airbrush, совместимый с форматом плагинов Adobe Photoshop. Разумеется, он будет работать и в любом другом графическом редакторе, поддерживающем этот формат. Лучше всего начинать обработку изображения, предварительно создав копию активного слоя. Настройки, предлагаемые по умолчанию, оптимальны в большинстве случаев, и не стоит забивать себе голову переназначением всех опций. Правда, надо отметить, что при чрезмерном употреблении этого фильтра теряется реалистичность картинки, она становится как бы «пластмассовой». Сразу видно, что тут не обошлось без «Фотошопа».
О технике съемки и обработки изображений поговорили, теперь поговорим об общении – портретная съемка без него немыслима. Волнуются и фотограф, и модель – особенно если они работают вместе в первый раз. Бывают, конечно, исключения. В этой статье в качестве иллюстраций приведены фото девушки, которая с первой встречи вела себя так, словно всю жизнь только и делала, что снималась у лучших мастеров портретной фотографии. Но это настоящий талант и большая редкость. Как правило, непрофессиональные модели на первой съемке нервничают, «зажимаются» и выглядят скованно. Дело даже не в стеснительности или вопросах морали. Просто фотографируемая не знает, как ей себя вести, и боится, что все получится плохо. Поэтому говорите ей вслух, какую позу нужно принять. Конечно, далеко не каждый из нас прирожденный актер, и с первой попытки может не все получиться. Главное в этом деле – установить контакт, а потом постараться сделать так, чтобы девушка начала вам доверять.
Что касается техники, то просчеты в большинстве случаев поправимы: Adobe Photoshop позволяет творить чудеса, недаром его зовут лучшим другом фотографа. Однако через много лет, глядя на старые снимки, вы вряд ли вспомните какие-либо технические детали съемки. А вот общение с моделью запоминается порой на всю жизнь. UP

Не «Шопом» единым…

Простые приемы во время съемки могут заменить долгие часы работы в графическом редакторе. Например, использование желтых светофильтров при черно-белой портретной съемке позволяет убрать веснушки, которых многие девушки почему-то так стесняются. Зеленые светофильтры делают губы визуально более заметными, выделяя их на фоне светлой кожи. Подобные стекла стоят не очень дорого, зато экономят кучу времени.
Еще один предмет, который должен быть у каждого фотографа, занимающегося портретной съемкой на пленэре, – это отражатель (их еще называют лайт-дисками – от англ. light disk). Он представляет собой обруч из пластика, обтянутый специальной тканью. С одной стороны эта ткань белая, с другой может быть золотистого оттенка. Установив отражатель на определенном расстоянии от модели, можно подсветить тени. Лайт-диск почти ничего не весит и не занимает много места: его можно перекрутить и поместить в небольшой чехол (в комплекте с которым подобные девайсы обычно и продаются). Цена вопроса – около тысячи рублей.

 

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?