11 лет назад 23 августа 2010 в 17:29 1027

По мере работы с материалом я пришел к выводу, что при изложении этой темы наиболее органичной и естественной формой будет классическая драма. Ситуация полностью удовлетворяет всем формальным требованиям жанра…

Две непримиримые семьи, вынужденные ютиться на небольшом острове, пламенные диалоги, кровавые бои, хитроумные перипетии и даже труп. Впрочем, жанр выдержан неточно – есть в происходящем что-то и от водевиля, и от бокса, и от клоунады: антраша, ложные выпады, гомерический хохот маркетологов из-за кулис… Жаль, что формат издания не позволяет последовательно оформить тему: с описанием выхода персонажей, глухими выстрелами за сценой и кучерявыми виньетками после каждого акта. Впрочем, и так будет весело.

Диалоги персонажей – это перефразированные реплики обитателей Сети, отстаивающих честь одного из двух кланов. Обсценная лексика, любительский психоанализ и угрозы немедленной расправы были вырезаны – но общая напряженная атмосфера так и не выветрилась: все же чувствуется, что беседа проходит вовсе не в теплой, дружественной обстановке съезда однопартийцев-единомышленников.

Действующие лица, как вы уже догадались, нанайские мальчики Nikon (черноглазый блондин в шелковой сорочке, выбирает Pepsi) и Canon (голубоглазый брюнет в люстриновой манишке, предпочитает Coca-cola), Труп Российской Фототехники (простое русское лицо, кумачовый кафтан), Публика. Выразительные возможности Публики ограничены выкриками, смехом и аплодисментами. Труп по ходу пьесы пассивно лежит посреди сцены, не принимая в происходящем ни малейшего участия, – впрочем, герои, взаимодействуя, отвечают ему тем же. Разве что изредка, при необходимости, перешагивают, а в акте, посвященном объективам и спиритизму, примеряют его очки, чтобы визировать будущее.

Некоторые камеры в обзор не попали: нельзя вместить весь рынок в одну статью, к тому же профессиональная студийная техника требует более ювелирного разбора. Также не затрагиваются относительно старые девайсы, например полупрофессиональные полнокадровые 5D Mark II и Nikon D700. Количество актов драмы почти соответствует количеству сегментов рынка: любительский уровень, полулюбительский, полупрофессиональный и профессиональный репортерский. Кстати, именно такая последовательность соответствует старому сюжетному закону: начинать надо с людей, заканчивать – богами. Чтобы у читателя от подъема в гору сердце заходилось в восторге и текли в умилении горячие слезы. Итак, действие первое.

Действие первое. Начальный уровень. Canon 1000D vs Nikon D3000
Canon: Думаю, сейчас я должен произнести то, чего так ждет от меня уважаемая публика. Я – лучший! О, кажется, я вижу в партере искривленные судорогой лица скептиков, знакомую мину европейского прагматизма… Что ж, господа, тогда я последовательно перечислю доказательства этого на первый взгляд скандального заявления.

Для начала хочу обратить ваше внимание на мой сенсор. Это светочувствительная матрица, сработанная знатными японскими ремесленниками по наиновейшей патентованной технологии КМОП, или, говоря проще, на комплементарных структурах, так сказать, «металл-оксид-полупроводник». Данная технология уже давно пришла на смену безнадежно устаревшей ПЗС. ПЗС – моветон и прошлый век. Между прочим, у моего оппонента как раз она. «Трехтысячник» – вообще последний никонианин, реализующий эту технологию, последыш, так сказать. Поскребыш… (Canon хихикает, переходя на скороговорку.) КМОП-матрица не будет иметь таких проблем, как горячие и битые пиксели, у нее меньше шумов на высоких ISO, с КМОП благодаря высокой скорости срабатывания гораздо меньше лаг затвора, КМОП – это низкое энергопотребление, уверенность, честь, сила, гордость, вера и достоинство…

Nikon: Братцы… Братцы мои… Да вы чего? Какое вам дело до технологии матрицы, если фотографии получаются одинаковые? И кто сказал, что новее значит лучше, а не дешевле? Так, на фотоаппаратах Leica, самые бюджетные модели которых стоят примерно как автомобиль отечественного производства (косится на Труп Российской Фототехники), стоит ПЗС. КМОП просто дешевле в производстве, вот ее и суют. Более того, раз уж вам так люба роль физика-теоретика, таки обратите драгоценное внимание на физические размеры матрицы: если у этого филистера она 22,2 x 14,8 мм, то у вашего покорного слуги – ни много ни мало 23,6 x 15,8 мм! Выигрыш более чем в миллиметр! Площадь больше – значит, и пиксели больше. Пиксели больше – шумов меньше… С ПЗС картинка более собранная, душевная, естественная, лучше тянется и гнется. К тому же при низких ISO (до 800 включительно) у моей ПЗС-матрицы меньше шумов – а ведь именно в этом режиме по большей части работает… Простите, творит, творит уважаемая публика. И наконец, уж если говорить о времени выпуска, то я таки посвежее буду.

Canon: Но ты желтишь… Синишь… Мертвечиной отдаешь.

Nikon: Инструкции по правильной установке баланса белого можно найти во встроенном руководстве пользователя. Ах, у тебя его, конечно же, нет – только куцый набор псевдотехнологических инсинуаций. Кстати, мы тут с Трупом и Публикой давно заметили: ты вообще парень прижимистый, замкнутый – инструкции в интернете не выкладываешь… К чему эта политика железного занавеса? И наконец, ни для кого не секрет твоя манера снобировать собственных клиентов – мы таки видели очереди в твои сервис-центры.

Canon: Во встроенной справке нет решительно никакого смысла, ведь ничто не мешает включить компьютер и ознакомится с материалом как белый человек. Верно я говорю, товарищи?

Публика: Ну да, да. Хотя какая разница.

Canon: Подобно всякому другому бесполезному изобретению, функция эта имеет очень ограниченную сферу применения. Единственная мыслимая ситуация, в которой она может быть необходима, – ты попадаешь на необитаемый остров, ничего не зная о технике фотосъемки, в руках у тебя цифровой фотоаппарат, и ты мучим страстно, на грани жизни и смерти, желанием творить. Какой абсурд. Но тебя зачали маркетологи в офисной полутьме, тебе этого не понять. Что же до инструкций, то зачем их выкладывать в Сеть, если к каждому аппарату и так приложена инструкция, настоящая, бумажная, пахнущая типографией и любовью? А неймется – так зайди на форумы и трекеры, там этого добра вдосталь… А теперь, родной, и ты шлею под хвост лови: режим Live View у тебя есть? Нет. У кого еще в нашем классе есть такая фича?.. А возможность осуществлять серийную съемку со скоростью три кадра в секунду? А поддержка E-TTL II? А брекетинг экспозиции? А предпросмотр ГРИПП?

Nikon: Не надо передергивать. Серия RAW у тебя всего 1,5 снимка в секунду, а не 3, как у меня. Плюс у меня RAW-буфер девять снимков вмещает. И у тебя всего 7 точек фокуса против моих 11. Ладно, пули нам все равно не ловить. Что же до Live View, то этот позаимствованный у «мыльниц» костыль противоречит самой идее зеркального цифрового фотоаппарата. К тому же это источник лишних шумов и медленное звено в цепи автоматики. Профессионалы не пользуются подобной ерундой: зачем покупать зеркалку, если собираешься снимать на нее как на мыльницу? К тому же у меня экран трехдюймовый, а у тебя диагональ – всего два с половиной. Кстати, о ерунде: почему у тебя байонет пластиковый? Опасно играешь.

Canon: Большинство любителей используют ровно одну точку фокусировки, так что хоть 7, хоть 15 – один черт. Что же до байонета, то мы, как ты уже заметил, находимся в том классе фототехники, в котором объективы меняют не слишком часто. Я бы сказал, не меняют вообще. И потому нет ничего страшного, если крепление объектива будет пластиковым, а не стальным, как двери в метро… А так я сделан из нержавеющей стали и высококачественной пластмассы. Вообще, с эргономикой у меня дела обстоят получше: элементов управления больше, и корпус в руку хорошо ложится.

Nikon: Ах ты, гаер полиуретановый, металлические элементы жесткости есть везде, только не все склонны пижонски выворачивать их наружу! А корпусы вообще одинаковые!

Canon: А у меня увеличение на видоискателе больше! Нуль восемьдесят один! И все объективы автофокусные, а у тебя только AF-S зачуханные автофокусными будут! И мои доступнее!

Nikon: Зато у меня есть механический привод объектива («отвертка» G- / D-серий) и я могу спокойно носить кучу старого, дешевого, но все еще качественного стекла (снимает с Трупа Российской Фототехники пенсне, примеряет. Смех, аплодисменты). А еще у меня на китовом объективе есть стабилизатор вибрации, как у «старших» моделей.
Canon: По запросу «фотоаппарат» «Гугл» выдает на первой картинке «Кэнон» и только потом «Никон»! Ха-ха! Съел?
Nikon: Дешевка! Паяц! Твои объективы рассчитаны на тех, кто «макро» от «астро» не отличит! Единственная твоя аудитория!

Действие второе. Верхний начальный уровень. Nikon 5000D vs Canon D500
Nikon: Эргономика, функциональность, удобство, стиль, имидж – вот боги нового времени, которым облаченные в галстуки и твидовые пиджаки жрецы неустанно приносят обильные жертвы. И я, истинный представитель верхнего любительского сектора, ответственно заявляю: я – самый эргономичный и удобный и превосходно ложусь даже в маленькие ладошки рахитичных компьютерных мальчиков…

Canon: Ишь как разогнался. А я привык иметь дело с крепкими руками настоящих мужчин. Ухват-то пошире будет.

Nikon: Не перебивай, что за хамство? Мужлан. Про тебя знаешь что пишут? «Первое впечатление после покупки: сделан из отходов химического производства». А я не из отходов, и у меня есть маленький откидной экранчик. Чудо что за экранчик! Во-первых, можно снимать вертикальные кадры, не выворачивая шеи и вестибулярного аппарата, можно щелкать от пояса, с вытянутой руки, вверх головой, в бэкфлипе из позы лотоса – в любой позе, какую только способна породить фантазия русского мидл-класса. А для экстремальной съемки (то есть для нормальных условий обитания этой прослойки) будет очень кстати возможность спрятать экран. Режим Live View, позволяющий с непревзойденной ранее точностью контролировать процесс создания фоток, сделает общение с камерой незабываемым как для профессионалов, так и для любителей: дети, животные, пейзажи…

Canon: А потенцию он не улучшает?

Nikon: …репортерская и портретная съемка. Меньше нервов и напряжения – лучше потенция. И язвы затягиваются… Вообще, продукция Nikon…

Canon: Да погоди ты камлать. Первое: я вот слышал, что при эксплуатации Nikon можно случайно задеть джойстик управления, что приведет к смене точки фокусировки, если снимать в режимах P / A / S / M. И корпус у тебя крашеный. К тому же народ жалуется, что твой экранчик имеет свойство со временем отваливаться со своей сиротливой пластмассовой ножки. Так и представляю себе этот хруст, детские слезы – а случай-то негарантийный. Во-вторых, на ярком солнце дисплей безнадежно блекнет, и приходится поднимать яркость подсветки до максимума. В-третьих, что самое главное – в нем всего-навсего 230 000 точек. В-четвертых, диагональ жалкие 2,7″. Да, в видоискатель щуриться не надо, но глубину резкости в полной мере оценить не удастся. Другое дело – я! Великолепный я! 920 000 точек! Три полноразмерных дюйма! Надежное скрепление с корпусом, не допускающее лишних поворотов! Вообще, у тебя с разрешением и разрядностью как-то… Недоложено. Недокладено. Урезано. У тебя матрица 12,3 Мпикс., а у меня – 15,1. У тебя разрядность RAW 12 бит, у меня – 14 бит. Что же до материала корпуса, то я сделан из конструкционного пластика. Из него детали для танков отливают. И байонет у меня металлический, в отличие от некоторых.

Nikon: Экран у тебя, кстати, отливает синевой просветляющего покрытия. В солнечные дни тоже придется поднимать яркость дисплея до максимума. Но это все ерунда. Ни для кого давно не секрет, что ты ошалел от мегапиксельного рутинерства и потока маркетинговой канцелярщины. Пятнадцать… Тридцать… Сто… Мульен. Меняй лыжи. Даже по медвежьим углам среднестатистические пользователи уже осведомлены, что мегапиксели давным-давно, еще с начала 2000-х, играют скорее декоративную роль и что в первую очередь нужно обращать внимание на оптику, объективы, шумы, цветопередачу. Несмотря на все эти биты и мегапиксели, снимки мои не хуже.

Не нужно забывать, что у нас кропнутые, меньше 32-миллиметрового стандарта, матрицы с примерно одинаковым кроп-фактором: у меня, правда, чуть получше – 1,5, а у тебя – 1,6. Это значит, что шаг пикселя на твоей матрице намного меньше моего и для полной реализации ее потенциала нужна очень качественная оптика, способная эффективно бороться с хроматическими искажениями, аберрациями, дисторсией. И матрица сама по себе должна быть более качественная, чтобы избежать блюминга и паразитных наводок. Китовые 18-55-объективы с задачей построения точной картинки, разумеется, не справляются. Линеатура линз не выдерживает. Не пытайся обмануть законы оптики. Чтобы в полной мере использовать сенсор, твоему хозяину придется покупать объективы серии L, то есть ставить профессиональные объективы за несколько тысяч долларов на любительский аппарат. 15 Мпикс. на 1,6-матрице означает, между прочим, что уже на ISO400 полезут шумы и вся хваленая 14-битная глубина цвета уйдет просто на фиксацию мусора. В итоге после усреднения и подавления шумов качество выйдет примерно равным.

Canon: Но я…

Nikon: Головка от кандибобера…

Автор: Бога ради, соблюдайте приличия – мне эту статью еще редакторам показывать. После ее прочтения должно оставаться чувство тонкого стратегического равновесия.

Nikon: …и даже с объективами 17-40mm f/4.0 L и 24-70mm f/2.8 L, по результатам тестов, рассеивается пиксельный контраст и лезет аберратив. Теоретический предел APS-C-сенсоров был установлен производителями в 12 Мпикс., и в твои картонные 12 800 ISO ни один вменяемый человек не поверит. «Режим расширенной ISO на 1,6-матрице». Тьфу, стыдобища.

Canon: Вот ты что-то такое сложное сказал – я ничего из этого не понял. У тебя 12 Мпикс., у меня 15 – не завидуй. А еще у меня превосходный, настраиваемый алгоритм шумоподавления, обнаружение лиц в кадре и их отслеживание даже после того, как они кадр покинули. В портативной базе данных у меня хранится информация об автоматическом устранении виньетирования для оптики 25 моделей. По данным тестов, улучшение – 3/4 Ev. Ну и функция приоритета светов и коррекция яркости. И программное удаление пыли.

Nikon: Программное удаление пыли? Видимо, какая-то буддийская практика. А у меня фирменное устранение геометрической дисторсии DLighting, и че? И интегрированная система подавления шума, производимая еще на этапе записи RAW-файла. Злопыхатели, правда, шепчутся о том, что эти встроенные алгоритмические системы уместны в студии профессионального фотографа, как газонокосилка в парикмахерской… Но мы не в студии. Кстати, хотя ты и стоишь примерно на $100 больше, поговаривают, что в видоискателе у тебя не пентапризма, а пентазеркало. Мизерабль.
Canon: Оно достаточно светлое, ничего страшного. Да и у тебя самого рыльце-то в пушку. Впрочем, свои $100 разницы я окупаю вполне…

Nikon: Тем, что у тебя серия 3,4 кдр/с, а у меня – 4? Что у меня буфер RAW на 11 снимков, а у тебя 9?

Canon: Зато серия JPG у меня 170 против твоих жалких 63. Впрочем, не это главное: покажите мне любителя, снимающего сериями. А самое главное, гвоздь программы, то, ради чего мы здесь сегодня собрались, – это, разумеется, видео. Не так давно была анонсирована первая в мире зеркальная фотокамера, способная снимать видео. Производитель, так сказать, повернулся лицом к массовому пользователю, чтобы поприветствовать его и благословить со своего вечного престола, – и пользователь встретил начинание со слезами радости и умиления. И Кэнон сказал: народ мой, вот тебе полноценный 1080р (1920 х 1280) с 20 кдр/с и 720р с 30. И восславил пользователь щедрость Кэнонову, а Никона проклял, потому что у того только 720р с куцыми 24. И долго еще сплавлялись идолы поганые никонианские по течению речному…

Nikon: Ключевые слова в твоем спиче – «массовый пользователь». Когда кто-то покупает фотоаппарат, он платит за сам девайс, а не за сомнительные приблуды. Настоящая профессиональная техника – это техника специализированная. Астролябия и люстра Чижевского в одном флаконе! Сало, деготь, мед и гвозди! А то, что аудио записывается в моно и забивается щелчками и жужжанием автоматики, что нельзя подключить внешний микрофон, что у видео этого нет автофокусировки, только тормозной контрастный бракодел…

Canon: У тебя тоже нет фазового автофокуса в видео. И почему бракодел?

Nikon: Электроника сравнивает контраст картинок, получаемых в двух разных позициях фокусировки, и только тогда определяет, куда двигаться. В итоге в процессе получения второй ориентировочной позиции видео может размазаться. Хорошо, если фокус сразу в нужном направлении двинет…

Canon: Не надо философии. У тебя видео плохое, у меня хорошее, и весь разговор. Поговаривают в Сети, что, если внезапно повести аппарат в сторону, изображение твое сыплется волною блоков, будто пластиковую веб-камеру качает у озера Кедзо осенний ветер… Кстати, на штативе твой поворотный экран не откинуть. И видеоразъемы у тебя мелкие, штекеры хлипкие и нестандартные. Зачем делать нестандартные штекеры?

Автор: Да, действительно, зачем?..

Nikon: Получил возможность пятиминутной съемки домашней кинохроники, а надулся, как царь мира. Видео – чушь, главное – фотография. У меня 11 датчиков фокусировки, а у тебя – 9. Да, а ты, автор, вообще не суйся и жуй свою гречку. С твоими доходами ты нам экономически неинтересен…
Canon: Зато я по Live View лучше фокусируюсь. Вообще, с фокусировкой у тебя позор – отвертки-то нету, как, кстати, и у «младшего» брата.

Nikon: Есть электронный дальномер!

Canon: Ага, сломал пользователю ноги, но зато чутко предоставил костыль и пузырек йода. Фотографу показывают стрелочки и мигающую точку, а он крутит объектив в указанную сторону. Двадцать первый век! А моя система совместима со всем набором объективов EF / EF-S. Кстати, раз зашла речь об объективе: у тебя еще нет ремешка для крышки объектива…

Nikon: Ну ты и крохобор. Нечего сказать, так к ремешку придрался. Да, объективы G- и D-серий придется наводить вручную. Но есть же работающие серии AF-S и AF-I. Для новичка, только-только купившего камеру и не имеющего парка старого стекла, это не имеет значения – теперь безмоторных объективов практически не выпускают. Да, одно время была напряженка с фиксами, но сейчас уже все хорошо: давно вышли Nikkor 50 1.4G AF-s, 60mm f/2.8, 1205mm f/2,8 и прочая, и прочая. И вообще, кто бы говорил про пользователя: кто с каждой новой камерой обновляет спецификации своих RAW, отчего старые конверторы их не понимают? Кто определяется на ПК только после установки драйверов?..

Canon: Это несравнимо с теми издевательствами, которым подвергаются твои пользователи при конвертации NEF (никоновского варианта RAW) сторонними программами. Цитирую одного из этих несчастных: «В файле появляется лиловая полоса по правому краю изображения. Если серия кадров в формате NEF (Nikon Electronic), снятых на Nikon D5000, загружена в программу создания панорам, то эти полоски способны сдвинуть цветобаланс изображения в мадженту так, что последующая цветокоррекция практически невозможна. Приходится делать конвертацию заранее».

Nikon: Ну, это дело софтовое, поправимое. А у тебя зато любительская компоновка меню. Чтоб настроить баланс белого, надо целую минуту потратить. А настраивать его придется – желтишь, друг мой, при искусственном освещении, желтишь.

Canon: А ты высококонтрастные сцены с высоким освещением примерно на 0,7 Ev недодерживаешь, и твои 420 точек экспозамера не помогают. У меня всего 35, а я все снимаю как следует. И вешу при этом на 100 г меньше.

Nikon: Весишь меньше, функциональность меньше – стоишь больше. Нелогичный ты какой-то. У меня диапазон освещенностей, при которых устойчиво работает автофокус, простирается от -1 до +19 Ev. А у тебя – от -0,5 до 18 Ev. И я не пытаюсь при фокусировке в темноте подсветить зону фокуса прерывистыми вспышками, от которых срабатывают светосинхронизаторы в студии. У меня все разумней: на корпусе есть специальная лампочка, направляющая при полунажатии на спуск свет в зону фокусировки. Так-то.

Некоторые камеры в обзор не попали: нельзя вместить весь рынок в одну статью, к тому же профессиональная техника требует более ювелирного разбора.

Canon: Мы не в студии. И у тебя родную вспышку по iTTL не поджечь, только вручную…
Nikon: Фу, что за вздор ты городишь? Всем же очевидно, что я лучше. Всем-всем, мой маленький упрямец. Просто условимся, что я совершеннее. Совершеннее! Именно поэтому автор открыл акт именно моим монологом – он явно питает ко мне особенные чувства.

Canon: Что ж… Зато за мной – последнее слово.

Действие третье. Полупрофессиональная техника. Canon 7D vs Nikon D300s
Canon: Ну что ж, любезный оппонент, вот, кажется, я наконец и припер вас к стенке. Если раньше мы находились пусть и в близких, но все же различных ценовых категориях и предлагали ориентированные на разные жанры фотосъемки возможности, то теперь все ясно как никогда: при одинаковой стоимости (порядка $1700) я превосхожу вас во всем. Разрешение матрицы, качество и резкость картинки, эргономика, видоискатель, скорость непрерывной съемки, запись видео, диапазон ISO, наконец, – у меня лучше решительно всё.

Nikon: Отнюдь, у меня тоже есть определенные преимущества, тем более что ваш энергичный маркетинговый выпад едва ли кого-то сможет ввести в заблуждение. Во-первых, разрешение матрицы. Покровительствуемые вами СМИ назойливо твердят, что матрица ваша сделана по новой технологии, позволяющей благодаря микролинзам и уменьшенному межпиксельному зазору более эффективно собирать падающий свет. Однако не стоит забывать, что весь положительный эффект новой технологи уходит на борьбу с шумами: 18 Мпикс. на APS-C-матрице – это серьезный вызов законам физики. В итоге тесты показывают примерно равные значения попиксельного шума. Да и какая реальная разница между картинками с разрешением 5184 x 3456 и 4288 x 2848?

Canon: Ах, откройте сравнительные фотосессии на www.dpreview.com – там видно мое явное преимущество.

Nikon: Преимущество есть, но настолько незначительное, настолько из пальца высосанное (точнее, из тонкой штриховки щечек на тестовом портрете королевы Елизаветы), что субъективно вполне компенсируется разницей в весе: я на 60 г легче. Сборка корпусов одинаково качественная, с герметичными прокладками и экзотическими металлами, эргономика тоже равная.ISO 12 600 – это смешно, даже говорить об этом не буду. Шумы на такой чувствительности чудовищны.

Увеличение видоискателя у вас больше (1,0 против моих 0,94), не спорю, но посмотрите, что пишут пользователи (цитирую): «Видоискатель Canon совместили с ЖК-дисплеем, отвечающим за индикацию точек АФ и композиционной сетки. ЖК требует питания, поэтому, если снимать на морозе или при подсевших аккумуляторах, яркий видоискатель начинает тускнеть. А если вовсе вынуть батарею, становится темно как в погребе». Вообще, система по размерам идентична вашей, просто кадр не входит полностью из-за чуть большего, на несколько процентов, размера матрицы. Согласитесь, причина весьма уважительная.

Скорость непрерывной съемки, кстати, тоже равная – 8 кдр/с, просто мне для этого нужна нестандартная батарея: MB-D10 или EN-EL4a.

Canon: Но без батарейки-то… Семь! Семь!

Nikon: Семь целых одна десятая, если уж заниматься ловлей блох. Что же до видео, то я настаиваю, настаиваю на том, что фотоаппараты сделаны для съемки фото…

Canon: Думаю, ваши слова можно было бы проиллюстрировать лисицей – в левой нижней части разворота. И виноградом – в верхней правой. Или даже роликом: виноградная кисть с охватом в 1920 на 1080 виноградин раскачивается с частотой 28 кдр/с от похотливого дыхания потребителей и конкурентов.

Nikon: Ладно, я снимаю всего 720р 24 кдр/с. Зато на этом разрешении картинка у меня не идет диагональными лесенками. А у вас идет. И связано это, говорят, с ошибками процесса кодирования. И нет возможности менять частоту кадров при съемке.

Canon: И пусть идет. Зато 1920 х 1080 работает исправно. А ужать видео можно всегда – это не проблема. Зато посмотрите, что написали о вашем видео в одном англоязычном обзоре: «Если не хотите слушать на записи бормотальный генератор и сипенье туберкулезных крыс, которое столь искусно имитирует система автофокуса (в этом режиме контрастного, разумеется), то лучше используйте внешний микрофон».

Nikon: Шумами на аудио грешат все зеркалки. И вообще, что за абсурд: фотокамеры выясняют, кто из них лучше пишет аудио. Ладно, перечисляйте свои оставшиеся достоинства, а потом я вытащу наконец главный мой козырь и заодно несколько карт поменьше.

Canon: Ну например, сервис и забота о клиентах. Так, где-то год назад в Canon EOS 7D обнаружился глюк: на отдельных кадрах появлялись призраки предыдущих снимков. Феномен наблюдался в скоростном режиме при съемке быстро движущегося темного объекта на ярком фоне. Казалось бы, ерунда! Но компания потрудилась и выпустила новую прошивку, в которой ошибка была устранена…

Nikon: Еще бы вы ее не выпустили.

Canon: В режиме видео даю полный контроль за скоростью съемки, апертурой и ISО. Ты – нет. У тебя буфер – 17 кадров RAW, у меня – 24. А быстрая карточка способна поддержать джипег-серию до бесконечности. Больше скорость контакта с компьютером: 15 против 10 Мбайт/с. При самой высокой плотности пикселей среди APS-C-камер показатели шумов на высоких ISO лучшие среди девайсов этого класса. А еще у меня имеются двуосный электронный уровень, настраиваемый пользовательский интерфейс, два режима тихой съемки, доступные в Live View. В первом режиме зеркало медленнее опускается и поднимается – это убавляет скорость серийной съемки, но делает сам процесс несколько тише. А во втором зеркало поднимается, но не опускается, пока не отпущена кнопка спуска затвора. А еще… Еще я могу управлять десятью камерами 7D при съемке на расстоянии до 100 м!

Nikon: Последнюю возможность можно назвать прямо-таки функциональной жемчужиной. Вы закончили?

Canon: В общих чертах.

Nikon: Заметьте, во всех ваших достоинствах есть один небольшой изъян: они делают съемку более удобной скорее для камеры, нежели для человека. Да, есть раздутый диапазон ISO, но нет, к примеру, экспобрекетинга на пять кадров. Нет предварительного подъема зеркала на всю экспобрекетинговую серию. Нет выделенной кнопки AEB или возможности запрограммировать какую-нибудь кнопку на эту функцию. У вас шаги экспозиции 1/3 или 1/2, у меня – 1/3, 2/3, 1/2 и 1.

Или вот такая, казалось бы, мелочь: отсутствие датчика, отключающего подсветку дисплея при поднесении камеры к глазу. Этот датчик помог бы сохранить заряд аккумуляторов.
Пользователи ваши давно жалуются и на отсутствие ручной настройки AutoISO: люди на форумах готовы уже бунтовать и идти с флагами на центры технической поддержки. Зачем вынуждать народ к такому?..

У вас один-единственный слот для флэш-карт. Компьютеру, конечно, все равно, на скольких физических носителях хранятся файлы. А вот человеку наверняка приглянется опция с использованием одновременно двух карточек, да еще с возможностью настраивать режим их работы: либо писать одну карточку после заполнения другой, либо сохранять на вторую карточку резервную копию, либо распределять RAW и JPEG на разные карточки или разделять видео- и фотокадры. Так сделано у меня, прямо «Камасутра» карточек…

Ну и наконец, система автофокуса. Для начала приведу, пожалуй, цитату из ЖЖ, иллюстрирующую это мое преимущество. Там как раз шла речь о сравнении 7D и D300s. Перевод с английского: «Сколько же тут точек съемки?» – спросил я. «Вот тут есть джойстик. Можешь использовать его для настройки 51 точки AF», – улыбается Сэм. «51 AF Points», – тихо подумал я». По части автофокусировочных режимов я лучший в классе: 51 точка автофокуса против 19 твоих.
Canon: У тебя крестообразных меньше – только 15…

Nikon: Ах, бросьте, это будет существенно только при съемке горизонтальных проводов на фоне неба. Никто из конкурентов не предоставляет таких сложных, изощренных возможностей слежения и переключения: сопровождение объекта через ряды точек, отслеживание по цвету и все такое прочее. Здесь я просто не имею соперников. И пусть в режиме 14-bit RAW могу снимать только 2,5 кдр/с, зато эти кадры прекрасны и лучше продуманы. Как и все полупрофессиональные цифровые фотоаппараты Nikon, я замеряю экспозицию с помощью 1005-точечного RGB-датчика, который в своей работе согласуется с выбранной точкой съемки и ориентируется на цветовую гамму снимка. У меня есть система распознавания сцен и возможность тонкой автоматической настройки автофокуса…

Canon: Вы так любите цитировать содержание Сети, что я, пожалуй, возьму с вас пример. Что о вас пишут пользователи? Читаем: «Встроенная подсветка автофокуса работает, когда ей вздумается. Хлипкий джойстик. На верхнем дисплее не отображается текущая точка фокусировки. Нежелание работать с аккумуляторами Ansmann. Плохо реализованная функция слайд-шоу. Тормозит при установке CF-133х. Работа с USB только как с цифровой камерой, а не как с накопителем». Каково?

Nikon: У вас системы подсветки вообще нет. Джойстик хлипкий только на вид – на форумах техподдержки есть какие угодно жалобы, но только не на хлипкий джойстик. Аккумуляторы «Ансман», к счастью, сейчас не единственные на рынке. Что же до работы с компьютером, то вполне естественно, что камера определяется как камера. Вытащи флэшку, вставь в кардридер – будет внешний носитель.

Canon: Но я все равно лучше! Лучше! Например, известный итальянский фотохудожник Juza предпочел меня фуллфреймовым моделям. И написал по этому случаю статью.

Nikon: А у меня на корпусе модный красный треугольничек. Кстати, прекрасное дизайнерское решение, гармонично соотносящееся с пионерской эстетикой этого издания.

Действие четвертое. Профессиональная техника. Canon 1D Mark IV vs Nikon D3s

Nikon: Снимать сегодня надо только на полный кадр. Полный кадр – выбор успешных людей. Полный кадр – это качество, уверенность…

Canon: …и помимо всего прочего, вещь весьма спорная. Да, у меня матрица APC-H (кроп-фактор 1,3). Это дает преимущество при съемке на телеобъективы: на такой матрице меньше проявляется виньетирование. Зато пикселей больше…

Nikon: Похоже, сейчас опять повторится старый разговор: что важнее, большие числа или люди? У вас, как всегда, небольшое превосходство в технических характеристиках (да и то не во всех, о чем чуть ниже), у меня – в удобстве, при этом вы чуть дешевле. Да, мы оба сделаны чуть ли не из распиленных корпусов летающих тарелок, законопаченных едва ли не сотнями резиновых прокладок (если б в камере жили действительно птички, они бы задохнулись), наши затворы, выпиленные из сплава углеродного волокна и кевлара, выдерживают более 300 000 циклов срабатывания. Но в вас есть один изъянчик.

Canon: Но пикселей-то больше…

Nikon: И что? Зато у вас, как можно увидеть из тестов, картинки на высоких ISO превращаются в салат быстрее, чем у меня. Но это не так уж и важно. Самое главное заключается в другом…

Canon: Но формально у меня ISO шире! Не нравится? А? Съел?! И картинки на средних ISO, как убедительно показано на Dpreivew.com, у меня лучше.

Nikon: Незначительно лучше. Но не в 2% четкости счастье. Главное – что я даю пользователю. Ну, более совершенную систему автофокусировки – это раз.

Canon: Вообще, если верить ресурсу uniquephoto.blogspot.com, работа автофокуса поражает на обеих камерах, но у меня он немного более отзывчив.

Nikon: Отзывчивость – достаточно размытый параметр. А вот количество крестообразных датчиков и условия их срабатывания можно оценить объективно. Далее – экспозамер. У вас все тот же скромный 63-зонный пятачок против моего 1005-пиксельного RGB-сенсора. Большее увеличение на видоискателе – это три (0,7х против 0,76х). Улавливаете? Я не гонюсь за количеством пикселей, улучшенной видеосъемкой и прочей ерундой, а пытаюсь сделать общение с камерой удобнее. А вы будто для роботов клепаете…

Canon: Ваша обличительная риторика построена на разнице между 0,7 и 0,76 – это различие никак не тянет на демаркационную линию. И не надо заводить старый разговор про видео: оно у меня лучше, и все тут. А если не нравится, можно этой функцией не пользоваться. И непрерывная съемка быстрее…

Nikon: Ага, на 1 кдр/с, потрясающе.

Canon: Ну, что еще сказать? Live View у меня лучше.

Nikon: А у меня…

Автор: Все, все, хватит, мне надоела эта эпопея с пререканиями и пикселометрией. Господа, сядьте. Думаю, очевидно, что при выборе камеры нужно первым делом спросить себя: «А что я, собственно, собираюсь снимать? Макро, портреты, фотоохота? Или афроамериканское ню в полутемных комнатах?» Оценить условия предполагаемой съемки, фэн-шуй, собственный опыт – и сделать наконец выбор.
Потому что пока еще он, к счастью, есть. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?

Огромное спасибо автору! прочитал с удовольствием.Стилистически очень приятная штучка.
И самое главное — наиважнейшая функция любого фотоаппарата- голова фотографа!
Автор молодец — корректно, красиво,аргументированно и самое приятное — остроумно!