Stretch and squash! Walt Disney Where the Magic Comes to You http://www.disney.com/ |
Недавно где-то вычитал любопытную статистику. Оказывается, по всему миру построено такое количество оптоволоконных каналов передачи данных и прочих средств транспортировки информации с места на место, что на данный момент, по оценкам ряда очень авторитетных экспертов и прочих заслуженных товарищей, 99% от этого числа просто не загружено. И хотя у меня не было возможности проверить степень истинности этого утверждения, об этом пишут в достаточном количестве разных авторитетных источников, чтобы относиться к вышеприведенной информации серьезно.
То есть утверждается, что на данный момент используется только один процент (!) мощности этой феерической системы, что, понятное дело, вызывает вполне объяснимое раздражение у тех организаций и компаний, которые еще недавно инвестировали колоссальные средства в создание оборудования для передачи данных. Причем нельзя не отметить, что инвестиции эти носили принципиальный характер — ведь очевидно, что смотать все оптоволокно обратно и отнести его на склады не получится.
Поэтому после того, как стала очевидна невозможность в непосредственном будущем начать получать прибыль со всего этого хозяйства, оказалось, что многим компаниям надо срочно предпринимать какие-то действия по нормализации ситуации — увеличивать число клиентов и объем траффика, потому как в противном случае и обанкротиться недолго.
Разумеется, можно начать масштабную рекламную компанию по привлечению клиентов, можно обратить свой взор на конечного пользователя и начать активнее подключать частные и многоквартирные дома… Да много чего можно предпринять по этому поводу! Другой вопрос, что все эти усилия приведут лишь к количественному росту числа пользователей и, соответственно, траффика, а необходимо каким-то образом вызвать качественный скачок.
А между тем, метод, которым можно принципиально изменить количество передаваемой по сетям всего мира информации, очевиден и давно всем известен — необходимо лишь принципиально изменить соотношение видов данных в общем объеме передаваемой информации. Сейчас подавляющее большинство веб-страниц сделано традиционно (ну, в крайнем случае, использованы технологии класса Macromedia Flash), и лишь незначительное их количество содержит такие тяжелые вещи, как видеофильмы или графические файлы больших разрешений, в то время как все остальные ресурсы в Сети, да и подавляющее большинство электронных писем весит значительно меньше мегабайта.
А это, между прочим, в корне неправильно! Что это за безобразие, когда пользователь может посетить за ночь 25 сайтов и отправить и получить массу писем, а его траффик составит всего мегабайт 5-10! Это не дело, потому что если не пользователь, то кто будет создавать траффик? Компании, большинство из которых в последнее время поставили во главу угла экономию, и идея о внедрении системы видеоконференций для общения между разными офисами одной компании разве только у очень богатой конторы сейчас способна вызвать какие-либо иные эмоции, кроме глухого раздражения?
А вот если на каждом сайте будет лежать что-то тяжелое и изменится сам характер Сети (ну то есть обыденностью станут видеочаты и видеопочта, в изобилии будут присутствовать всевозможные КПК с мультимедийными возможностями и быстрым беспроводным доступом в интернет, с помощью которых можно в полной мере наслаждаться потоковыми данными, как аудио, так и видео) — это уже совсем другое дело!
Именно поэтому сейчас целым рядом крупных корпораций продвигается в массы мысль, что всевозможные стрим-мультимедиа в высоком разрешении — это очень хорошо, видеотелефон делает пользователя ровно на 15,7 процентов счастливее, чем обычный, и на 6,7 процентов радостнее, чем мобильный, а возможность скачать видеофильм по Сети, три или пять раз его посмотреть, потом стереть, так как он снабжен ограниченной лицензией, а через некоторое время скачать снова — это вообще лучшее, что человечество придумало со времен фаст-фуда.
Только если массовый потребитель заинтересуется такими возможностями и начнет покупать как устройства для их использования, так и оплачивать соответствующие услуги связи, оправданным станет и дальнейшее технологическое развитие сотовых сетей, которые в свою очередь дадут возможность пользователям сотовых телефонов заметно увеличить общее количество траффика.
Ну и разумеется, начнут заполнятся траффиком уже проложенные каналы.
Но на данном этапе сложилась такая ситуация, что некоторым компаниям не до развития и реализации амбициозных проектов — им важно избежать банкротства, и поэтому терпеливо ждать, пока помощь придет со стороны, к примеру, тех же самых сотовых операторов у них банально нет времени.
Остается только одно — в достаточной степени увлечь пользователей интернета его мультимедийными возможностями так, чтобы сам пользователь был заинтересован в наличии у себя нормального канала для скачивания всевозможных видеофильмов и прочих приятных вещей. Пытаться заманивать пользователя возможностями хорошего качества видеочатов пока бесполезно: просто не наберется достаточного количества болтунов с каналами нужной ширины. Поэтому остаются фильмы.
Но и здесь не все хорошо. Стандарт MPEG-4 давно и прочно облюбовали пираты всего мира, поэтому даже если пользователей и удастся уговорить обзавестись хорошим каналом, все равно они в основной своей массе уйдут к пиратам, потому что последние немедленно предложат для скачивания такой же ассортимент фильмов, как и легальные распространители, только по намного более низкой цене, а зачастую и вообще бесплатно. И файл MPEG-4 не будет безвозвратно портиться через 3 просмотра, его при большом желании удастся и внукам показать.
В общем-то, сейчас наскок пиратов на этот, еще даже не сформировавшийся рынок уже благополучно произошел, причем фильмы можно раздобыть не только путем напряженного поиска по разным полулегальным FTP-серверам, что уже сейчас стало непростым занятием, но и с помощью пока еще активно функционирующих peer-to-peer-сетей обмена файлами (вроде популярной в узких кругах eDonkey), которые официально, конечно, предназначены для обмена всякими безобидными файлами вроде трогательных MP3-файлов, записанных на бабушкин день варенья, а на самом деле самым активным образом используются всяким разным народом для обмена видеофильмами, записанными в формате MPEG-4.
Проблему, по крайней мере на ближайшее время, могло бы решить распространение формата DVD в качестве официального стандарта сетевой киноиндустрии, поскольку пираты еще не освоили этот формат, и откровенно пиратские DVD-диски по цене в десять раз ниже официальной стоимости, лично мне встречать не приходилось, да и за границей они как-то не очень распространены. Но проблема в том, что к интернет-реалиям DVD адаптирован плохо, и кинокомпаниям предстоит решить еще массу самых разных вопросов, связанных главным образом с защитой данных.
Но еще у конечных пользователей нет, а главное, и не предвидится возможности безболезненно для себя закачивать фильмы в формате DVD: 4,7 Гб — это все-таки значительно больше, чем 640-700 Мб. И если мегабайты MPEG-4 можно более или менее спокойно выкачать даже на диалапе (не говоря уже о офисных выделенках), то гигабайты DVD — ну никак. А на данный момент никакой альтернативы асинхронной связи (это когда сигнал к пользователю идет через спутник и тарелку, а исходящий траффик передвигается традиционным способом) в этом плане нет, а обзавестись ею может только подавляющее меньшинство пользователей.
Зачастую дело там даже не в деньгах, так как в последнее время цены на этот вид доступа в Сеть достаточно быстро снижаются, а в том, что тарелка должна быть ориентирована в строго определенном направлении, что при обитании в типичной многоэтажке организовать довольно сложно. Разумеется, тарелку можно поставить на крышу, но, как вы понимаете, гарантии, что через неделю кто-нибудь добрый ее унесет далеко и навсегда, вам никто не даст (это я только про Россию говорю).
В общем, траффика не хватает ну никак. Поэтому в самом ближайшем будущем имеет смысл ожидать резкого повышения интереса крупных телекоммуникационных компаний к нуждам простого пользователя. А главная нужда простого пользователя на данный момент формулируется очень просто и незатейливо — ему нужна «последняя миля». В той или иной форме. А также более или менее надежный способ оплаты услуг через Сеть и серьезная PR-компания, которая сможет убедить то большинство потенциальных потребителей «тяжелого траффика», что смотреть фильмы на компьютере гораздо интереснее, чем по телевизору / видео / в кинотеатре, а также в том, что без хорошего видеочата жить тяжко.
Собственно, эта компания уже активно идет, и началась она уже довольно давно — года этак полтора-два назад, одновременно с началом общего спада в телекоме.
Когда в подобное мероприятие вкладывают серьезные деньги, оно, как вы понимаете, не может не дать своих плодов. Стандарты стремительно развиваются, уже близок тот день, когда они будут окончательно готовы, и хорошо обработанный к тому времени пользователь начнет честно создавать траффик, скачивая себе многогигабайтные файлы.
Эта идея нравится всем, она дает компаниям такие возможности для исследования предпочтений данного конкретного пользователя и дальнейшем извлечении из него прибыли, о каких они не могли и мечтать еще три-четыре года назад. Эра массовой рекламы заканчивается, потому что теперь клиента не привлекают обещаниями, это слишком неэффективно. Скорее всего, его просто попытаются заставить покупать.
Иначе индустрия может не выжить.