17 лет назад 1 ноября 2006 в 11:37 553

Кино как двигатель прогресса

Stretch and squash!
Walt Disney
Where the Magic Comes to You
http://www.disney.com/

Недавно где-то вычитал любопытную статистику. Оказывается, по всему миру построено такое количество оптоволоконных каналов передачи данных и прочих средств транспортировки информации с места на место, что на данный момент, по оценкам ряда очень авторитетных экспертов и прочих заслуженных товарищей, 99% от этого числа просто не загружено. И хотя у меня не было возможности проверить степень истинности этого утверждения, об этом пишут в достаточном количестве разных авторитетных источников, чтобы относиться к вышеприведенной информации серьезно.

То есть утверждается, что на данный момент используется только один процент (!) мощности этой феерической системы, что, понятное дело, вызывает вполне объяснимое раздражение у тех организаций и компаний, которые еще недавно инвестировали колоссальные средства в создание оборудования для передачи данных. Причем нельзя не отметить, что инвестиции эти носили принципиальный характер — ведь очевидно, что смотать все оптоволокно обратно и отнести его на склады не получится.

Поэтому после того, как стала очевидна невозможность в непосредственном будущем начать получать прибыль со всего этого хозяйства, оказалось, что многим компаниям надо срочно предпринимать какие-то действия по нормализации ситуации — увеличивать число клиентов и объем траффика, потому как в противном случае и обанкротиться недолго.

Разумеется, можно начать масштабную рекламную компанию по привлечению клиентов, можно обратить свой взор на конечного пользователя и начать активнее подключать частные и многоквартирные дома… Да много чего можно предпринять по этому поводу! Другой вопрос, что все эти усилия приведут лишь к количественному росту числа пользователей и, соответственно, траффика, а необходимо каким-то образом вызвать качественный скачок.

А между тем, метод, которым можно принципиально изменить количество передаваемой по сетям всего мира информации, очевиден и давно всем известен — необходимо лишь принципиально изменить соотношение видов данных в общем объеме передаваемой информации. Сейчас подавляющее большинство веб-страниц сделано традиционно (ну, в крайнем случае, использованы технологии класса Macromedia Flash), и лишь незначительное их количество содержит такие тяжелые вещи, как видеофильмы или графические файлы больших разрешений, в то время как все остальные ресурсы в Сети, да и подавляющее большинство электронных писем весит значительно меньше мегабайта.

А это, между прочим, в корне неправильно! Что это за безобразие, когда пользователь может посетить за ночь 25 сайтов и отправить и получить массу писем, а его траффик составит всего мегабайт 5-10! Это не дело, потому что если не пользователь, то кто будет создавать траффик? Компании, большинство из которых в последнее время поставили во главу угла экономию, и идея о внедрении системы видеоконференций для общения между разными офисами одной компании разве только у очень богатой конторы сейчас способна вызвать какие-либо иные эмоции, кроме глухого раздражения?

А вот если на каждом сайте будет лежать что-то тяжелое и изменится сам характер Сети (ну то есть обыденностью станут видеочаты и видеопочта, в изобилии будут присутствовать всевозможные КПК с мультимедийными возможностями и быстрым беспроводным доступом в интернет, с помощью которых можно в полной мере наслаждаться потоковыми данными, как аудио, так и видео) — это уже совсем другое дело!

Именно поэтому сейчас целым рядом крупных корпораций продвигается в массы мысль, что всевозможные стрим-мультимедиа в высоком разрешении — это очень хорошо, видеотелефон делает пользователя ровно на 15,7 процентов счастливее, чем обычный, и на 6,7 процентов радостнее, чем мобильный, а возможность скачать видеофильм по Сети, три или пять раз его посмотреть, потом стереть, так как он снабжен ограниченной лицензией, а через некоторое время скачать снова — это вообще лучшее, что человечество придумало со времен фаст-фуда.

Только если массовый потребитель заинтересуется такими возможностями и начнет покупать как устройства для их использования, так и оплачивать соответствующие услуги связи, оправданным станет и дальнейшее технологическое развитие сотовых сетей, которые в свою очередь дадут возможность пользователям сотовых телефонов заметно увеличить общее количество траффика.

Ну и разумеется, начнут заполнятся траффиком уже проложенные каналы.
Но на данном этапе сложилась такая ситуация, что некоторым компаниям не до развития и реализации амбициозных проектов — им важно избежать банкротства, и поэтому терпеливо ждать, пока помощь придет со стороны, к примеру, тех же самых сотовых операторов у них банально нет времени.

Остается только одно — в достаточной степени увлечь пользователей интернета его мультимедийными возможностями так, чтобы сам пользователь был заинтересован в наличии у себя нормального канала для скачивания всевозможных видеофильмов и прочих приятных вещей. Пытаться заманивать пользователя возможностями хорошего качества видеочатов пока бесполезно: просто не наберется достаточного количества болтунов с каналами нужной ширины. Поэтому остаются фильмы.

Но и здесь не все хорошо. Стандарт MPEG-4 давно и прочно облюбовали пираты всего мира, поэтому даже если пользователей и удастся уговорить обзавестись хорошим каналом, все равно они в основной своей массе уйдут к пиратам, потому что последние немедленно предложат для скачивания такой же ассортимент фильмов, как и легальные распространители, только по намного более низкой цене, а зачастую и вообще бесплатно. И файл MPEG-4 не будет безвозвратно портиться через 3 просмотра, его при большом желании удастся и внукам показать.

В общем-то, сейчас наскок пиратов на этот, еще даже не сформировавшийся рынок уже благополучно произошел, причем фильмы можно раздобыть не только путем напряженного поиска по разным полулегальным FTP-серверам, что уже сейчас стало непростым занятием, но и с помощью пока еще активно функционирующих peer-to-peer-сетей обмена файлами (вроде популярной в узких кругах eDonkey), которые официально, конечно, предназначены для обмена всякими безобидными файлами вроде трогательных MP3-файлов, записанных на бабушкин день варенья, а на самом деле самым активным образом используются всяким разным народом для обмена видеофильмами, записанными в формате MPEG-4.

Проблему, по крайней мере на ближайшее время, могло бы решить распространение формата DVD в качестве официального стандарта сетевой киноиндустрии, поскольку пираты еще не освоили этот формат, и откровенно пиратские DVD-диски по цене в десять раз ниже официальной стоимости, лично мне встречать не приходилось, да и за границей они как-то не очень распространены. Но проблема в том, что к интернет-реалиям DVD адаптирован плохо, и кинокомпаниям предстоит решить еще массу самых разных вопросов, связанных главным образом с защитой данных.

Но еще у конечных пользователей нет, а главное, и не предвидится возможности безболезненно для себя закачивать фильмы в формате DVD: 4,7 Гб — это все-таки значительно больше, чем 640-700 Мб. И если мегабайты MPEG-4 можно более или менее спокойно выкачать даже на диалапе (не говоря уже о офисных выделенках), то гигабайты DVD — ну никак. А на данный момент никакой альтернативы асинхронной связи (это когда сигнал к пользователю идет через спутник и тарелку, а исходящий траффик передвигается традиционным способом) в этом плане нет, а обзавестись ею может только подавляющее меньшинство пользователей.

Зачастую дело там даже не в деньгах, так как в последнее время цены на этот вид доступа в Сеть достаточно быстро снижаются, а в том, что тарелка должна быть ориентирована в строго определенном направлении, что при обитании в типичной многоэтажке организовать довольно сложно. Разумеется, тарелку можно поставить на крышу, но, как вы понимаете, гарантии, что через неделю кто-нибудь добрый ее унесет далеко и навсегда, вам никто не даст (это я только про Россию говорю).

В общем, траффика не хватает ну никак. Поэтому в самом ближайшем будущем имеет смысл ожидать резкого повышения интереса крупных телекоммуникационных компаний к нуждам простого пользователя. А главная нужда простого пользователя на данный момент формулируется очень просто и незатейливо — ему нужна «последняя миля». В той или иной форме. А также более или менее надежный способ оплаты услуг через Сеть и серьезная PR-компания, которая сможет убедить то большинство потенциальных потребителей «тяжелого траффика», что смотреть фильмы на компьютере гораздо интереснее, чем по телевизору / видео / в кинотеатре, а также в том, что без хорошего видеочата жить тяжко.

Собственно, эта компания уже активно идет, и началась она уже довольно давно — года этак полтора-два назад, одновременно с началом общего спада в телекоме.
Когда в подобное мероприятие вкладывают серьезные деньги, оно, как вы понимаете, не может не дать своих плодов. Стандарты стремительно развиваются, уже близок тот день, когда они будут окончательно готовы, и хорошо обработанный к тому времени пользователь начнет честно создавать траффик, скачивая себе многогигабайтные файлы.

Эта идея нравится всем, она дает компаниям такие возможности для исследования предпочтений данного конкретного пользователя и дальнейшем извлечении из него прибыли, о каких они не могли и мечтать еще три-четыре года назад. Эра массовой рекламы заканчивается, потому что теперь клиента не привлекают обещаниями, это слишком неэффективно. Скорее всего, его просто попытаются заставить покупать. 

Иначе индустрия может не выжить.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?