17 лет назад 5 октября 2006 в 11:13 2728

Гуманитарии говорят о том, что никакими техническими характеристиками невозможно описать всего богатства звука и всех особенностей воспроизведения его акустикой.

Технари же посмеиваются над ними и обвиняют гуманитариев в элементарном незнании технической базы систем. «Учите матчасть», — говорят они им. На что гуманитарии строят эзотерические глазки и загробным голосом вещают, что технари просто не в состоянии услышать того, о чем предварительно не прочитали в книжке, или того, что пока еще не доказано наукой. На что технари показывают графики и говорят, что они просто здравомыслящие люди, предпочитающие опираться на нечто ясное и осязаемое, а не блуждать в собственных галлюцинациях. На что… Ну, и так далее…

Статьи по тестам и обзорам акустики великолепно отражают эту ситуацию и стараются учитывать оба подхода. И если с технической стороной все относительно понятно, то про субъективные ощущения этого сказать нельзя. Что такое, скажите на милость, «песок на высоких частотах»? Тестеру пора уши чистить? Да нет, не совсем. Давайте все-таки попробуем разобраться с субъективными ощущениями и перевести описания звуковой картины в область ясных формулировок. 

Воссоздав причину звучания, мы собственными ушами услышим, что обычно понимают под такими расплывчатыми определениями. Для примера, «зажатый» звук — это когда на колонки подается сигнал слишком маленькой мощности или, еще лучше, чувствительность динамиков загублена тонким длинным проводом, которым эти колонки подключены.

Понятно, что простор для фантазии тестера останется всегда, и фокус с технической расшифровкой наиболее тонких нюансов звучания не пройдет, но внести ясность в самые часто употребляемые и повторяющиеся описания плюсов и минусов вполне возможно. Чем мы и займемся. А начнем мы с очень неприятной группы искажений.

Ящичные призвуки

Очень часто в статьях во всяких журналах говорят про ящичные призвуки. На самом деле речь идет о резонансах всего корпуса колонки или ее частей. Эти призвуки перевирают звуковую картину, усиливая определенные частоты и портя фазовую характеристику (а значит, и четкость звука).

Самый противный из ящичных призвуков — бубнение — обычно вызван недостаточным объемом корпуса. Нередко это делается умышленно, потому что бубнящий саб звучит хоть и отвратительно, зато ухает громко. Значит, можно сэкономить разом на усилителе, динамике и материале для корпуса, не потеряв в громкости. К счастью производителей, бубнение негативно влияет только на прослушивание музыки, а в игрушке затяжной басовый раскат наоборот может сыграть на руку, усилив эффект какого-нибудь взрыва.

Использовать бубнящую систему (или саб) для прослушивания музыки — дело рискованное, потому что даже если вам решительно все равно, на что похожа звуковая картина, головная боль вам будет обеспечена.
Но тембральные перекосы и нечеткость звука далеко не самая противная вещь. Ящичные призвуки портят самое главное — панораму. Из-за призвуков звук, вместо того, чтобы локализоваться в пространстве там, где ему положено, оказывается привязанным к колонкам, и панорама прилипает к двум-пяти точкам.

А ведь в идеале звучать должны не колонки, а музыка, в частности, инструменты, расставленные звукорежиссером в определенных точках.
Кроме ящичных призвуков есть еще одна беда, нарушающая локализацию звука. Описывая свои ощущения, авторы статей часто называют это безобразие следующим словосочетанием…

Зажатый звук

На слух это воспринимается так, как будто звук намертво застрял внутри колонок и отказывается выбираться наружу. Чем бы не была вызвана эта ситуация, причина — маленький динамический диапазон, а точнее, недостаточная разрешающая способность системы. Дело в том, что расположение источника звука в пространстве по призвукам мы отличаем по уровню реверберации.

Следовательно, чтобы правильно локализовать в пространстве источник звука, система должна уметь четко прорисовывать мельчайшие детали — как звучание инструмента отразилось от виртуальных стен виртуальной сцены. Понятно, что если система не справляется с мельчайшими деталями, звук в принципе не может выйти наружу.

Причины дефекта могут быть разными. Недостаточная чувствительность динамика, слишком тяжелый диффузор, неправильно спроектированный корпус. В активных мультимедийных системах самая распространенная причина зажатости звука — недостаточная мощность встроенного усилителя. Из-за этого динамики просто не могут ни как следует раскачаться, ни создать достаточного звукового давления для целостной звуковой панорамы, и результат вам знаком — жалкие обрывки панорамы сиротливо колышутся по бокам монитора.

В противоположность зажатости звук может быть ярким и острым. Такое случается, когда к динамикам подводится номинальная мощность. А вот причиной тусклого и невнятного звучания на номинальной мощности и при правильной расстановке колонок, как правило, является провал АЧХ.

Итак, если ящичные призвуки замаскированы или отсутствуют, а звук не зажат, мы получаем почти полную панораму. «Почти» потому, что мы еще не рассмотрели одну вещь.

Глубина звуковой сцены

Проще говоря, имеется в виду позиционирование звука на прямой от вас до колонок. Если нет глубины, вы сможете только определить, справа или слева идет звук, а вот дальше он от вас или ближе — уже нет. Для передачи глубины требуется еще большая разрешающая способность системы, особенно в районе 8-12 кГц.

К тому же, для того, чтобы создать ощущение пространства, в котором происходит действие или играет музыка, необходимо качественное воспроизведение самых высоких частот (от 12 кГц и выше). К сожалению, если динамик не может грамотно воспроизвести этот диапазон, наладить звучание системы доработкой уже невозможно.
Коль скоро мы заговорили о высоких частотах, перейдем от панорамы именно к ним. Точнее, к тому, что субъективно воспринимается как самые верха. И для начала выясним, что же это такое.

Песок на высоких частотах

Песком называют искажения на самых высоких частотах. Колокольчики, самые высоко звучащие тарелки, словом, звуки самой верхней отчетливо слышимой части звукового диапазона. Искажения любого рода: гармонические, интермодуляционные, амплитудно-частотные перепады в этой части диапазона (в районе 8-12 кГц), — воспринимаются как посторонний шорох. Это и есть тот самый песок. Обычно это вызывает ощутимый дискомфорт.

Если же эта часть диапазона воспроизводится чисто, и к тому же АЧХ приподнята на 1-1,5 дБ, то звучание высоких воспринимается как очень чистое и прозрачное. А если задрана другая часть высоких, точнее, средне-высоких (от 6 до 8 кГц), то наоборот, эффект получается неприятный. В этой части звучат, в основном, медные ударные инструменты, и если в этой части АЧХ попадается пик, получается ощущение металлических высоких частот и жесткого металлического звучания всей системы.

Идем по частотному диапазону дальше, вниз. Ниже, начиная с пяти тысяч герц, начинается наиболее критичный диапазон, на котором искажения максимально ощутимы. И, наверное, самое неприятное звучание средних частот дает нижеописанный эффект.

Крикливая, визгливая акустика

Причина визгливого звучания — акцентированный подъемом АЧХ или сильно сдобренный искажениями участок средних частот в районе 2700 Гц. Дело в том, что детский крик находится примерно в этой части диапазона, и акцентированный участок АЧХ просто режет уши.

Поскольку такая реакция «вшита» нам в психику, при использовании крикливой акустики возникает неприятное состояние нервного напряжения, а звучание системы неявно ассоциируется с криком. Кстати, по той же причине (детский крик) столь неприятно и раздражающе воспринимаются на слух нечетные гармоники, особенно пятая и седьмая.

Мясо

Нередко говорят, что такой-то системе не хватает «мяса». Что это означает, думаем, более-менее интуитивно понятно. Речь идет о нижней части спектра звучания гитар, о бас-гитаре и о большинстве ударных. Источник живительного «мяса», столь необходимого, чтобы как следует поколбаситься, — мидбасовая часть частотного диапазона, в районе 100-400 Гц.

Тракт может быть до блеска вычищен от нелинейных искажений и шумов, акустика будет звучать идеально, но многие композиции не доставят радости именно потому, что мало «мяса». И немало слушателей, особенно любителей современных стилей, отдадут предпочтение системе, которая хотя и будет неправильно передавать задуманную исполнителями картину, но зато даст как следует отвести душу.

«Мясная» система — та, у который акцентирован мидбас. Причем даже излишне акцентирован за счет подъема и / или за счет того, что остальная часть диапазона воспроизводится с большим количеством искажений.
Но в дополнение к мясу, чтобы колонки давали хороший расколбашивающий эффект, нужна хорошая энергетика.

Энергетика

Много мидбаса — это, конечно, хорошо, но нужно, чтобы он еще и энергично звучал. Чтобы бас-гитара была четкой, а не расплывалась в пространстве. Чтобы ударные звучали четко, и удар был упругим, как теннисный мячик. Чтобы, наконец, на хорошей громкости ударник дружески похлопывал слушателя под диафрагму.

Само собой, для четкого звука нужен грамотно сделанный динамик, с достаточно легким диффузором и достаточно мощным магнитом. Динамик должен быстро и полностью реагировать на электрический импульс. Если этого нет, или электрический импульс нарастает слишком медленно, страдает абсолютно вся микродинамика (детальность звуковой картины во всем диапазоне).

Если же четкость отсутствует именно в «мясном» диапазоне, виноватым обычно оказывается усилитель. Если точнее — стоящие на выходе с блока питания конденсаторы. Недостаточная емкость приводит к тому, что электрический импульс оказывается слишком слабым, и четкого баса не получается.

Атака

Еще один термин, касающийся четкости звука. Моментом атаки называются первые несколько долей секунды звучания инструмента, сэмпла или просто звука. Именно в самом начале звучания мы определяем тембр инструмента и его местоположение в пространстве. В остальное время звучания мы воспринимаем в основном громкость.

Для хорошей атаки нужен хороший ток нарастания усилителя и хорошие импульсные характеристики динамика, плюс грамотно сконструированный корпус, поддерживающий динамик сзади. Словом, вся система должна быть сконструирована очень качественно. Поэтому среди low-end-, да даже и middle-end-систем очень трудно найти образцы с хорошей атакой и соответствующей микродинамикой.

Ну все, хватит. Ваш мозговой тракт, наверное, уже полон информации. А чтобы все эти определения всосались в кровь, попробуйте оценить вашу акустику, исходя из этих терминов. Уверен, что тогда вы запомните не только термины, но и волей-неволей услышите от акустики много интересного.

Импульсная характеристика системы

Хотя статья посвящена расшифровке субъективных описательных терминов, рассмотрим одну очень важную объективную характеристику, о которой мы не раз вскользь упоминали, но которая не вошла в FAQ по звуку из-за дефицита места в журнале. Речь идет об импульсной характеристике системы.

Импульсная характеристика описывает реакцию системы на короткий сигнал ступенчатой формы. Чем правильнее передается форма тестового сигнала, тем точнее будет передаваться и форма реального сигнала, тем лучше сохранится импульс в момент атаки. 

Характеристика актуальна для всего тракта: искажения в сигнал могут вносить и динамик, и фильтр, и усилитель, и звуковая карта. Эти искажения появляются из-за того, что система реагирует на импульс с некоторым запаздыванием, из-за чего звук нарастает медленнее, чем нужно. В результате теряется четкость воспроизведения сигнала, особенно в момент атаки, то есть как раз в тот момент, когда мы определяем тембр звучания инструмента (или сэмпла в игре).

Вместе с тембром может пострадать и панорама, поскольку записанные (добавленные картой) вместе с инструментами (сэмплами) отражения-переотражения могут быть переданы неверно или вовсе затеряться. От импульсной характеристики зависит и микродинамика, поскольку именно мелкие детали картины будут стерты в первую очередь.

Даешь гуманитарный подход!

А вот еще пара аргументов в пользу гуманитарного подхода. Первый — это то, что в звуке есть нюансы, не учтенные технарями. В свое время многие очень уважаемые люди с пеной у рта доказывали, что провода, если они имеют равномерное сопротивление, никак не могут влиять на звук, и все, что слышат «слухачи», — плод разыгравшегося воображения.

Но сейчас можно точно сказать, что эти уважаемые люди заблуждались. Они не учитывали, что кроме сопротивления провода имеют собственную емкость и индуктивность. А во-вторых, к некоторым деталям звука человеческое ухо имеет феноменальную чувствительность. Например, нечетны гармоники (как раз те, которые активно генерируют дети, когда ревут) ухо способно воспринимать даже тогда, когда они звучат на 100 дБ (!!!) ниже основного тона.

Поэтому измерительное оборудование для оценки таких и некоторых других нюансов производители предпочитают не закупать из-за огромной цены. Дешевле нанять эксперта-слухача, который к тому же поможет составить представление о том, как воспримет новую систему публика. В конечном счете, ведь никого не заинтересуют параметры системы, которая неприятна на слух.


Благодарим технический консалтинг FLab за предоставленные материалы и помощь в подготовке материала.

Александр Енин

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?