14 лет назад 5 августа 2010 в 8:21 1968

Как говаривал один известный писатель-сатирик году эдак в 1968-м, «мы живем в век техники». Немного перефразировав эту цитату, чтобы вписать ее в современные рамки, можно сказать, что мы с вами живем в век портативной техники. А мобильные телефоны, плееры, ноут- и нетбуки, всевозможные навигаторы и прочие гаджеты постоянно нуждаются в подпитке. Естественно, разряжаться всем этим девайсам свойственно в самый неподходящий момент.

Хорошо еще, что розетку в наше время найти не проблема, но представьте себе, что любое из перечисленных выше устройств «умерло» из-за нехватки энергии, пока вы ехали в своем авто, а специального адаптера для зарядки девайса от прикуривателя у вас нет. Выйти из создавшейся ситуации поможет продукт, который недавно прибыл к нам в редакцию. Итак, встречайте: гроза разрядившихся аккумуляторов, друг автомобилистов и покоритель прикуривателей, автомобильный инвертор FSP150-230MB.

Автомобильные инверторы в продаже появились уже достаточно давно. Но это, пожалуй, первый обзор подобного продукта в нашем журнале, поэтому сначала, думаю, нужно сказать несколько слов о том, что перед нами за девайс.

Инвертор (реже конвертор), или преобразователь тока, представляет собой бестрансформаторное устройство, реализованное на полупроводниках. Обычно в стандартные функции конверторов входят защита от перегрева, перегрузки, короткого замыкания и разрядки аккумулятора. Многие автомобильные преобразователи тока имеют разъем USB для подзарядки плееров и прочих гаджетов. Основным параметром инвертора является мощность: различают маломощные инверторы – до 300 Вт, и мощные – до 1000 Вт. Автомобильные преобразователи тока обычно относятся к первой категории и подключаются к бортовой сети автомобиля (проще говоря, к прикуривателю). Устройства из группы «кому за 300 Вт» запитываются непосредственно от аккумуляторной батареи (АКБ).

Инверторы принято различать и по форме генерируемого ими сигнала. Большинство конверторов на выходе выдают не синусоидальный сигнал, а меандр (см. RSS), который вполне подойдет для зарядки какого-либо девайса. Преобразователи, обеспечивающие пользователя высококачественной электроэнергией и имеющие на выходе «чистую» синусоиду, применяются для снабжения электроэнергией высокоточной измерительной аппаратуры.

FSP150-230MB, как можно догадаться из названия, относится к классу маломощных инверторов. Устройство обладает такими полезными функциями, как защита от перегрузки и разрядки АКБ. Комплектация девайса, прямо скажу, небогата – в коробке кроме самого агрегата обнаружился только чехол.

Зато само устройство выглядит довольно эффектно. Корпус инвертора – алюминиевый, черного цвета. На одном торце расположились розетка, выключатель клавишного типа и светодиодный индикатор, который в случае неполадок (перегрузки или разрядки автомобильной АКБ) должен сменить цвет с зеленого на красный. На противоположном конце, под защитной сеткой, поселился кулер, призванный не допустить перегрева девайса в период активного использования.

Первые испытания инвертора я провел незамедлительно – взял с собой разрядившийся к тому моменту телефон, его штатный зарядник, нашего подопытного и пошел в гараж. После непродолжительного прогрева двигателя я воткнул штекер инвертора в разъем прикуривателя и отправился стоять в пробке на Ярославское шоссе.

Тестирование проводилось в пятницу, поэтому с пробкой мне повезло (смайл): затор начинался от МКАД и заканчивался недалеко от Сергиева Посада, за это время я успел зарядить не только свой телефон, но и КПК. Зарядные устройства этих немолодых девайсов потребляют в процессе работы около 15 и 25 Вт соответственно. Поэтому 150-ваттный аппарат фирмы FSP помог устранить проблему разрядившихся аккумуляторов за считанные часы – ничуть не дольше, чем при зарядке от обычной розетки.

Доехав до места назначения, я немедленно полез под капот своего авто и проверил заряд АКБ. На экране мультиметра отобразились привычные 12,7 В – автомобильный генератор успешно справился и с подпиткой АКБ, и с зарядкой гаджетов. Покончив с измерениями, я решил продолжить тестирование девайса, доверив ему подпитку ноутбука, зарядник которого потребляет ни много ни мало 90 Вт. Подсоединив к прикуривателю штекер инвертора, я услышал жалобный писк последнего. После выключения ноутбука звук прекратился. Точно такой же эксперимент я провел с включенным двигателем, но на этот раз инвертор не подавал никаких звуковых сигналов.

Объяснение такому странному поведению преобразователя тока нашлось быстро – стоило лишь изучить надписи на корпусе. Оказалось, что инвертор способен работать на полную мощность (150 Вт) лишь при условии, что на вход поступает около 14,5 В. При отдалении от этой цифры в сторону меньших значений конвертор сначала издает предупредительный писк, а при дальнейшем уменьшении параметра просто отключается. Когда двигатель автомобиля работает, на контакты прикуривателя поступает напряжение генератора, которое выше разности потенциалов на выходе АКБ. Поэтому у счастливого обладателя FSP150-230MB есть несколько вариантов: либо мириться с писком девайса, пытающегося удовлетворить потребности работающего ноутбука, либо наслаждаться шумом двигателя, либо оставить на некоторое время выключенный ноут заряжаться.

Система охлаждения устройства выполнена довольно качественно. Во время зарядки девайсов от АКБ кулер инвертора шумит тихо и на нервы не действует, а при работающем двигателе его вообще не слышно. На период эксплуатации FSP150 был помещен в тоннель пола, где приток свежего воздуха довольно сильно затруднен. Несмотря на этот факт, перегрева прибора не произошло – система охлаждения добросовестно справлялась со своими обязанностями.

Последним испытанием для подопытного стало нагрузочное тестирование, во время которого к инвертору через разветвитель были подключены две лампы накаливания суммарной мощностью 140 Вт. После непродолжительной работы преобразователь отключился и не подвал признаков жизни. Отсоединив прибор от прикуривателя и измерив напряжение на контактах последнего, я понял, что столкнулся с неполадками в бортовой системе электропитания своего авто – мультиметр показывал ноль. Быстро сообразив, в чем дело, я полез под капот и заглянул под крышку блока предохранителей, под которой меня дожидался «корень всех неполадок» – сгоревший предохранитель прикуривателя номиналом 8 А. Быстро заменив бедолагу на новую десятиамперную плавкую вставку, я, убедившись, что все работает как положено, завершил испытания.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что максимальная мощность прибора, который можно подключать к инвертору, определяется не только номиналом преобразователя напряжения, но и возможностями системы электропитания конкретного автомобиля. По своему опыту знаю: не каждый автолюбитель возит с собой в бардачке набор запасных предохранителей, и тем более не каждый способен быстро заменить перегоревшую плавкую вставку (смайл).

Пока инвертор «жил» у меня в автомобиле, я так привык к нему, что не хотел с ним расставаться. Единственное, чего действительно не хватает этому преобразователю тока, – это разъема USB для зарядки плеера. Ну а в целом, подводя итоги, можно сказать, что компания FSP выпустила вполне достойный продукт, обладающий редким в наше эксцентричное время сочетанием умеренной цены и приличного качества. UP

  • Устройство: FSP150-230MB
  • Тип: инвертор
  • Мощность: 150 Вт
  • Подробности: www.fsp-power.ru
  • Благодарность: устройство предоставлено компанией FSP (www.fsp-power.ru).
Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?