18 лет назад 2 ноября 2006 в 18:30 722

Маркетинговые путаники

 

Это логично: если задача человека — продавать видеокарты или материнские платы, тем более разрабатывать, либо описывать, либо ремонтировать их, он должен иметь определенные знания и умения.

В редакции постоянно тусуются люди, которые обсуждают разные компьютерные и околокомпьютерные вопросы. Порой эти дискуссии ведутся на таком уровне, что я даже не знаю, как к ним относиться, ибо, когда из коридора доносится отрывок разговора, в процессе которого люди в качестве аргументов по памяти цитируют куски кода какого-то драйвера, я, право, несколько теряюсь.

У наших читателей очень разный уровень технической подготовки, но в целом народ, конечно, очень даже разбирается в компьютерах и всем, что с ними связано. Мазур и любознательный читатель, распаивающие на брудершафт очередную материнскую плату, — картина для нашего офиса довольно типичная. Вместе с тем непреходящим и бурным успехом у аудитории UPgrade пользуются все тексты, которые проходят по категории «Ликбез», из чего мы сделали несложный вывод: потребность в базовой (ключевое слово!), притом хорошо структурированной информации неизменна. И потом, аудитория нашего журнала интенсивно пополняется новичками, которые по тем или иным причинам раньше не стремились понять, что такое компьютер, как он устроен и зачем нужен.

В то же время не могу не отметить, что раньше новичку было проще освоиться с происходящим на высокотехнологичном рынке, чем сегодня. Были центральные процессоры от двух производителей, понятно промаркированные и имевшие очевидные различия, пара стандартов оперативной памяти и форм-факторы ПК, которые делали сбор компьютера возможным даже для пенсионерки. О проблемах с охлаждением никто и не слышал, а мысль о том, что в один ПК можно вставить четыре видеокарты для повышения производительности, казалась дикой (именно дикой, вовсе не революционной, как утверждают сейчас отдельные производители!).

В редакции и среди тех, кто ее окружает, происходящие на рынке изменения ни у кого смущения не вызвали по причинам, описанным выше (и не в таком разбираться доводилось). Читатели UPgrade тоже люди продвинутые, поэтому так или иначе, но воспринимают рыночные изменения. Однако помимо представителей нашей тусовки есть еще великое множество людей, чьи ощущения нам неизвестны.

Вообще, очень хочется провести масштабное социологическое исследование на предмет того, какой именно видится высокотехнологичная индустрия среднестатистическому пользователю (читай покупателю продукции, производимой этой самой индустрией), но на это, естественно, нет ни денег, ни других ресурсов. В том или ином виде подобные исследования проводят крупные игроки на розничном рынке компьютерных товаров, но они никогда в жизни результатами таких изысканий не поделятся, так как это очень важная с конкурентной точки зрения информация, и если вдруг ее сделать публичной, то она потеряет всякую ценность.

Подумав, решил я сходить в народ, и если не статистику собрать, то хотя бы субъективные впечатления. Приехал на Царицынский радиорынок и провел там целый день, неспешно общаясь как с продавцами, так и с покупателями. Что называется, прикинулся шлангом и выступал в роли колеблющегося неофита, которому надо купить свой первый компьютер.

Исходив рынок вдоль и поперек, я усвоил совершенно удивительную вещь. Очевидно, маркетологи high-tech-рынка умудрились неимоверно запутать потенциальных клиентов, и те окончательно перестали понимать, чего именно хотят. Цифровые индексы, обозначающие различные модификации видеокарт, и аббревиатуры, описывающие разницу между процессорами, зачастую вводят в заблуждение даже продавцов. Что уж говорить о потенциальных покупателях… Даже специалистам (например, нашим тестерам) в последнее время приходится сверяться с базами данных производителей, чтобы уточнить технические характеристики той или иной видеокарты. А простым потребителям каково?

Ситуация странная. По моему глубокому убеждению, маркетологи высокотехнологичного рынка — люди чрезвычайно разумные, поэтому шансов на то, что они такую беду просто-напросто проглядели, мало. Но тогда, рассуждая логически, мы приходим к выводу, согласно которому нынешняя путаница в продуктовых линейках — это результат продуманной политики, направленной на то, чтобы изменить сам профиль рынка конечных пользователей: вместо «инженерного» — «потребительский». Похоже, людей приучают выбирать компьютеры и комплектующие не по объективным техническим характеристикам, а по брендам и торговым маркам.

Между прочим, это предположение многое объясняет. Совершенно очевидно, что конкуренция на рынке обострилась, так как принципиально новых технологических решений никто давно не предлагал, а количество игроков существенно возросло. Как следствие, в качестве преимуществ чисто технические особенности устройств больше выступать не могут, а значит, на первый план выходят такие нематериальные свойства товара, как раскрученность торговой марки, и берутся на вооружение методы продвижения продукции, заимствованные у рынков газировки и презервативов. А при торговле брендом излишнее внимание потребителей к деталям только мешает. Зачем простому смертному разбираться в подробностях? Незачем, незачем. Вот тебе, дорогой, материнская плата SuperPuperMegaX за несколько сотен долларов, и ты должен ей радоваться. А уж что там на ней есть, какие технические решения использованы — это дело десятое. Мы же бренд. Ты что, нам не веришь?

Перестроив в соответствии с этими принципами весь рынок, индустрия одним махом решит кучу проблем. Единственный, кто может остаться в минусе, — это продвинутый пользователь, который привык понимать, что происходит у него в ПК, и которому интересно, как все вокруг устроено. Но его мнение воротил бизнеса волновать не будет, таких въедливых и сейчас-то не большинство, а если вложить много денег в промывку мозгов («Покупай процессоры Х, будь бамбуча!»), то станет еще меньше.

А может быть, путаница с продуктовыми линейками все-таки следствие того, что маркетологи «загнались», и они скоро все поправят. Жизнь покажет. Она всегда показывает.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?