Футуристы, представляя устройства, способные изготовить какой-либо осязаемый объект, видели репликаторы по-другому, но, как говорится, «лед тронулся!». 3D-принтер уже стоит рядом со мной и, щебеча на все лады, «печатает» поделку за поделкой.
Это устройство появилось в редакции «как есть», то есть без красивых упаковок и манящих надписей «Ready to use» и «Try it now». Кто-то из коллег назвал его «скворечником», лично я – «табуреткой», но, когда оно был подключено и запущено в работу, сбежались все, даже далекие от компьютеров коллеги с других этажей. Весть о чуде облетала все кабинеты со скоростью выделенной линии. Шутка ли, неказистый аппарат меньше чем за час способен материализовать практически из ничего игрушку, кассетницу для мелочевки, фигурку Тоторо или визитницу. Называется это устройство (пока так) 3D-принтер, имя модели Thing-O-Matic, а делает эту красоту фирма MakerBot Industries. И ее даже можно приобрести, не откладывая, за 49 000 руб.
Немногим ранее
Словосочетание «станок с числовым программным управлением», или ЧПУ, слышали, наверное, все. Это обычный электромеханический аппарат, управление которым осуществляется с помощью ЭВМ (если позволите изъясняться в тех терминах, когда ЧПУ были трендом). За счет того, что станком управлял не человек, а компьютер, решался целый ряд проблем: можно было сделать сколько угодно копий детали (или деталей), идентичность которых была очень высокой.
Возможность клонирования любых объектов открывает путь ко всяким злодеяниям, в фильмах не раз обсуждалась эта тема. Например в отечественном анимационном кино «Девять»…
Экономились расходные материалы, производительность приближалась к теоретическому «потолку», и даже в 80-х было предельно ясно, что за компьютеризованными станками будущее. Правда, о том, чтобы создать самодельный ЧПУ, мечтали единицы – все-таки элементная база не была совершенной, на изготовление только компьютера требовались десятки дефицитнейших микросхем, а на то, чтобы его отладить, согласовать с исполнительными устройствами, написать программное обеспечение, настроить весь этот мегакомплекс (о ужас, цифровых датчиков-то не водилось!), нужна была или какая-то сверхсветлая голова, или конструкторское бюро из пары десятков голов разной степени одаренности, сидящих в не самом бедном НИИ. Так что все разработки крутились в промышленности – главным образом военной.
Прошло достаточно много времени, и сейчас в распоряжении умников и умниц оказалось столько всего, что количество переросло в качество. Элементная база – любая. Микроконтроллеры, электроприводы, драйверы к ним. Плюс информационная база – техподдержка со стороны энтузиастов, форумы любителей, спецификации и datasheets производителей, выставки, фото- и видеогалереи. Неудивительно, что теперь масштабно-координатный станок может сделать практически каждый, кто умеет обращаться с инструментами и имеет какую-либо мастерскую.
Станина – алюминий, дерево, сталь. Направляющие – от выкинутых принтеров, шаговые моторы от них же либо от вышедших из обращения дисководов. Рабочий орган – перо, нож, полупроводниковый лазер, игла выжигателя, микродрель или фрезерная головка. Софт – пожалуйста, имеется как открытый, так и платный, если есть желание и навык – можно написать свой. Интерфейсы прикручиваем любые, начиная с LPT и RS-232 вплоть до USB и радиоканала. Твори, выдумывай, пробуй – хватило бы времени.
А при чем тут клеевой пистолет?
Малоизвестная у нас компания-стартап MakerBot Industries пошла еще дальше. Причем намного! Фактически она скрестила двухмерный масштабно-координатный станок с клеевым «пистолетом». Типичный представитель семейства только что взорвался у меня в руках, закоротив сеть (смайл). В нем, как правило, имеется нагреватель, и, нажимая на курок «пистолета» и тем самым подавая в горячую зону пластиковый стержень, можно получить на выходе тонкую струйку полимерного расплава, который, застывая, намертво прихватывает все, что было им облито.
…и в таком виде оно ошеломляет, удивляет, затягивает, и кто его знает, какие ощущения останутся после долговременного обладания таким аппаратом? Это даже круче Mario и тетриса.
Если точно дозировать компьютером количество подаваемого полужидкого полимера, можно добиться того, что последний будет застывать тонкой «нитью», причем в том месте и в тот момент, когда это необходимо. Конечно, это упрощенное представление, пытаясь его воплотить в жизнь, придется преодолеть массу технических закавычек, но суть идеи именно такая.
Теперь имена тех, кому удалось реализовать идеи будущего уже сегодня. Это Зак Хекен (Zach Hoeken Smith) – мечтатель, ученый, хакер, «саморепликатор». Бре Петтис (Bre Pettis) – опять же, хакер, учитель, нарушитель спокойствия, любитель лазеров. Адам Мейер (Adam Mayer) – тоже хакер, программист, фанат светодиодов. Первый абсолютно уверен, что мы сможем сделать удивительный мир, превосходящий все самые смелые выдумки фантастов. Второй каждую минуту посвящает учению людей, прерываясь только на сон.
Третий же – настоящий самоделкин, собственноручно исправляющий несовершенство мира. «Мы должны всегда доверять инструментам», – считает он. Команда подобралась нескучная, и я думаю, что они еще не раз удивят нас, тем более что мне попадалась информация о субсидировании их проектов серьезными структурами, а они работают не только над принтером, но еще и над 3D-сканером, параллельно совершенствуя то, что успели наизобретать
с 2009 года.
И все же как устроен первый 3D-принтер?
В двухмерном масштабно-координатном станке всего две оси, X и Y. Таковы все графопостроители, плоттеры, каттеры, подобные им устройства, обрабатывающие плоские поверхности. Ось X определяет положение каретки, по координате Y определяется положение листа. Манипулятор можно было бы считать за ось Z, но он по традиции имеет только два положения: перо определенного цвета поднято или опущено. Отдаленный родственник 3D-принтера – программируемый фрезерный станок (у него имеется полноценный привод третьей оси), но он работает с точностью до наоборот – большую болванку превращает в маленькую деталь, попутно образуя много-много стружки (смайл). Итак, что есть в Thing-O-Matic и чем он отличается от предшественников?
Экструдер, или иначе степструдер, – основная деталь трехмерного принтера. Как говорит «Википедия», «экструзия – процесс получения изделий из полимерных материалов путем продавливания расплава материала через формующее отверстие в экструдере». Исчерпывающе. Здесь экструдером является сопло 0,4 мм, нагреваемое до температуры 225°. ABS-пластик в этих условиях становится практически жидким. Тут надо сказать, что «строительным материалом» является цветная полимерная нить диаметром 1,75 мм.
Подается она в зону нагрева электромотором, скорость вращения вала которого задается программой. Здесь важна точность, поскольку толщина одного слоя составляет около 0,3 мм. Температурные параметры и количество подаваемого материала во время печати застабилизированы. Отсюда и второе название, «степструдер», из-за наличия шагового мотора, управляемого микропроцессором. Высокий постоянный нагрев не способствует долголетию узла, поэтому на «печатающей головке» смонтирован еще и вентилятор с радиатором. Последняя разработанная модель экструдера называется MK7, такая была установлена и на тестируемом принтере.
Привод оси Z – винтовой, также от шагового двигателя. Перемещение головки в вертикальном направлении происходит по двум стальным направляющим. Жесткая механическая связь степструдера и двигателя обеспечивает необходимую точность подачи. Единственное условие – трущиеся детали необходимо содержать в чистоте и время от времени смазывать легким маслом. Износ пары «винт-гайка» скажется на качестве изделий моментально.
Каретка, она же платформа, на которую послойно укладывается нить из разогретого пластика, очень непроста. Она сделана по принципу бутерброда. Контактная поверхность, та, с которой соприкасается основание будущей детали, – лавсановая пленка. Выбор материала неслучаен (вообще, случайного тут нет ничего), лавсан не боится нагрева, он не сваривается намертво с ABS-полимерами, при этом он прочен, что позволило организовать еще одну фичу. Пленка-подложка имеет вид бесконечной ленты и, будучи уложенной на два вала с собственным электроприводом, способна передвигаться. Я не очень понял, зачем это надо, но ленту проворачивал, чтобы обеспечить максимальный натяг лавсана без складок (это нужно для поточной печати объектов. – Прим. Ивана Мошкина).
Под пленкой уложен фольгированный материал, судя по всему, для распределения тепла по всей поверхности платформы, под ним уже прячется нагреватель. Приводы осей X и Y практически одинаковы, здесь крутящий момент от шагового мотора передается зубчатым ремнем, поэтому, даже если вы ошибетесь и загоните каретку за край цивилизации, привод не заклинит. Кстати, странно, что производитель не защитил все граничные положения концевыми выключателями – они есть только на двух границах диапазона (удобно, что рядом с ними размещены LED-индикаторы их состояния), еще одна их функция – самокалибровка станка, о чем я расскажу ниже.
Электронный мозг устройства – материнская плата на платформе Arduino 2560. Для тех, кто в танке: Arduino – это платформа с открытой лицензией, фактически мини-компьютер на основе микропроцессора Atmel 2560. Arduino выпускается в виде готового электронного модуля, к которому нужно подключить периферию, а перед использованием запрограммировать его.
Для того чтобы этот CPU мог управлять приводами, ему нужен драйвер: не в смысле «программа», а в смысле исполнитель, «электронный модуль», который по команде с Arduino занимается «черной работой» – переключает обмотки двигателей по правильному алгоритму, отслеживает аварийные режимы моторов и сигналы с датчиков. В Thing-O-Matic плата драйверов снабжена подстроечными резисторами, первоначальные настройки после сборки производятся ими. Для обслуживания же экструдера и его нагревателя задействуется отдельный модуль.
В 3D-принтере имеется кардридер SD, можно сохранять файлы на карту и печатать модели с нее. Компьютер все равно понадобится, поскольку собственного модуля управления в Thing-O-Matic нет.
Про внешнее оформление и блок питания сказать практически нечего. БП типовой, форм-фактора ATX, а части корпуса вырезаны лазером из плотной фанеры и оргстекла и, будучи стянуты болтами, составляют основу конструкции. Интересно, что некоторые детали, например держатель направляющей (по оси Y), ось бобины с пластиком, облицовка матплаты, распечатаны на таком же 3D-принтере.
Освоение буржуйской техники
Прежде чем создать комплект крючков для кухни или Йоды-магистра фигурку, нужно подружить Thing-O-Matic с компьютером и откалибровать его. Управляющая софтина называется Replicator G (www.
replicat.org), и на момент теста использовалась ее ревизия 0028. Но, чтобы «Репликатор» увидел принтер, нужно разжиться драйверами Arduino, которые есть на www.arduino.cc и, как говорят, в папке с Replicator тоже (не проверял). Поскольку объект перед печатью должен быть разбит на слои, понадобится еще и вспомогательная программа Pyton (python.org/ftp/python), почему-то версии не выше 2.7.2, потому что с более поздними не работало ничего.
Чтобы приступить к моделированию, нужно запустить встроенный скрипт калибровки, опустить головку почти до касания центра платформы (зазор – лист бумаги) и нажать кнопку ОК в окошке. Thing-O-Matic примет эти координаты за нулевые и отведет головку до касания концевиков, подняв ее потом вверх. Заправка пластиком и смена цвета бобины также несложны, этому служит консоль Control Panel. В ней можно не только перемещать головку и основу, но и проматывать ленту, управлять нагревом экструдера (температура показывается в виде графика).
Так вот, для «заправки» нужно разогреть сопло до 223° и включить подачу материала в рабочую зону (скорость мотора – 5-10 об/мин). Thing-O-Matic после этого должен начнет переработку струны диаметра 1,75 мм в леску диаметром 0,4 мм в промышленных количествах (смайл). Если так, то все нормально. Эта процедура необходима после смены цвета пластика. Судя по двум отверстиям для подачи, есть головки под два цвета, и это может пригодиться для изготовления сувенирки «Билайна» (смайл).
Принтер откалиброван и заправлен, можно приступить к делу. Сначала нужно разжиться STL-файлами пробных моделей. Их много в галерее сайта www.thingiverse.com, впоследствии можно рисовать свои детали, например в «Максе», либо с его помощью конвертировать в STL другие форматы. Если импорт 3D-объекта прошел удачно, его нужно поместить в окне Replicator G на плоскость и сгенерировать так называемый gcode – это набор команд, понятный именно электронике принтера.
В процессе кодирования деталь разбивается на слои, высоту которых задает пользователь, в диалоговом окне устанавливается плотность заполнения объекта, от символической до монолита, общая скорость построения и некоторые другие специфические параметры. Созданный скрипт gcode виден в отдельной вкладке софтины Replicator G и может быть подредактирован. Например, мне приходилось «крутить» температуру платформы. Вот теперь все точно готово!
После нажатия кнопки Build принтер «разминается» для выполнения задания: автоматически прогревает основу и экструдер до нужных температур, после чего подводит головку к лавсану, печатает рамку объекта и начинает создавать модель по вашему чертежу. Это может продолжаться довольно долго, от вас требуется только следить, чтобы нить подаваемого пластика проходила в отверстие экструдера свободно, а объект крепко держался за основу. При малой площади основания нужны ухищрения, такие как формирование в gcode слоя «фундамента» и выстраивание объекта уже на нем.
Спустя короткое время менеджер тестлаба оприходовал следующие вещи: шкатулка для мелочей – 2 шт., визитница – 2 шт., магнитик «Привидение» – в ассортименте, тыква Halloween, летучая мышь. Бракованные головы драконов сгодились на роль подставок для привидений, которые с ними обрели самодостаточный вид. Опыт накапливался быстро, и дубликаты опытных штуковин с уже сгенерированными скриптами gcode можно было ставить на поток.
Подготовительные работы по установке софта нельзя назвать сложными, даже при отсутствии напутствий от предыдущих тестеров, каких-либо мануалов и вводных я справился за пару часов: все программы есть в открытом доступе, никаких кряков, кейгенов, несовместимости, невзирая даже на 64-битную Windows 7. При непродолжительно гуглопоиске можно найти и инструкции, и советы, по прочтении которых становятся понятны методы работы принтера, его недочеты и способы их обойти.
Единственное, на что я обратил максимум внимания (потратив много времени на изучение процесса и последующие перепроверки самого себя), – на калибровку, поскольку я очень боялся «воткнуть» нагретую головку в поверхность платформы и разодрать лавсан, а то и повредить что-нибудь, что в три часа ночи совершенно точно называлось бы «финита ля комедия».
Трансцендентально! Или о личных впечатлениях
Разработчики девайса отнюдь не заявляют, что данное устройство – предел совершенства, более того, оно представлено как концепт – то есть развивающееся. Но и в таком виде оно ошеломляет, удивляет, затягивает, и кто его знает, какие ощущения останутся после долговременного обладания таким аппаратом? Да, по большому счету это игрушка для взрослых дядек и теток, но они вовлекаются в замысловатый геймплей так, что не оттащишь. Это даже круче Mario и тетриса, по моему мнению.
Идеальный репликатор, по идее, должен выглядеть как две камеры, в одну из которых помещается прототип, во второй вырастает копия, без указания параметров, регулировок и вмешательства человека. Желательно цветная. Но тогда аппарат утратит всю привлекательность, что присуща Thing-O-Matic. Он превратится в скучное, типовое МФУ, стоящее в каждом доме. Все эти регулировки, ухищрения с температурами, скоростями подачи позволяют ощутить себя творцом, главным действующим лицом в создании макета.
Отполировав этот процесс, ребята из MakerBot рискуют быть забытыми, поскольку китайцы, увидев доведенный до логического конца проект, немедленно его растиражируют в миллиардах экземпляров. И MakerBot идет к этому семимильными шагами, разрабатывая 3D-сканер, выкладывая в открытый доступ библиотеки объектов, софт, железо. Надеюсь, что какие-то ухищрения помогут сохранить харизму прототипа с несложным (в целом) устройством в деревянном корпусе.
Но пока слепое копирование прототипа не встало на коммерческие рельсы, эффект новизны и явление чуда работает так, как надо. У каждого обеспеченного гика должен быть или побывать во временном пользовании 3D-принтер, поскольку эта штука полностью переворачивает представление о мире вокруг себя. За счет модульной конструкции, например, возможности быстро заменить степструдер на что-то еще – фрезерующую головку или держатель фломастера, – Thing-O-Matic не рискует быстро наскучить владельцу.
Говоря о недостатках, я сначала скажу, что они обусловлены конструкцией принтера и на начальном этапе, в котором проект сейчас пребывает, допустимы. Например, высокая точность моделирования досадно перечеркивается из-за температурной деформации пластика в основании. Изготовленные шкатулки для мелочей – яркий пример: их крышки имеют значительные искривления, хотя они распечатались очень точно. Конечно, не беда, ведь можно повторно нагреть их, скажем на утюге, выставив его температуру 120-130°, и выровнять под прессом. По ощущениям (мысль приладить термопару к платформе пришла уже после того, как принтер пришлось отдать), нагрев основания происходит неравномерно, и эти перепады температуры, как и волны на лавсановой пленке, приводят к деформации нижних слоев макета.
Так все же kit или слон?
Не секрет, что Thing-O-Matic можно купить без каких-либо проблем, заказав его на сайте. Предлагаются два варианта: собранный станок или он же, но в виде конструктора – десятка коробок с деталями. Первый, понятно, дороже, но объем работ по приведению кучи деталей в полноценно функционирующий аппарат потребуется немалый. Пригодятся навыки монтажника, наладчика, наличие инструментов и материалов, не говоря уже о затрачиваемом на процедуры сборки-отладки времени. Конечно, кто хочет попробовать свои силы в изготовлении 3D-принтера, пусть пробует. Опыт не бывает лишним, рано или поздно затраченные усилия окупятся сторицей: кто еще будет знать так же хорошо ваш принтер, как не вы, скрутивший его от первой и до последней гайки. Но нужно трезво оценивать свои возможности – испорченные механизмы и платы поставляются под заказ, срок ожидания достаточно долгий, и неаккуратность может выйти недешево. Я не отговариваю, скорее предупреждаю.
Кому Thing-O-Matic точно необходим?
Для обычного юзера 3D-принтер, что бы кто ни говорил, оправдывая покупку, – средство удовлетворения любопытства и просто увлекательная игра. В которой единственное ограничение в правилах – фантазия пользователя. Осуждать бородатого дядьку, заигравшегося в изготовление магнитиков на холодильник или солдатиков, не за что: девайс действительно имеет свойство притягивать любого технаря. Но ведь есть отдельные граждане, которые, если вовремя сориентируются, могут получить немалый гешефт.
Начать стоит с повелителей пластика, самоклеющихся пленок и пенопласта – художников-оформителей и макетчиков рекламных мастерских. Сами они купят себе Thing-O-Matic или шеф подсобит, разницы нет. Но украшать интерьеры и выставки им будет намного проще – как вспомнишь резку ножом из пенопласта текстов, набранных курсивом с засечками… бр-р. Наплавленный послойно ABS-пластик мало того что красив и прочен, так еще и химически пассивен и водостоек. Клиенты довольны, а значит, казна фирмы пополняется. И начальственная благодать проливается широким потоком на подавшего идею субъекта.
Следующие, кто должен заинтересоваться, – сувенирщики. Конечно, для одной мастерской дороговато выходит, но можно объединиться или расширить сферу деятельности, например отбив часть клиентов у рекламщиков. Теперь значки, статуэтки, брелоки, крэдлы для гаджетов можно творить на глазах у клиента в каком-нибудь торговом центре, привлекая публику музыкой, доносящейся из Thing-O-Matic.
Найдет спрос 3D-принтер и на опытных заводах. Иногда изготовление какой-нибудь пробной шестеренки или технологической оснастки обращается в полный цикл станочных работ, здесь же можно сделать пилотную партию деталей и подобрать наиболее удачный образец. С учетом того, что 3D-макет уже вычерчен, подготовка дальнейшей техдокументации и передача изделия на полномасштабное производство упрощается на один шаг как минимум.
Есть еще люди, которые не получат от пользования девайсом какой-либо весомой прибыли (в деньгах), но зато будут находиться в перманентном состоянии восторга, – это моделисты. Ту мортиру или фару локомотива (вместе с самим локомотивом и железной дорогой в придачу), что они выпиливали последний месяц, можно нарисовать и «вырастить» за очень короткое время. При определенном навыке – с фотографической точностью. Те, кто считает, что такой простой способ «не тру», может отпечатать форму и заливать в нее воск или пластилин, делая финальный макет из традиционных материалов. Так что не говорите, что Thing-O-Matic – нишевое устройство. Применений ему намного больше, чем кажется на первый взгляд. Да и солдатиков ребенку можно наделать столько и таких, что даже самые трудолюбивые китайцы завистливо вздохнут.
P. S. Если бы власти уделили внимание подрастающему поколению и приобрели партию Thing-O-Matic, обеспечив ими Клубы юных техников (или как они сейчас называются?), на основе одного такого девайса можно делать отдельный кружок 3D-моделирования, а дети учились бы чертить и создавать мир вокруг себя самостоятельно. Конечно, понадобятся мощные компьютерные классы, преподаватели – затрат на организацию мероприятия придется потратить много, а инвестиции дадут отдачу, только если акция не будет разовой и только тогда, когда поколение вырастет. А значит, я сейчас вещаю как фантазер-утопист. Тут где-то рупор лежал, подайте: «Меценаты, ау!» UP
Режущий плоттер и 3D-принтер
Девайс очень музыкален, поет на все лады (он реально разговорчивый как R2-D2! – Прим. вып. ред.), и это напомнило мне один эпизод из жизни, а именно освоение каттера. Этот аппарат по сути тот же графопостроитель, только в его «руке» не «фломастер», а нож. По команде компьютера режущий плоттер должен точно подать лист самоклеющейся пленки в указанную точку, с точно заданным усилием опустить лезвие и по заданной с ПК программе «обрисовать» контуры букв или рисунка. Процесс сопровождается примерно такой же музыкой, что издает Thing-O-Matic, – солируют шаговые моторы.Как-то очень-очень давно в нашу рекламно-оформительскую «контору» шеф купил японскую чудо-машину: режущий плоттер Roland. Интернета в те годы еще практически не было, а во всей Москве «Роландов» обитало ровно четыре. Обладатели коих делиться опытом не хотели – все-таки это живые деньги.
И вот мы, несколько светлых голов, инженеры, программист, электронщик, потратили не один день и загубили не один метр пленки, пока «привязали» систему координат этого девайса к нулю, пока научились точно дозировать усилие резки, правильно подготавливать файлы… Конечно, со временем процесс встал на поток, я получил звание «плоттерщика» – уважаемого человека и специалиста – и делал иногда такие вещи, что сейчас, вспоминая, диву даюсь.
И вот опять. Чудо-машина и непаханое поле для опытов. Для начала нужно снова учиться рисовать и макетировать. Даже не так: учиться думать в трех измерениях. Осваивать 3D-графические пакеты, конвертировать рисунки в понятный 3D-принтеру вид, подбирать температурные режимы, скорость подачи материала, степень нагрева «столика».
На это может уйти не один день, и даже не два. За полную ночь экспериментов мне так и не удалось сделать фигурку дракона, рога которого, имея малую площадь, плохо приклеивались к платформе и рано или поздно срывались с места, сводя потраченные усилия и время на нет. Были перепробованы разного цвета пластиковые нити (они все со своим характером), отрегулированы температуры, но упрямые рога так и остались непокоренными.
Но всегда ведь найдется достаточно упорный человек, который не только освоит незнакомую технику, но и расширит ее возможности. И вполне может быть, мои проблемы покажутся ему смехотворными.
Редакция благодарит Ивана Мошкина, представляющего устройства MakerBot на российском рынке (www.thingiverse.ru), за 3D-принтер MakerBot Thing-O-Matic + Stepstruder MK7.
Тем, у кого по химии «5»…
Выговорить и написать пальцами такое невозможно, воспользуюсь копипастой с Wiki: «Акрилонитрилбутадиенстирол, АБС-пластик – ударопрочная техническая термопластическая смола на основе сополимера акрилонитрила с бутадиеном и стиролом (название пластика образовано из начальных букв наименований мономеров)». Он широко применялся и применяется в автомобильной промышленности, из этого полимера сделаны не только детали салонов машин, но и внешняя облицовка и бамперы.
Сейчас из ABS делают корпусы электронных устройств, игрушки, смарт-карты. Популярность этой пластмассы обусловлена ее свойствами: инертность к щелочам, маслам, моющим средствам, широкий температурный диапазон (-40°… +90°), пластичность и ударопрочность, нетоксичность. Такими свойствами обладают и эпоксидные смолы, но по ряду параметров они далеко позади: например, по хрупкости и стоимости.
Но даже не это главное. ABS-пластик легок в обработке и идеально пригоден для экструзии, это и есть та причина, по которой разработчики MakerBot остановились на нем. Не исключая, что полиэтилен или полистирол могут показать себя не хуже, считаю, что строительный материал для Thing-O-Matic выбран совершенно правильно.
Но поверхность изделий, получаемых с 3D-принтера, неидеальна, что неудивительно, ведь она состоит из нескольких сотен слоев. Поэтому рекомендуется обрабатывать готовые макеты ацетоном: он не только размягчает ABS-пластик, но и дополнительно склеивает, упрочняет его. Но и это все еще не финишная подготовка – если поделку потом планируется красить, то список предварительных работ будет длиннее: шлифовка, шпатлевание, грунтование, снова шлифовка и только потом окраска.
Хорошо, что есть выбор из 17 цветов палитры пластиковой нити и многие сувениры могут быть использованы «как есть», фактурная поверхность их только украшает. А ярко-зеленые фигурки, которые я успел напечатать, еще и флуоресцируют в ультрафиолетовых лучах, такие и красить грех.