13 лет назад 2 ноября 2006 в 13:47 143

Месяц август: период, лишенный новостей

Каждый год, ближе к концу августа, в нашей высокотехнологичной индустрии, ставшей родной для многих, наступает перерыв между всем. Куча народа разъезжается по отпускам, продажи у всех падают (независимо от того, какая в целом ситуация на рынке, просто по случаю лета), и как следствие резко уменьшается количество профильных новостей. Последнюю неделю новостные сайты выглядят довольно печально, так как, кроме надоевших всем новостей про спам, а также победных отчетов компании Activision (издатель Doom 3) о титаническом количестве проданных копий игры (правда, почему-то точные цифры не называются, хотя, мне помнится, раньше было по-другому), публиковать им просто нечего. Новость, которая в середине октября была бы обречена прозябать за пределами топ-листов, по случаю августа поднимается ближе к заголовкам и привлекает всеобщее внимание. А что делать, если толком ничего не происходит?

Вторым следствием недостатка новостей в августе является изобилие всяких прогнозов, которыми в этот момент дружно разрожаются отраслевые эксперты. Сентябрь (а как следствие и новый бизнес-год) не за горами, но в данный момент новостей нет, и, как говорится, сам Бог велел в таких обстоятельствах о чем-нибудь еще не случившемся порассуждать.
В общем, так как ничего толкового за отчетный период не произошло, давайте попробуем представить, какие интересные события может нам принести грядущий деловой год.

Начать, наверное, следует с рынка мониторов и жидкокристаллических телевизоров. Если вы были на каких-нибудь крупных электронных ярмарках, коих в нашей стране последнее время развелось достаточное количество, то наверняка обратили внимание, какое количество ЖК-телевизоров там продается. Да, цены на наиболее распространенные 20- и 21-дюймовые модели пока редко падают ниже тысячи условных единиц, но это лучше чем ничего! Тем более что цены на матрицы продолжают снижаться и некоторые эксперты говорят о двукратном (как минимум) падении цен на всю подобную продукцию в течение следующих двенадцати месяцев.

А цены на матрицы небольшого размера уже упали, в связи с чем опять-таки у нас в стране появились трогательные дедушки и бабушки (собственными глазами видел неподалеку от метро “Царицыно”), которые в разнос торгуют дачными, или, как их еще называют, автомобильными телевизорами. Это такие маленькие телевизоры с диагональю матрицы от четырех до девяти дюймов. Еще год-полтора – и такой аппарат, существенно прибавив в функциональности, подешевеет до ста долларов, после чего стремительно пойдет в массы. И никого не смутит, что основная масса этих телевизоров производится компаниями, совершенно не засвеченными на нашем рынке и потому никому не известными. Надо ли говорить, что в подавляющем своем большинстве китайскими компаниями?

LCD-мониторы, видимо, тоже не минует чаша сия, и к следующему лету их доля на рынке существенно вырастет – пропорционально снижению цен. Впрочем, окончательно хоронить девайсы на основе ЭЛТ пока рано. По крайней мере, вот уже года два аналитики обещают, что буквально послезавтра рынок станет целиком LCD, но прогнозы эти пока так и не сбылись – главным образом потому, что большая LCD-матрица принципиально дороже большой трубки.

До кучи начались продажи серийных бытовых трехмерных LCD-мониторов. Правда, на данный момент мне известно только об одной компании, которая их продает, – Sharp (коллега Барсуков по этому поводу отчитался в новостях текущего номера). Но лиха беда начало, и есть мнение, что недолго на этом перспективном рынке Sharp останется в одиночестве, правда, при условии, что начинание поддержат производители ПО (в первую очередь игр) и, разумеется, Microsoft. Хотя последняя если и соберется это сделать, то, наверное, не раньше, чем в Longhorn, так что это вопрос не следующего года.

А пока монитор этот стоит полторы тысячи условных единиц, что, безусловно, немало, но при наличии хотя бы пяти-десяти качественных игр, поддерживающих данную технологию, рынок эту цену примет как родную. Любителей поиграть в красивые игры хватает, иначе производители графических ускорителей чувствовали бы себя существенно более скованно. Но пока оперировать предполагаемыми процентами рынка, которые должна отвоевать под себя новая технология, лично я не готов, так как сейчас еще очень много всего неочевидного. Разработчики игр еще никак не прокомментировали новую технологию, тем более что, если бы у Sharp были бы уже какие-то конкретные планы по обеспечению своей новой разработки поддерживающим ее программным обеспечением, мы бы наверняка об этом узнали.

Падают цены на флэш-память. И падают они очень быстро, так как производители, наконец, оценили весь потенциал этого рынка, как следствие память начали делать все, кому не лень, и в страшных количествах (особенно в этом плане отличился Тайвань). Применительно к конечному пользователю это означает, что в разумные сроки имеет смысл ожидать как существенного снижения цен на все устройства, в которых эта самая флэш-память есть, так и значительного расширения номенклатуры предлагаемых девайсов. Откровенно говоря, есть у меня подозрение, что применительно, например, к рынку плейеров это все кончится тем, что альтернативные разновидности популярного устройства (например, плейеры на жестких дисках) потеряют значительную часть своей привлекательности в глазах потенциальных покупателей. На данный момент флэш-плейеры и девайсы на основе винчестеров ориентированы на совершенно разные рыночные ниши (первые маленькие и удобные, у вторых памяти на порядок больше), тем не менее, постепенно количество памяти в среднестатистическом флэш-плейере растет.

И не за горами тот день, когда в массы пойдут модели, стоящие вполне разумных денег и при этом снабженные памятью, объемы которой измеряются гигабайтами. Несмотря на все усилия, которые прикладывают производители плейеров на основе винчестеров, дабы снабдить свою продукцию дополнительными торговыми преимуществами (уменьшают энергопотребление, габариты, работают над ударопрочностью
и т. д.), шансов на долгую рыночную жизнь у таких аппаратов, с моей точки зрения, совсем немного. Еще года два, может быть, три. И все!
Но плейеры – это далеко не вся флэш-память, которая поставляется на рынок. Устройств с памятью сейчас – вагон и маленькая тележка, и, что характерно, с течением времени их становится все больше и больше. Например, вполне логичным было бы ожидать появления большого количества сотовых телефонов (то есть, простите, коммуникаторов), снабженных такой памятью. Собственно говоря, они есть и сейчас, но пока в них памяти довольно мало, так как производители экономят на издержках.

Про флэшки я вообще молчу. Несмотря на активные попытки производителей придумать какой-либо новый стандарт перезаписываемых носителей информации, ничего удобнее флэшек пока никто предложить не смог. Причем рынок брелоков памяти довольно юный и поэтому, как это ни странно звучит, пока еще не особенно развитый. А вот через год, когда уже по всем законам вероятности должны получить распространение не просто флэш-брелоки приличного объема (гигабайт-два-три), но флэш-брелоки, способные подключаться к ПК с помощью любого из развивающихся сейчас беспроводных стандартов связи, всем остальным бытовым переносным накопителям жить станет существенно сложнее.

Выше описаны вероятные пути развития только двух, хотя и очень бурно развивающихся сейчас, технологий. Причем даже эти описания сложно назвать путями развития – это скорее претендующие на логичность рассуждения относительно того, что будет, если на два вышеописанных вида высокотехнологичной продукции упадут цены. Если же по каким-то причинам цены прекратят падение (к примеру, не дай Бог, какой-нибудь важный завод закроется), то весь изложенный прогноз можно будет засунуть в… ящик стола, к примеру.
Очень, очень много переменных факторов на hi-tech-рынке. Но количество технологических инноваций довольно быстро растет, и стоимость устройств на них основанных, уже в момент вхождения на рынок достаточно мала, чтобы эти девайсы с ходу попадали в категорию массовых. Вызвано это в первую очередь тем, что стоимость производства hi-tech-продукции в целом падает и люди морально готовы эту продукцию приобретать.

Высокотехнологичная индустрия в ее нынешнем виде достигла, наконец, зрелости. Полупроводниковая индустрия – тот самый кит, который лежит в основе всего этого благолепия, – работает в режиме теоретического максимума, то есть совокупный коэффициент использования производственных площадей в этой отрасли составил 94,5 процента. Это означает следующее: hi-tech бурно развивается, и при отсутствии катаклизмов в течение следующего делового года мир в очередной раз сильно поменяется.
В основном благодаря конечным пользователям, поскольку, даже если наши работодатели покупают высокие технологии, пользоваться ими все равно приходится нам.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?