17 лет назад 1 ноября 2006 в 11:19 659

Минус 99 кнопок

Недавно по телевизору показали рекламу серверов. Совершенно неважно, кто именно решил в перерывах между сериями мыльных опер продвигать какие-то совершенно нереальные многопроцессорные механизмы и чем конкретно увенчалась его инициатива, важен сам факт — в прайм-тайм, на довольно-таки серьезном канале, который смотрят полстраны, подробно, хотя и очень быстро — дабы уложиться в тридцать секунд, показывали серверы и рассказывали, зачем их надо покупать.

Реклама эта продержалась недолго, видимо, те люди, которые ее оплачивали, довольно быстро сообразили, что несколько дали маху. Одно дело — это сватать домохозяйкам флэшки для цифровых видеокамер, и совсем другое — впаривать серверы.

Хотя стоп. Как-то это так внезапно случилось, что крайне высокотехнологичный товар (кто-нибудь будет спорить, что флэш-память — продукт высоких технологий?) позиционируется уже не как утеха специалистов и технофетишистов, но как нечто вполне даже народное и массовое? Почему вдруг в метро начали попадаться люди с MP3-плейерами, а на рынках, где торгуют гвоздями и шурупами, нет-нет, да и мелькнет за прилавком ноутбук? Что, собственно, происходит?

Вспомним — изначально рынок ПК был ориентирован на специалистов — людей, которые так или иначе использовали компьютеры в своей профессиональной деятельности. Потом, когда на рынке такого размера многочисленным конторам стало уже тесновато, они начали совершать некие телодвижения, которые позволили им существенно увеличить количество людей, стремящихся приобрести компьютер.

Телодвижения эти вылились, во-первых, в активную поддержку производителей игр (а вы думали, они сами по себе так воспряли лет семь назад? Ничего подобного: просто тогда их начали холить и лелеять железячники — и занимались этим вплоть до самого последнего времени), а во-вторых, в грандиозную рекламную компанию, ориентированную на конечного пользователя, эффект от которой ощущался в течение лет, наверное, шести.

Затея оказалось успешной — конечного пользователя удалось убедить в том, что ему совершенно необходимо приобрести домой компьютер, и — самое главное — в том, что он просто обязан его периодически апгрейдить.

Изначально в качестве движущей силы апгрейда выступали в основном игры (к примеру, как мне рассказывал один западный товарищ, первая крупная волна усовершенствований домашних компьютеров во времена засилья 386-х у них была инициирована выходом Doom 2), а потом к этому «благому начинанию» активно подключились производители как офисного софта, так и операционных систем.

Причем надо отметить, что было бы в корне неверным считать подобную ситуацию заговором производителей софта и железа, ибо она ей не является. Просто параллельно с развитием компьютерной техники пропорционально развивались и усложнялись задачи, которые могут (и, что самое главное, очень хотят!) решать пользователи с их помощью. Согласитесь — никто никого насильно апгрейдить компьютеры не заставлял, можно и сейчас спокойно существовать с 386-м аппаратом и в ус не дуть. Другой вопрос, что и возможности у этого аппарата будут такие же, как много лет назад.

Однако мы отвлеклись. В 2000 году господа, занимающиеся производством компьютеров, с неподдельным удивлением начали понимать, что их стремление заставить всех приобрести компьютер привело к совершенно предсказуемым результатам — компьютер себе уже успели купить почти все, кто мог или хотел.

Продажи начали падать, неплохо себя чувствовали только производители особо востребованных на рынке железок, вроде хороших видеокарт (а в данном конкретном случае — производитель, так как к тому моменту продукция NVIDIA уже благополучно успела сделаться безальтернативной, по крайней мере на рынке SOHO). Но тогда еще все было более или менее, то есть хоть доходы и прибыли падали, но все-таки еще не принимали отрицательные значения.

А вот в 2001 году приняли. Нельзя сказать, что этот спад стал неожиданностью. Начиная с 1999 года ряд наиболее здравомыслящих аналитиков в своих работах осторожно начали намекать, что, дескать, а все ли присутствующие уверены, что такое счастье будет продолжаться и дальше? Может быть, что-то здесь не так и имеет смысл остановиться и посмотреть, что вообще происходит и как нам жить дальше?

Подавляющее большинство высокотехнологичных компаний, очарованные скоростью роста курса собственных акций, не обратили внимания на первые желтые листочки и продолжали жить дальше так, как жили до этого, — то есть не по средствам. Рупор «эпохи счастливого хайтека» журнал Industry Standard собирал бешеное количество рекламы, компании читали его, видели, что все хорошо, и давали ему еще больше рекламы на деньги несчастных инвесторов, которые тоже читали Industry Standard, почему, собственно, и становились инвесторами.

Но не все конторы были столь безрассудны. Еще в середине 90-х годов, когда мне удалось случайно добраться до подшивки огромного количества западных аналитических изданий, я обнаружил в ней множество статей, авторы которых (очень уважаемые экономисты и технари) прямым текстом говорили, что уже очевиден конец эпохи персонального компьютера как компьютера, и что все это дело рано или поздно выльется в нечто совершенно неожиданное для масс. Они считали, что все закончится слиянием бытовой техники и ПК, причем это будет даже не слияние, а поглощение.

Догадываетесь, кто кого поглотит?
Россия осталась едва ли не единственной страной в мире, где до сих пор растут продажи классических персональных компьютеров. Это естественно — у нас просто еще не удовлетворен тот первоначальный спрос, который давно уже сошел на нет на Западе. 
У них уже наступает переходный период (о котором мы поговорим чуть ниже), а мы только начали приближаться к тому моменту, когда у нас начнет падать спрос на компьютеры. Как уже говорилось выше, сам по себе этот переход уже абсолютно неизбежен.

Другой вопрос, что в том случае, если он будет резким, пострадают все производители, а им этого совершенно не хочется. Поэтому его надо сделать плавным.

Недавно к нам в редакцию приволокли очередную порцию материнских плат. Я выбрел на них посмотреть, посмотрел — и вдруг понял, насколько сильно изменилось все буквально за последний год. Как выглядела раньше среднестатистическая материнская плата? Плохого качества упаковка, невразумительный мануал, четыре грязненьких шнурочка и полная неочевидность в настройке.

А теперь? Коробочки красивые, внутри — куча разных фенечек вроде календариков, наклеечек и висюлечек, толстенные руководства по эксплуатации на нескольких языках. Разноцветный текстолит, подробные подписи к самому последнему джамперу, цветастый софт, который зачастую умеет в автоматическом режиме даже процессоры разгонять! И это — материнская плата, то есть компонент компьютера, который еще пару лет — да что там, всего год — назад никто бы не решился охарактеризовать как «user friendly».

Сборка компьютера, принципиально не изменившись за последнее время, все же очень стала походить по своему оформлению на… ну, на сборку музыкального центра сразу после покупки. Исчез этот налет таинства, который раньше обуславливался неочевидными инструкциями и лаконичными настройками BIOS, теперь все подписано и даже голосом сообщает, что и куда вы неправильно воткнули (это не шутка, кстати: мы недавно писали про мать, которая оборудована голосовой системой оповещения о неполадках).

Пользователя постепенно приучают к тому, что апгрейд компьютера — это совершенно тривиальная задача, нечто вроде настройки автоответчика. Однако и совсем простым этот процесс никто делать не хочет, хотя теоретически это было бы возможно. Зато на компьютерах обкатываются те технологии, которые: а) можно будет использовать в столь симпатичной производителям техники концепции «умного дома» (это, к примеру, порт USB и технология Bluetooth), б) употреблять в тех устройствах, которые придут на смену ПК в традиционном понимании этого слова.

А устройства эти уже фактически пришли. Бум игровых приставок, MP3-плейеров и прочих DVD-проигрывателей с выходом в интернет — это только первые ласточки. Компьютер, на котором можно играть, просматривать DVD, слушать цифровую музыку, лазить по Сетке и читать книжки, стоит сейчас… ну, приблизительно тысячу долларов — и при этом, несмотря на все усилия производителей программного обеспечения, обладает довольно широкими возможностями настройки и позволяет при большом желании снимать ограничения, которые понаустанавливали производители всего этого добра.

А если заставить каждого пользователя купить отдельную приставку для игр, отдельную — для серфинга, отдельный аппарат для проигрывания DVD и музыкальный центр со встроенным MP3-плейером, в котором на аппаратом уровне реализованы две-три технологии защиты авторского права — вот хорошо-то всем будет! И самое главное — количество людей, которые готовы купить вышеописанный набор, на порядок больше тех, кто готов разбираться в том, как работает компьютер с самой что ни на есть дружественной операционной системой.

На стандартной клавиатуре — 101 кнопка, а приставку можно организовать таким образом, что там будет одна большая клавиша размером в кулак. И меню, составленное исключительно из односложных слов. И никто не сможет скачать себе патч, отучающий игру от диска, и все будут вынуждены купить себе по диску или заплатить нужную сумму денег правообладателю за возможность 5 раз просмотреть один фильм (да, уже придумали такую трогательную систему. Называется «ограниченная лицензия». Пять раз можно поглядеть кино, за которое заплатил, а если хочешь еще, то надо еще заплатить. Правда, мило?).

И никуда мы от этой радости не денемся. Потому что эта идея уже рассмотрена кем надо, одобрена кем надо и, самое главное, — оплачена кем надо. «Им» не нужны люди, которые способны сами настроить компьютер, им нужна рабочая сила на заводы с высокотехнологичной автоматикой и двумя кнопками — «On» и «Off».
Начинайте прощаться со своим ПК, потому как пройдет еще несколько лет — и оставшиеся 99 отменят.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?