15 лет назад 8 апреля 2009 в 16:27 695

Однако ситуация на дворе в настоящее время такова, что инвесторов, готовых поддерживать даже сверхпопулярные, но в то же время не сильно доходные проекты, становится все меньше. Как следствие, многие социальные ресурсы, которые на протяжении последних лет были озабочены исключительно собственной раскруткой, а не общей рентабельностью, как по команде, взяли курс на прибыль. Живые деньги теперь в цене.

Пионером Рунета в области насильственной монетизации процессов тире примером того, как можно очень эффективно извлекать прибыль из желания пользователей общаться в рамках отдельно взятого социального сервиса, можно считать сайт знакомств «Мамба». Там реализован целый ряд платных функций. Сбор денег происходит посредством SMS, полноценное использование сайта в «халявном» режиме затруднено. Впрочем, посетители не в обиде и исправно голосуют рублем за возможность поднять рейтинг своей анкеты – или, как вариант, снизить рейтинг чужой (а также за ряд других дополнительных «бонусов»). Да, создатели ресурса злоупотребляют игрой на низменных чувствах своей аудитории – но ведь работает же, причем хорошо.

Недавно повысить рентабельность LiveJournal попыталась компания СУП, начав собирать с пользователей деньги за регистрацию и ряд несущественных дополнительных возможностей. Это решение немедленно вызвало массовое возмущение аудитории, и через короткое время бесплатная регистрация аккаунтов с базовыми возможностями была возвращена. Более того, администрация компании принесла извинения своим клиентам за то, что не посоветовалась с ними, перед тем как решиться на такой непопулярный шаг.

А теперь настала череда «Одноклассников.ru». У этого ресурса все более чем хорошо с посещаемостью и известностью в широких слоях населения, поэтому неудивительно, что его владельцы решили наконец получить какую-то отдачу с инвестиций, вложенных в инфраструктуру и раскрутку. Вполне понятно и то, что немалая часть пользователей оказалась сильно недовольна нововведениями: кому понравится, если что-то длительное время было «просто так», а потом вдруг стало за копеечку?

В конце декабря инициативная группа граждан собиралась организовать среди пользователей сервиса «предупредительный» флэшмоб, целью которого должно было стать кратковременное и резкое снижение посещаемости «Одноклассников.ru». Этим постоянные посетители хотели дать понять администрации, что деньги с абонентов не надо брать вообще. Насколько успешной оказалась эта затея, неизвестно, ибо текст этот я пишу до часа Х, однако сам посыл мне кажется несколько порочным.

Господин Шерман, который ныне руководит процессом коммерциализации сайта (кстати, в процессе развития Mamba до нынешнего благополучного состояния он тоже участвовал), высказался в том духе, что никто никого ни к чему не принуждает, «Одноклассники.ru» – сугубо коммерческий проект, поэтому с аргументацией недовольных пользователей он согласиться не может (справедливости ради надо отметить, что количество недовольных на несколько порядков меньше, чем общее число юзеров).

Хочешь – плати, не хочешь – вольному воля, вот при регистрации, к примеру, в соцсети «ВКонтакте» звонок кассового аппарата пока не звучит. Что характерно, он прав. За предоставленную услугу в нашем мире принято платить, и кто возьмется доказать инвесторам мегапроекта, вложившим в оборудование и эксплуатацию серверов (а есть и множество других статей расходов) десятки миллионов долларов, что социальные сети должны вечно оставаться халявными?

Есть и другой аспект. Требования к чему-то оплаченному у людей на-а-амного выше, чем к халяве. Поэтому, вступая на путь «монетизации в лоб», надо быть уверенным в том, что конкурентные преимущества твоего уже влетевшего в изрядную копеечку проекта позволят ему превратиться в «генератор прибыли», не вызвав библейских масштабов оттока аудитории. Это ведь только с обывательской точки зрения «Одноклассникам.ru» в обозримом будущем вроде бы ничего не грозит. А люди «в теме» еще с прошлой весны знают, что, по данным авторитетного интернет-счетчика Alexa, в апреле 2008 года закончился этап взрывного роста популярности ресурса и его посещаемость стабилизировалась.

И вообще, судя по всему, период, когда подавляющее большинство массовых сервисов в Сети были совершенно бесплатными и жили за счет продажи трафика либо за счет рекламы в том или ином виде, плавно подходит к концу. Возможно, этот момент наступил бы еще через некоторое время, но в условиях такого всеобъемлющего кризиса, как сейчас, живые деньги приобретают особенное значение.

Социальные сети стали достаточно важной частью жизни многих, чтобы необходимость платить какие-то умеренные деньги за доступ к привычным сетевым возможностям у большинства потребителей ужаса не вызывала. Ведь никого не удивляет, что надо приносить наличные сотовым операторам за связь, то есть, считай, за возможность общения. Ежемесячная плата Blizzard за WoW также не вызывает к жизни демонстраций недовольных орков.

Так и здесь, поначалу отдельные граждане будут выражать недовольство, а потом все потихоньку привыкнут, недостаточно ценные для пользователей ресурсы, став платными, исчезнут, и на рынке останется группа лидеров, состоящих со своими клиентами во вполне себе товарно-денежных отношениях. И возмущаться по этому поводу, как мне кажется, бесполезно. Хотя, конечно, попробовать можно: а вдруг получится? В конце концов, тот же СУП решил, что довольный клиент в каких-то случаях лучше платного…

Мы обязательно напишем о том, как будут развиваться события.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?