2 года назад 20 сентября 2016 в 19:11 130

Дмитрий Павлов

Как выглядит компьютер с многоканальной акустикой? Обычно так: три колонки стоят на столе на расстоянии двадцати сантиметров друг от друга, одна тыловая – сзади, на подлокотнике кресла, другая валяется на полу плашмя.

Этому дизайнерскому решению нет равных по распространенности и удобству. Меняются лишь нюансы: бывает, вместо подлокотника кресла подставкой служит подоконник, а оба тыловых сателлита помещаются на пол, ближе к дивану, или ставятся в нишу стенного шкафа, что в другом конце комнаты.

К такому решению людей подталкивает сама жизнь. Купив на свои кровные современную акустику класса 5.1, иной юзер поначалу думает водрузить сателлиты на стоечки, но потом обнаруживает, что населению квартиры тыловые колонки мешают спокойно перемещаться, если. конечно, этот самый юзер не сидит за компом в отдельном кабинете, на двери которого висит табличка с грозной надписью: “Не кантовать”. И со временем колонки в силу желаний обитателей квартиры оказываются в тех местах, где они никому не мешают: на подоконнике, подлокотнике, в дальнему углу.

Если речь идет о дешевой системе и о неприхотливом юзере, менять положение дел нет смысла, равно как и читать эту статью. А если качество звука имеет значение, неплохо бы подумать о выборе системы и ее инсталляции. Вам ведь важно, что именно вы услышите?

Объемное звучание

Для начала вспомним, зачем вообще нужна акустика класса 5.1. От стереосистем и трифоников с точки зрения звука многоканальные АС отличаются только одним – стереопанорамой, расположением виртуального источника звука в пространстве. Во всяком случае, так должно быть.

Как мы в реальном мире определяем положение источника звука? По разнице громкости звука, прилетающего в правое и в левое ухо, по задержке относительно других звуков (от дальних объектов волна приходит на несколько миллисекунд позже), по громкости по его отражениям от разных объектов и от своей собственной черепной коробки. В наши извилины встроен нехилый звуковой процессор.

Звукорежиссеры, создавая трехмерную звуковую панораму, пользуются особенностями нашего слуха. Регулируя баланс громкости звука в колонках, выстраивая поканально задержки, обрабатывая сигнал реверберацией, они добиваются реалистичного эффекта.

Теоретически при наличии идеальной записи достаточно двух источников звука, по одному на ухо, чтобы получить хорошую панораму. На практике же есть масса нюансов, способных испортить впечатление даже от превосходно сделанной записи. А главное, сами колонки должны идеально воспроизводить сигнал, чтобы не потерять все записанные реверберации, а еще должны иметь достаточно широкий динамический диапазон и не компрессировать звук (четко сохранять разницу в громкости между его составляющими) Здесь важно качество АС, причем независимо от ее типа, 2.0 это или 5.1.

В помещении звук вдобавок отражается от стен, пола и потолка, от стола и монитора, от любых предметов, находящихся в комнате, и отражения эти, конечно, смешиваются с теми, которые дает виртуальная среда, созданная звукорежиссером, а также искажают сам звук. В идеале комната не должна оказывать на саунд никакого влияния, чего по понятным причинам добиться нереально. Но уменьшить и оптимизировать влияние помещения можно, для того-то и нужна грамотная инсталляция, которая актуальна независимо от типа АС.

Положение слушателя относительно колонок тоже немаловажно. Сместились вы, скажем, в сторону одной из колонок, и звуки от нее стали несколько громче, и приходят они несколько раньше. Изменится и картина отражений звука из разных каналов… Вот здесь тип системы и имеет значение.

Многоканальные системы стали использоваться в кинотеатрах с подачи господина Лукаса. Хотелось человеку дополнить шикарную по тем временам картинку реалистичным звуковым полем для создания эффекта погружения. Но ведь в зале народу много, люди сидят в разных его концах. Кому-то повезет, но большинство останется не у дел. Провели заинтересованные люди исследования и выяснили, что увеличение количества каналов и, следовательно, колонок позволяет при прочих равных добиться трехмерного эффекта, более качественного, чем обеспечиваемый стереосистемой. Добавление одного центрального и одного тылового каналов и было призвано ослабить зависимость звука от места, где разложил булки уважаемый кинозритель. Со временем число каналов увеличили.

Зачем дома 5.1?

А теперь давайте прикинем, нужен ли нам вообще многоканальный домашний кинотеатр. Околокомпьютерный. Личный. Зри- телями-слушателями комната не забита, так что проблемы с широкой зоной стереоэффекта нет. Получается, куча колонок нам вроде бы и ни к чему?

Ну, от многоканальной фонограммы мы никуда не денемся. Киношники неизбежно отталкиваются от сборов в прокате. а в кинотеатрах двухканальные системы не катят. Буржуи обычно разворачивают домашние кинотеатры, причем на несколько человек, возле большого экрана. Наконец, производителям колонок такой расклад тоже нравится: лучше продать пять колонок и сабвуфер, чем две колонки, верно?

Делать хитрую бинауральную дорожку для любителей смотреть фильм на мониторе никто не будет, а обычная дорожка «стерео 2.0» – это чтобы бедным было не обидно, это для воспроизведения звука на обычном телевизоре со встроенными динамиками.

Положение мог бы спасти хороший процессор, умеющий грамотно перекодировать 5.1 в 2.0 налету. Софтовых плееров с модулями для даунмикса (5.1 в 2.0) навалом, но их работа не выдерживает никакой критики, трехмерный звук получается очень условным. Не уверен, что создать хороший перекодировщик возможно: программа (или процессор) должна проанализировать звуковую дорожку, определить расположение виртуальных источников звука, восстановить исходный сигнал, устранив эффекты, с помощью которых звукорежиссер расположил объекты на звуковой сцене и создал ощущение движения, или убрать естественные эффекты, если движение источника звука фиксировалось вживую, а затем смоделировать и отстроить звуковую

сцену заново, для двух каналов. Заметьте, в режиме реального времени.

Наконец, давайте вспомним о том, что пять каналов при прочих равных формируют звуковую сцену лучше и чем ниже качество колонок, тем ощутимее прирост качества звука Скажите, у скольких из вас к компьютеру подключена бескомпромиссная хай-эндная акустика?

Выбор системы

Итак, на звук влияют качество колонок, комната, а также положение слушателя в ней (в частности, относительно колонок). Пойдем по порядку.

Акустика 5.1 – повторюсь – обеспечит лучшую панораму звука при воспроизведении фильмов, да и в играх тоже (там эффекты накладываются на звуковые семплы в реальном времени) Только важно понимать: удовольствие это не из дешевых. Сами прикиньте: неплохие стереосистемы стоят не меньше $100, а тут и динамиков в три раза больше, и усилок нужен шестиканальный, и БП в три раза мощнее требуется. Чудес не бывает, бывает самовнушение и слуховые «галюники». Малоимущим и жадным я бы посоветовал собирать систему постепенно: сначала стереопара, потом сабвуфер, далее еще одна стереосистема на тыл. а под конец центральный канал плюс одна тыловая (для 6.1) или запасная колонка. Колонки должны быть одинаковыми, чтобы не было разницы в воспроизведении сигнала.

Также хочу напомнить вам о том, что, согласно спецификациям современных многоканальных стандартов, в каждом канале пишется сигнал в диапазоне 20 Гц – 20 кГц. Сателлиты готовых кинотеатров обычно работают в урезанном диапазоне. Это и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что будет меньше головной боли с расстановкой, плохо же тем, что часть информации просто пропадет, а кроме того, возможен недобор баса. Сабвуфер ведь при воспроизведении фильмов не доигрывает за сателлиты, а озвучивает отдельный канал LFE (Low Frequency Effects). Представьте, что по замыслу режиссера что-то должно громыхнуть изо всех колонок разом, вдобавок и из сабвуфера А здесь стараться будет один саб…

Посредством гибкой настройки (например, с помощью кХ) можно перенаправить низкие частоты со всех каналов на сабвуфер, но тот должен значительно превосходить по мощности колонки-сателлиты. Достаточно мощных сабов среди мультимедийных и хай-файных начального уровня мне не попадалось

Нередко товарищи просят не умничать, а показать пальцем: мол, вот эти системы хорошие, их и берите. Честно говоря, боюсь я что-либо рекомендовать, и проблема вовсе не в результатах испытаний, а в контроле качества. Первая партия новых систем, как правило, хорошая. А потом начинается… Разброс параметров у динамиков, криво припаянные или неправильно собранные фильтры, бракованные усилители, дребезжащие фазоинверторы… Если косяки обнаружатся в первой партии, не беда: запуск очередной модели можно отложить, разработчик все уладит. А на поздних этапах производитель рискует потерять оптовых покупателей и, как показывает практика, нередко предпочитает вывести на рынок брак, но не сорвать сроки поставки.

Наивно думать, что сбытом брака промышляют только OEM-конторы. Бренд не гарантирует стопроцентного контроля качества (именно за контроль качества переплачивает покупатель, а не за известное название, есть и другие факторы, влияющие на цену, но в стоимость брендовой акустики расходы на контроль качества по-любому закладывают), он только уменьшает вероятность покупки брака И такое происходит не только в секторе мультимедиа. Недавно мне довелось увидеть пассивную стереопару за $3 тыс., у которой твиттер в одной колонке был подключен в противофазе. Перепутали контакты при сборке, видите ли. Это мне вообще непонятно. Ладно бы дешевые серийные модели, пусть их, но акустические системы класса high-end изготавливаются и продаются в очень небольших количествах. Производителю по силам организовать контроль качества каждой АС. Иначе какой же это хай-энд? А вот поди ж ты.

Не могу назвать ни одной фирмы, которая ни разу не допустила бы косяков. Есть только компании, которые косячат реже других.

В общем, перед покупкой слушайте систему. Обязательно В противном случае учитывайте ненулевую вероятность того, что вам придется тащить тяжелые колонки в сервисный центр.

Расстановка компонентов АС

Система выбрана (собрана из стереопар), ее компоненты извлечены из коробок, и осталось разобраться с инсталляцией так, чтобы окружающее пространство портило звук минимально. Особенно заметно повлияют особенности помещения и обстановки на бас. С басовыми влияниями разберитесь обязательно. Потому что нередка такая ситуация: человек покупает хороший саб, а потом говорит, что тот дрянной – бубнит на одной ноте или вообще не басит

Стены вблизи АС будут давать прибавку давления и громкости. Низкочастотные волны акустика излучает во все стороны, и если вы приставите колонку к стене, изрядная часть энергии звуковой волны отразится от этой стены. Самая сильная прибавка по басу будет, если поставить колонку на пол в углу комнаты. В некоторых случаях халявная прибавка баса очень кстати, но обычно она чревата побочными эффектами.

Неприятности доставляют и специфические стоячие волны, известные как “комнатные моды” .Механизм их возникновения таков: сгенерированная АС низкочастотная волна доходит до стены, а та отфутболивает ее. Не всю, конечно, – часть энергии теряется из-за сопротивления воздуха, еще часть поглотят предметы и стенка, – но и останется много. Волна двинется в обратном направлении и натолкнется на другую стену, которая ее отфутболит, и так до тех пор, пока волна не угаснет

Наиболее неприятны те волны, длина которых равна расстоянию между противоположными стенами и перекрытиями (полом и потолком) или в два, три, четыре раза меньше него. На соответствующей частоте мы получим сильный подъем давления (то есть определенные частоты будут звучать громче других), к тому же из-за долгого затухания бас будет “смазанным”. Чем меньше порядок моды, тем заметнее эффект

Частоты, на которых возникнут моды в конкретном помещении, несложно рассчитать, так как они определяются исключительно расстоянием между стенами. Частота первой моды вычисляется по формуле 331,5 / 2х, где х – длина, ширина или высота комнаты. Частоты мод второго, третьего и четвертого порядков (2х, Зх и 4х) находим умножением частоты первой моды на порядок (номер) нужной стоячей волны (2, 3, 4).

Звуковое давление комнатных мод неравномерно. Поэтому можно как оптимизировать звучание АС, так и загубить его.

Зоны наибольшего давления находятся возле стен, зоны наименьшего давления (так называемые нули) – на расстоянии полудлины волны от плюсов. От пика к нулю давление падает, затем вновь нарастает до следующего пика. После нуля фаза (полярность волны) меняется.

У мод первого порядка один ноль в центре комнаты и две зоны высокого давления возле стен. У мод второго порядка три зоны высокого давления и два нуля (расстояние между нулями равно длине волны).

Не вдаваясь в детали процессов, расскажу лишь о некоторых важных свойствах мод.

Если поставить колонку (или сабвуфер) в нуле моды, стоячая волна не возникнет. Чем ближе к нулю находится излучатель, тем меньше энергии получает стоячая волна, тем меньше подъем давления на частоте моды.

Если поставить кресло слушателя в нуле, эффект подьема АЧХ субъективно заметен не будет. Чем ближе к нулю находится слушатель, тем слабее влияние стоячей волны на звук по его субъективным ощущениям.

Если установить колонки в зонах высокого давления разной полярности, отраженные от разных стен волны встретятся в противофазе. Стоячая волна не возникнет.

Если очень сильно повезет, можно избежать неприятного влияния стоячих волн и даже расширить рабочий диапазон акустики. Например, колонки играют до 50 Гц, а мы возьмем да установим их так, чтобы подпитать 45-герцовую моду. Это реальный вариант. Но вот победить при этом все стоячие волны вряд ли удастся: нет, приемлемое положение АС найти можно, но будет ли комната пригодна для жизни? Тем не менее наша задача в том, чтобы победить как можно больше мод. Остальные мы попытаемся подрихтовать позже.

Как вы наверняка догадались, проще всего грамотно установить систему х.1 с сателлитами, играющими до 150 Гц, и сабвуфером, воспроизводящим бас за всю АС. Тогда нам придется подыскать подходящее место для саба и кресла. Вероятно. найдется даже несколько вариантов расстановки, но почти наверняка саб окажется далеко от компьютера, потребуется воспользоваться длинным экранированным межблочником, а громкостью управлять с помощью ПДУ.

Со стереофоническими системами будет сложнее, а установка полноценной акустики класса 5.1 грозит настоящей головной болью.

Непобежденные расстановкой компонентов АС стоячие волны будем добивать при помощи драйверов. Они часто включают в себя параметрические эквалайзеры. Можно настроить такой EQ на частоту не желающей исчезать стоячей волны и понизить уровень сигнала на этой самой частоте. Главное – не злоупотребляйте эквалайзером, иначе ухудшится динамика баса.

С помощью драйверов можно сгладить последствия несимметричной расстановки колонок. Проще простого – самым обычным балансом. Утраченных частот, конечно, не восстановить, но все же так лучше.

Остались еще две крупные проблемы, которые нужно решить: плохая реверберация комнаты и ранние отражения. Если в комнате мало мягкой мебели (компьютерный стол, жесткий диван, голые стены), средние и высокие частоты поглощать будет, в сущности, нечему, звуковые волны будут многократно переотражаться от стен и предметов. Короче, саунд как в подвале или вроде того. Рецепт один: сменить диван на более мягкий, бросить на пол ковер или повесить его на стену. Больше тряпок! Бывает обратный эффект, когда помещение слишком глухое. Эхо пропадает неестественно быстро, звуки получаются приглушенными. Лично мне такой расклад нравится: точность звукопередачи не страдает, только мощности в акустику придется вдувать побольше, вот и все. Но некоторым людям в таком помещении некомфортно. Рецепт обратный – выносим тряпки! Отдаем наименее ценные тем, кто мучается от излишней реверберации в голых стенах.

С учетом класса акустики следует заметить, что ранние отражения могут испортить всю малину, только когда их много или они несимметричны. Например, такая ситуация: одна колонка стоит возле стены (боком), рядом со второй – открытое пространство. Так, к примеру, расположены колонки у нашего верстальщика. Отражения от стены будут приходить почти одновременно с прямым излучением от колонки, что подпортит и передачу тембра, и стереопанораму.

Чтобы решить проблему, можно пойти на поклон к аудиофилам и купить плиточку звукопоглощающего материала. Только сначала нужно прикинуть, на каких частотах возникают ранние отражения: звукопоглотители, как правило, частотозависимы Действуем по аналогии с вычислением моды первого порядка. измеряя расстояние от колонки до стены (от края АС до стены, от центра диффузора до стены). Смотря по полученному диапазону частот покупаем плиточку Или, если лень, просто вешаем рядом с колонкой какой-нибудь коврик. Будет получше.

 

Врезка 1

Лапшекабели

Бывалые аудиофилы любят пробовать акустические и межблочные кабели. Среди людей, предпочитающих одни запатентованные хитросплетения медных жил другим, встречаются товарищи уважаемые и почтенные. Описания различий в «звучании проводов» обычно очень расплывчаты и имеют метафизический характер; лично я для себя решил, что при отсутствии сильных источников наводок мне эти ухищрения не нужны. Сейчас склоняюсь к мысли, что они не нужны никому. И вот почему.

Прошлым летом мои знакомые (у них больший опыт работы с разной аппаратурой) провели слепой тест кабелей, стремясь доказать, что вышеописанные различия существуют. Набрали межблочников, стали тестировать их на тракте с хорошей разрешающей способностью. По результатам теста победил штатный (!) кабель для домашнего кинотеатра. Всякие многократно позолоченные куски проводов, стоящие сотни долларов, были забракованы. Примечательно, что столь неожиданный результат ни в чем исследователей не убедил.

По-моему, идеальным вариантом является межблочник длиной около метра, с хорошо пропаянными контактами и надежными коннекторами. При большей длине возможны наводки. А если, например, использовать в качестве сателлитов три активные стереопары? Решение проблемы можно найти в магазине музыкальной техники: звукорежиссеры постоянно сталкиваются с подобными затруднениями и знают, как с ними справляться. Покупаем хороший экранированный кабель нужной длины, надежные разъемы и паяем. Или сразу берем готовый кабель.

В любом случае нет повода обращаться за помощью к аудиофилам.

Осталось сказать пару слов об акустических проводах – тех, которыми пассивная АС подключается к усилителю. В некоторых случаях замена кабеля действительно имеет смысл, так как в комплекте с АС идут очень тонкие и некачественные алюминиевые провода. Максимум, что нам потребуется, – это сделанный из хорошей меди провод с площадью сечения 2,5-3,0 ммг. Для системы мощностью до 100 Вт его хватит за глаза. Всевозможные хитрозавитые плоские – типа «лапша» – кабели годятся только на то, чтобы вешать их на уши.

 

 

 

up

 

 

 

 

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?