На заре времен мыши были просты и ясны, как мысль их великого создателя. Подвижное тельце, ведущее курсор за взором оператора, две кнопки, отлитые в пластике «Да» и «Нет», скролл для неспешного перелистывания исполненных мудрости текстов. Долгие годы они жили в мире, и тут за компьютеры сели игроки. Чтобы спасти свой род и свою идею, мыши должны были стать кем-то другим. Стать И чем-то другим.
Сперва они начали менять форму. Их тела закалились в боях, приспособились к продолжительным нагрузкам, резким и точным рывкам. Затем они стали обрастать дополнительными кнопками, а основные приобрели четкость выстрела. Скролл отбросил штатскую манеру движения, отточив выполнение команды «оружие к бою». Хипповский миролюбивый шарик сменили оптические и лазерные системы наведения, год от года все внимательнее всматривающиеся в поверхность специально подготовленных ковров-полигонов. И вот – новый виток гонки вооружений: появляются разборные мышки, готовые к трансформации под напарника и текущие боевые задачи. Сегодня у нас на повестке дня две такие бойцовые мышки: Gamdias Hades и Mad Catz R.A.T.3
Gamdias Hades
Одна боевая мышь нового поколения с клеймом Gamdias на натруженном горбу у нас уже недавно пробегала. Называлась Зевсом (Zeus). Ее отличительной особенностью в линейке было большое количество дополнительных кнопок, уместных в самых разных играх, вплоть до ММОРПГ и стратегий. Попавший к нам сегодня ее родич Hades, или Аид, скорее классический фрагобоец с узкими допклавишами по обоим бокам (по две кнопки справа и слева) и характерным переключателем dpi над скроллом. Покрытие спинки и боковин прекрасно, оно обеспечивает мышке отличное сцепление с ладонью и создает приятное ощущение. В целом впечатления от первого контакта положительные, приятные.
Две яркие фамильные черты, характерные для всех «мышеолимпийцев» от Gamdias, Аид тоже унаследовал. Первая – те самые новомодные боковые накладки, регулирующие ширину девайса под удобный геймеру хват. По паре малых, средних и больших – в комплекте. Крепятся к корпусу на магнитах и держатся так хорошо, что при первой смене опасаешься что-нибудь сломать. На сайте разработчики подчеркивают, что ставить одинаковые накладки с обеих сторон совершенно необязательно, так что не стесняемся в вариантах кастомизации и помним, что симметрия далеко не всегда хороша.
Вторая яркая особенность – это ПО. Тоже божественного происхождения, как и вся продукция Gamdias; называется Гера. Красиво оформленное, с богатыми возможностями. Помимо настроек чувствительности сенсора и разных скоростей движения, подсветки и прочих классических возможностей грызунов здесь можно создавать и редактировать макросы, таймеры и звуковые оповещения. После чего их разными способами комбинировать и навешивать на основные и дополнительные кнопки Аида. Сдается мне, что таймеры и звуки помогут здорово разгрузить интерфейс игр то от разных визуальных индикаторов, переключив контроль за откатами способностей и различными ситуациями на слух. С макросами же все и так понятно, разве что стоит упомянуть хорошие возможности записи цепочек команд с последующим редактированием задержек.
В полевых испытаниях Аид также не испортил общего благостного впечатления. Особенно порадовал бег загробного грызуна по поверхности моего пенсионерского, но бодрого матерчатого коврика XTrac Ripper. Отличное плавное движение, при котором все же чувствуется отдача от ткани, дающая некую тактильную обратную связь. С точностью наведения прицела по вине сенсора заметных проблем или просто смутного дискомфорта ни разу не возникло. При том что на тесте была версия с оптическим, а не лазерным сенсором.
Mad Catz R.A.T. 3
Второй грызун зовется еще более странно – «Кубическая мышь от сумасшедших кошек». Возможно, искусственно выведенная родственница коня в вакууме, и не исключено, что генетически модифицированная. А безумными котами, кстати, прикидывается знакомая всем геймерам компания Saitek.
Глядя не то на франкенштейно, не то на трансформерообразное туловище манипулятора, кажется, что корпус можно перенастраивать еще гибче, чем у Hades. Это то первое впечатление, которое оказывается правильным. Пусть у третьей модели R.A.T. нет в комплекте сменных боковин, зато стандартные можно плавно, аналогово, так сказать, ослаблять-притягивать винтом. Но главное, если их снять совсем, откроется доступ к регулировке длины спинки. То есть R.A.T.3 можно подстроить абсолютно под любой хват – пальцами, всей ладонью, какой-то промежуточный вариант.
Еще одна особенность корпуса – ложе для большого пальца. В инете отношение к нему неоднозначное: кто-то говорит о том, что большой палец имеет обыкновение цепляться за коврик, и данное решение реально спасает, кто-то удивляется подобной манере держать мышь. Я – на стороне первых: это на динамичных полях боя можно постоянно удерживать грызуна пальцами, а если Survival или экшен-РПГ, где по двадцать минут нет опасности, а потом – раз! – и что-то внезапно летит в персонажа сбоку? Так что подставка рулит. Я бы даже сказал, что можно задуматься над еще одной, под запястье. Тоже отсоединяемой и регулируемой.
Количество дополнительных кнопок у R.A.T.3 минимально приличное для современной экшен-ориентированной мыши, то есть две под большой палец и переключатель dpi. Еще одна, на возвышении, около левой кликалки, предназначена для быстрой смены профиля. К обоим переключателям прилагаются цветные индикаторы.
По поводу клавиш R.A.T.3 есть масса неоднозначных мнений. Наименее неприятные комментарии – про удобство: кое-кому не по нраву переключатель профилей из-за своего близкого расположения к ЛКМ и возникающих из-за такого расклада мисскликов. У меня подобные проблемы возникли с другим переключателем, тем, что отвечает за dpi. Он двухпозиционный, и если наклон вниз воспринимает нормально, то при наклоне влево иногда происходит ложное срабатывание левой кнопки. Это неприятно. Представьте: затаился игрок, достал гранатомет, переключил разрешение… и вместо этого пальнул куда-нибудь, куда попало, на кого бог пошлет. Это палево. Как минимум.
А со второй проблемой я не столкнулся, но о ней упоминают в комментариях и отзывах пользователи. Кнопки мыши, основные и дополнительные, со временем, скажем так, теряют четкость срабатывания. Не особенно быстро, судя по всему, через год и более, при интенсивном использовании. Несолидно. Неприятно. Однако тут стоит вспомнить, что известная ровно теми же недостатками Razer DeathAdder все равно остается одной из самых популярных мышей для игр в жанре экшен.
Разумеется, как и у всякой современной боевой мышки, клавиши, точнее их назначения, подлежат настройке. Однако в софтине ничего особенного нет, за исключением разве что определенных проблем, возникающих при установке. Гайдов по их решению масса, так что если они появятся, видеоинструкция найдется без труда.
Наконец, о боевых испытаниях. Мышь определенно заточена под жесткие гладкие ковры. И возможно, даже смазанные специальным гелем для уменьшения трения. На текстурированных ковриках обратной связи с ней не чувствуешь, ориентируешься только на ощущения собственной конечности. Ввиду популярности жестких ковриков, думаю, многих это обстоятельство порадует.
Устройство: мыши Gamdias Hades / Mad Catz R.A.T.3
Цена: 2000/1800 руб.
Количество кнопок: 8/6
Разрешение сенсора: 3200/3500 точек на дюйм
Длина шнура: 2/2 м
Частота опроса: 1000/500 Гц
Подробности: www.gamdias.com/madcatz.com