9 лет назад 9 июля 2012 в 0:24 936

Компания Space Exploration Technologies (она же SpaceX) была основана в 2002 году создателем платежной системы PayPal Элоном Маском (Elon Musk) и поначалу служила объектом для насмешек. Мало кто верил, что у нее что-нибудь получится.

И это неудивительно, учитывая тот факт, что сия организация была предназначена для разработки и последующей коммерческой эксплуатации полноценных космических кораблей. Однако не прошло и нескольких лет, как смешки поутихли: после трех неудачных запусков самостоятельно разработанной (по крайней мере, так утверждается официально) ракеты Falcon 1 четвертый ознаменовался успехом – на эллиптическую орбиту высотой около 600 км был выведен массовый эквивалент груза в 500 кг.

Затем последовало еще несколько запусков, уже с настоящими грузами вроде американских и малайзийских спутников, а 2010 год стал для SpaceX настоящим прорывом: компании удалось успешно запустить в космос ракету Falcon 9 (более мощный аналог первой разработки фирмы), которая доставила на околоземную орбиту грузовой корабль под названием Dragon, впоследствии успешно приводнившийся в Тихом океане.

Однако все эти достижения меркнут по сравнению с тем, что удалось осуществить SpaceX в мае этого года. Falcon 9 довез до орбиты «грузовик» Dragon, и последний был успешно состыкован с МКС, став, таким образом, первым частным космическим кораблем, который включился в процесс снабжения всякими необходимыми вещами международной станции. Отстыковка и последующее приводнение Dragon прошли успешно, так что уже можно приступать к оценке долгосрочных последствий этого достижения.

Начнем с того, что, если начнется регулярная коммерческая эксплуатация связки Falcon 9 + Dragon, стоимость доставки грузов на околоземную орбиту заметно упадет, так как SpaceX нацелена исключительно на извлечение прибыли из своей деятельности, а значит, ей очень нужны клиенты (впрочем, она уже заключила контакт с NASA на $1,5 млрд и десять запусков соответственно). Для американцев это станет большим облегчением, так как после завершения полетной программы шаттлов в прошлом году отечественный Роскосмос стал монополистом в плане снабжения МКС астронавтами и грузами.

А вот для Роскосмоса успехи SpaceX – это явная беда. Особенно очевидно это становится, когда читаешь выступления различных официальных лиц, которые выражают едва ли не радость от того, что производственные мощности, где сейчас изготавливаются «Протоны», могут вскоре освободиться. Также мне понравился слух о том, что руководство Роскосмоса неоднократно и совершенно безуспешно пыталось посетить завод SpaceX, где те собирают свои ракеты: нашим официальным лицам просто и без затей отказывали.

А меж тем SpaceX вовсе не собирается останавливаться на достигнутом. Весной этого года основатель компании анонсировал ракету под названием Falcon Heavy, запуск которой намечен на конец этого года и которая сможет выводить на орбиту до 32 (!) тонн полезного груза при весьма гуманной стоимости килограмма веса.

Если эта затея увенчается успехом, то все государственные структуры (не только нашей страны), занимающиеся освоением околоземного пространства, окажутся в довольно дурацком положении, ибо выяснится, что частная контора со штатом менее чем в тысячу человек способна достигать результатов, которые, как считалось до недавнего времени, по силам лишь отдельным странам.

На самом деле, чтобы успех компании стал всеобъемлющим, ей осталось только свозить на орбиту человека и доставить его обратно на Землю живым и предпочтительно здоровым. Как только это произойдет (а было бы странно предположить, что подобных планов у руководства SpaceX нет), можно будет с полным основанием утверждать, что эра частной космонавтики началась и вскоре изменится очень многое.

Вслед за первым космическим извозчиком наверняка появится и второй (что-то мне подсказывает, что он будет родом из Китая), а там и третий и четвертый, цены на услуги доставки будут падать, отдельные компании получат возможность создавать в ближнем космосе собственные орбитальные станции и отправлять на орбиту туристов за деньги, несопоставимые с теми, если не ошибаюсь, $60 млн, которые на данный момент за эту услугу просит тот же Роскосмос.

К помощи таких компаний будут с удовольствием прибегать как страны, не имеющие собственных космических программ, так и корпорации и частные лица, фактически начнется новый виток освоения околоземного пространства, только в этот раз построенный не на политической, а на экономической конкуренции.

Осталось только частный космодром построить, ибо пока запуски «Фальконов» осуществляются с государственных космодромов США. Но что-то мне подсказывает, что это лишь дело времени, раз даже стыковка с МКС для предприимчивых господ из SpaceX уже пройденный этап. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?