И поэтому нужно срочно с сайтов некоторых особенно принципиальных экспертных организаций скачивать отчеты двух-трехлетней давности, потому что через месяц они уже будут несколько модифицированы (думаете, идеи Оруэлла в области работы с правдой никем еще не используются?). Сравниваешь две версии и веселишься.
И я грешен: пытаюсь иногда сам для себя строить прогнозы относительно последствий тех или иных событий, происходящих в Сети. Удачно получается далеко не всегда, но в любом случае у этого занятия есть безусловный положительный побочный эффект: хочешь не хочешь, а приходится перекапывать огромное количество разной информации по теме.
Года полтора назад в материалах, посвященных научной стороне вопроса, вместо определений «сообщество блогов» и «блог» стало чаще употребляться другое — «блогосфера». В том же контексте нередко звучали слова «социальные сети», а относительно недавно стремительно пошло распространение термина «социальные СМИ». Кстати, научная сторона данного вопроса — это отдельная история. Честь и хвала тем людям, которые пытаются хотя бы понятийный аппарат под происходящее придумать, ибо старой терминологической базы явно не хватает.
В данном контексте, что неудивительно, словосочетание «социальные сети» — это вовсе даже не муниципальные системы дискаунтеров шаговой доступности для пенсионеров и малоимущих граждан, а «социальные СМИ» — это не еженедельные газеты префектур (хотя «Яндекс» при поиске по ключевым словам их предъявляет множество). В Сети оба термина обозначают, в принципе, как мне кажется, уже почти одно и то же, с той лишь разницей, что «социальная сеть» рассчитана (во всяком случае, на данном этапе своего развития) преимущественно на внутреннюю аудиторию, а «социальное СМИ» —
на внешнюю. Вот, к примеру, www.myspace.com — каких размеров и посещаемости ресурс! И возможности такого портала четко себе представляют все заинтересованные лица: не далее как вчера видел в кинотеатре перед сеансом рекламу других фильмов и с интересом обнаружил, что в наше время делать отдельный сайт под кинокартину уже не модно, а модно заводить профиль на этом самом www.
myspace.com. Спорим, это маркетологи кинокомпании не просто так придумали, а по результатам исследований?
Wikipedia, которую еще совсем недавно многие считали едва ли не курьезом (я бы, может, тоже так вместе с другими думал, но некоторое время назад зарекся хихикать над тем, что в Сети происходит, до точного выяснения последствий, по крайней мере среднесрочных), приобрела такой размах и возможности, что появилась как минимум одна компания (www.mywikibiz.com), бизнес которой построен на помощи крупным организациям в размещении и обновлении информации об этих самых организациях на Wikipedia, потому что в противном случае есть шанс, что кто-нибудь добрый что-нибудь ласковое там напишет, а в нынешних условиях это ни для какой компании точно не полезно.
Специалисты по коммуникациям в один голос утверждают, что увеличение влияния социальных сетей и социальных СМИ носит экспоненциальный характер и чудовищно осложняет жизнь организациям, привыкшим к информационной закрытости. А теперь задумайтесь на секундочку: много ли организаций, кроме самих социальных сетей и СМИ, привыкло жить в других условиях?
Информация в блогах (вернее, простите, в пределах блогосферы) зачастую публикуется существенно раньше, чем ее узнают и передают традиционные СМИ. Сам я свечку не держал, но уже на нескольких сайтах читал о том, что сведения о покупке YouTube таким гигантом, как Google, сначала появились на одном из техноблогов и только потом были переданы информационными агентствами традиционного типа (не исключено, что из блога эти агентства новость и подцепили).
Вообще, сложившаяся ситуация порождает множество вопросов, и не на каждый есть ответ. Вот, например, на www.
myspace.com нормой стали профили, которые принадлежат не частным лицам, а корпорациям, и потом, блоги компаний и организаций постепенно из диковинок и «понтов» (высказывание одного авторитетного господина из PR-среды, датировано началом года) неуклонно превращаются во вполне адекватные средства манипулирования мнением целевой аудитории (опять же, местами уже непонятно, что делать с этим термином в наши дни, но это отдельная история). И сетевая общественность не дремлет. Всплыл недавно вопрос: а можно ли на Wikipedia материалы про компании редактировать сотрудникам этих самых компаний? Нет ли риска коммерциализации социальных сетей и СМИ (я не представляю себе, как можно этого избежать в целом, но тем не менее)?
И если нельзя, то как, интересно, запретить это?
Все вышеперечисленное само по себе означает продолжение изменений, которые происходят в Сети, но список этих изменений отнюдь не ограничивается взрывным распространением интернет-явлений с определением «социальный». Пока еще «социальное все» — социокультурный феномен. А вот когда наконец (сколько уже можно ждать, давайте наконец разрабатывайте, пора бы, всем невтерпеж — выберите нужное по смыслу) высокотехнологичные компании разработают нормальные персональные терминалы, которые позволят нам эффективно подключаться к интернету откуда угодно, вот тогда история выйдет на очередной виток.
Я даже представить себе не могу, как это будет выглядеть. Но знаете, что утешает? Скорее всего, мы будем во всем этом принимать непосредственное участие. UP
Remo