10 лет назад 13 октября 2010 в 13:54 450

Тема, которую мы сегодня поднимаем, настолько обширна и интересна, что в каких-либо пространных вступлениях просто нет нужды. Мы могли бы, конечно, начать рассказ издалека, написав: «Сегодня компьютеры плотно вошли во все сферы нашей жизни…» Но к чему отнимать хлеб у Капитана Очевидности, лишний раз констатируя то, что всем и так известно? Нынче на дворе не 1990 год, когда подобной фразой еще можно было кого-то завлечь, а точнее удивить («оп-па, а ну-ка расскажите, куда они там вошли, а то я компьютер только в фильме про Терминатора видел»).

Лучше я скажу несколько слов о том, что не лежит на поверхности, но представляет куда большую важность. А именно о том, что люди в массе своей не умеют рационально использовать возможности имеющихся у них персональных компьютеров. Приходится сталкиваться и с «забиванием гвоздей микроскопом», когда мощные (и дорогие!) ПК в основном лишь впустую греют воздух, решая ерундовые задачки, и, наоборот, с попытками выполнять сложнейшие операции на машинках, с трудом вытягивающих даже офисные приложения.

Понятное дело, что в домашних условиях машине нельзя обеспечить почти стопроцентную степень загруженности, как это происходит, например, в вычислительных центрах. Персональный компьютер задействуется лишь от случая к случаю, по мере надобности. Но сделать так, чтобы он наилучшим образом отвечал вашим потребностям и не был ни слишком слабым, ни излишне громоздким или шумным, ни неоправданно дорогим, можно. И помочь вам в этом – наша основная цель.

Предмет разговора
Для начала нужно будет определиться с тем, какой именно тип машины вам нужен. Мы предлагаем обсудить шесть возможных вариантов: неттоп (компактный недорогой компьютер для интернет-серфинга и работы с офисными приложениями), медиацентр (ПК, «заточенный» под воспроизведение фильмов и музыки), «крепкий середнячок», рабочая станция, игровая машина и «компьютер без компромиссов». Возможно, вы спросите, почему так мало? Ведь в ассортименте даже одной компьютерной фирмы зачастую присутствуют более десятка различных моделей, каждая из которых вроде бы ориентирована на свою целевую аудиторию.

Но на самом деле это не так. Несомненно, различных конфигураций компьютеров можно придумать очень много. Огромный выбор совместимых комплектующих дает нам миллионы комбинаций, и даже если отбросить откровенно несбалансированные, все равно останутся многие тысячи. Но при этом нельзя будет сказать, что компьютер A и компьютер B, как бы ни были они друг на друга не похожи, являют собой устройства принципиально разных классов.

Процессоры одной архитектуры разнятся по тактовой частоте, объему кэша, теплопакету (рассеиваемой тепловой мощности) и еще по нескольким менее существенным характеристикам.

Более того, даже предложенных нами шести типов ПК в чистом виде не существует! Компьютер – предельно универсальный инструмент, и то, как его использовать, вы решаете сами. Игровая машина может служить и рабочей лошадкой, и медиацентром, и просто компом для выхода в интернет. Медиацентр спокойно может выполнять роль неттопа, а «универсальный солдат» (третий в нашем списке) в принципе пригоден для решения любых задач.

Почти любой специализированный ПК может быть использован в другом качестве. Однако за этим «почти» стоит нечто очень важное, а именно градация компьютеров по сложности и дороговизне. Ведь, согласитесь, игровую машину спокойно можно задействовать для серфинга по Сети, а вот простой неттоп для серьезных игр – нет: ему просто не хватит мощности. Следовательно, неттоп в компьютерном «табеле о рангах» стоит ниже игрового компа. Порядок, в котором мы перечислили шесть предлагаемых нами видов компьютеров в начале этого подраздела, неслучаен – он является иерархическим и позволяет понять, какие задачи требуют больших вычислительных мощностей, а какие меньших.

При этом я точно знаю, что не все пользователи, особенно начинающие, согласятся с такой схемой. Почти каждому продавцу компьютеров на вопрос «Для чего вы будете его использовать?» доводилось слышать в ответ «В основном для работы – Word, Excel, интернет… ну и в игры поиграть сынишке». На самом деле это звучит точно так же, как «автомобиль мне нужен для езды по городу, знаете, асфальт, бетон… ну и гонку «Париж-Дакар» выиграть пару раз». Ведь игры (не «Косынка» и «Веселая ферма», конечно) – одни из самых сложных задач, которые могут быть поставлены перед компьютером, а офисные приложения спокойно вытянет и совсем недорогая компактная машина.

В следующих статьях этого номера мой коллега DjFedos познакомит вас с конкретными наборами комплектующих, из которых можно будет собрать нужную вам машину. Я же пока расскажу об основах организации компьютера и дам несколько полезных рекомендаций. Да, кстати, уточнение: под «компьютером» в данном случае мы будет понимать только системный блок, а всю периферию, в том числе и монитор, рассмотрим потом отдельно.

Разбираем по деталям
Процессор. Процессор – самый сложный и самый важный компонент компьютера, недаром его полное название содержит слово «центральный». Это не гудящая коробка с проводами, как некоторые до сих пор полагают, а чрезвычайно сложная микросхема с множеством контактов. Процессор (иначе называемый «ЦП», «CPU», «камень») занимается как выполнением арифметических и логических операций (из которых, в общем-то, и состоят все программы), так и управлением остальными устройствами компьютера. Существенная часть всех процессов, происходящих в ЭВМ, требует косвенного или непосредственного участия ЦПУ, а значит, от его быстродействия зависит скорость работы и ПК в целом.

CPU различаются между собой архитектурой, то есть внутренней организацией, которая определяет их возможности и вычислительную мощность. Почти все современные ЦП многоядерны и фактически содержат в себе несколько самостоятельных процессоров, даже если те и реализованы на одном «кристалле» кремния. Чем больше ядер у камня, тем быстрее на нем работают многопоточные приложения – однако таковых пока что куда меньше, чем хотелось бы. Впрочем, те задачи, что не умеют «распараллеливаться», операционная система «раскидывает» по разным ядрам, так, чтобы выполнение одной из них не тормозило другую.

За количеством ядер гнаться не стоит: хотя сейчас уже появились в продаже шестиядерные процессоры, практически в 100% случаев более чем достаточно четырехъядерника. Тем более если он, как интеловские Core i7, поддерживает технологию Hyper-Threading, при которой каждое физическое ядро условно делится на пару «виртуальных» и обретает возможность выполнять инструкции в два потока. Многие задачи отлично решаются и на двух-, и даже на одноядерных камнях.

Процессоры разных поколений и производителей устанавливаются в разные сокеты (разъемы, гнезда) на материнской плате, отличающиеся размерами, формой, конструкцией и количеством контактных отверстий / ножек. Как правило, совместимость между различными сокетами отсутствует (банально в силу механических причин, хотя если вы очень сильный… (смайл)), но есть исключения. Из современных актуально лишь одно – процессоры AMD с сокетом AM3 можно вставлять в матплаты с разъемом AM2+ и, реже, AM2. Ранее существовали и другие подобные ситуации, и даже продавались процессорные переходники. Впрочем, пока вас не должен волновать выбор сокета – к нему вы вернетесь, только когда будете присматривать материнскую плату.

Помимо собственно «процессорной» части во все современные камни физически входит и быстродействующая память – кэш (от англ. cache – хранилище). В кэше хранятся наиболее часто используемые данные, которые регулярно нужны процессору в ходе его работы. Кэш современных ЦП разделен на несколько уровней, и чем больше порядковый номер уровня, тем ниже скорость доступа к данным в нем и тем выше его емкость.

Процессоры одной архитектуры разнятся по тактовой частоте, объему кэша и теплопакету (то есть рассеиваемой тепловой мощности, или, проще говоря, «горячести») и еще по нескольким менее существенным характеристикам (изредка по типу сокета). Частота CPU – несомненно, важный параметр, так как именно от нее напрямую зависит, сколько простейших операций может быть выполнено в единицу времени, но все же не стоит переоценивать значимость этой величины. Многие усиленно пытаются сравнивать по частоте архитектурно различные процессоры, но это абсолютно некорректно. Подробнее мы писали об этом в статье «Кремниевые начальники» (UPgrade #26 (478)), где тестировали 15 моделей CPU, – очень рекомендую прочитать этот материал, там вы найдете для себя много полезного.

И уж тем более не стоит сопоставлять разные камни по их модельному номеру. Это можно делать лишь в рамках одной линейки, и то с ограничениями. Скажем, в случае с процессорами Intel Core i7 модель с номером 870 мощнее модели с номером 920, да еще и рассчитана под другой сокет. Что касается объема кэша и величины теплопакета (TDP, Thermal Design Power), то здесь все просто: в первом случае действует правило «чем больше – тем лучше», а во втором – обратное.

Память. Вообще говоря, память, используемая в компьютерах, подразделяется на два вида – оперативную (быстродействующую) и долговременную (постоянную). Но так уж исторически сложилось, что когда говорят о памяти, то имеют в виду оперативку. Другие ее названия – RAM (Random Access Memory), ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) или «мозги». В оперативной памяти располагается актуальная на данный момент информация, которая, однако, слишком объемна, чтобы быть целиком помещенной в кэш процессора. В ОЗУ одновременно находятся и запущенные в настоящий момент программы, и необходимые им данные, и ядро операционной системы. При этом оперативка является энергозависимой – иначе говоря, с выключением питания вся информация из нее пропадает.

От того, насколько быстро работает память, в первую очередь зависит, с какой скоростью будут осуществляться операции пересылки данных от нее к процессору и обратно – то есть те, в которых не участвуют более медленный долговременный носитель или периферийные устройства. Чем больше объем оперативки, тем реже придется сбрасывать не поместившуюся туда информацию на жесткий диск («свопиться»), что всегда требует огромных (по меркам процессора) затрат времени. В целом память оказывает ощутимо меньшее влияние на производительность компьютера, чем ЦП, однако если ее слишком мало или она слишком медленная, это может привести к появлению «бутылочного горлышка».

Быстродействие памяти определяется поколением, к которому она принадлежит, частотой и таймингами. Сейчас используются модули памяти типов DDR2 и DDR3, где-то еще доживает свой век «просто» DDR, более древние виды мы здесь не рассматриваем. От частоты памяти зависит, как быстро она может выдавать информацию. Процесс обращения к данным в оперативке достаточно сложен: нужно выбрать строку, затем столбец (данные в памяти представлены в виде таблицы), затем дождаться появления данных на выходе…

Зная частоту модуля памяти и его разрядность (8 байт для современных систем), можно подсчитать его пропускную способность. Для DDR3-1600 это будет 1600 x 8 = 12 800 Мбайт/с.

Необходимые задержки между различными этапами работы памяти называются таймингами, они измеряются в количестве тактов (импульсов синхронизирующего сигнала). Обычно приводят четыре наиболее важных тайминга, например, вот так: «6-6-6-18», и чем они меньше (при неизменной частоте), тем быстрее модуль памяти. На самом деле оперативка при записи и чтении данных, конечно, проходит через куда большее количество стадий, чем я перечислил, и таймингов насчитываются многие десятки, но большая часть из них действительно не слишком существенны.

Зная частоту модуля памяти и его разрядность (8 байт для современных систем), можно легко подсчитать его предельную пропускную способность. Скажем, для DDR3-1600 это будет 1600 x 8 = 12 800 Мбайт/с. На такой памяти вы наверняка встретите и соответствующее обозначение – PC3-12800. Но в современных системах несколько модулей памяти могут функционировать быстрее, чем один, если их задействовать в так называемом многоканальном режиме. «Многоканальном» в данном случае означает «двух- или трехканальном» (смайл).

Контроллеры памяти в решениях от AMD двухканальные, у Intel же платформа Socket 1366 и процессоры под нее поддерживают до трех каналов оперативки (впрочем, забегая вперед, это не дает им серьезного преимущества). Суть многоканальности в том, что можно одновременно обращаться к данным, расположенным в модулях памяти, «сидящих» на разных каналах. Для двухканального режима, к примеру, одновременно обслуживаются нечетные и четные «планки». Современные материнские платы и контроллеры памяти допускают наличие 0, 1 или 2 модулей на канале.

Для того чтобы многоканальный режим работал правильно и максимально эффективно, нужно ставить в каналы одинаковое количество памяти, набранной однотипными модулями. Часто работают и «несимметричные» конфигурации, когда, скажем, на одном канале стоит одногигабайтная планка, а на другом – двухгигабайтная, но это не лучший вариант, ведь при этом двухканальность достигается лишь в области младших адресов, то есть в нашем примере «двухканальны» лишь один модуль целиком и 1 Гбайт из другого.

Частота и тайминги, с которыми будет иметь дело многоканальная память, определяются возможностями слабейшего модуля. Теоретический прирост пропускной способности, как нетрудно догадаться, составляет 100 или 200%, но на практике редко превышает 10%, и даже «махровая синтетика» редко когда покажет вам более чем 50-процентное ускорение. Однако и прирост на одну десятую будет не лишним, поэтому я настоятельно советую покупать память в расчете на многоканальность. Можно приобрести сразу комплект из 2 / 3 / 4 / 6 одинаковых модулей – почти все производители предлагают такие.

Видеокарта. Видеокарта (или, иначе, графический адаптер, видюха) фактически представляет собой специализированный «компьютер в компьютере». У нее есть свой процессор, только не центральный, а графический – GPU (Graphics Processing Unit), своя память, свои системы питания и охлаждения, свои входные и выходные интерфейсы. Она отвечает за формирование и вывод на экран изображения, как двухмерного, так и трехмерного. Играть в современные игры или работать в сложных программах, например, 3D-моделирования без хорошей видеокарты абсолютно невозможно.

Для того чтобы обрабатывать «объемную» картинку, графической карте требуется очень мощный камень. GPU, стоящие на современных видюхах, по количеству элементарных функциональных элементов – транзисторов – зачастую превосходят центральные процессоры. Но заменить ЦП они, конечно, не могут, потому что GPU рассчитаны на обработку больших массивов потоковых данных. Если можно так выразиться, они более «глупы», чем центральные процессоры, однако в определенных задачах, где нужно выполнять много-много однообразных вычислений (например, при транскодировании видеороликов или в некоторых научных расчетах), графические процессоры могут быть в десятки раз быстрее центральных. Именно на этом их преимуществе основана концепция GPGPU – General Purpose GPU, «графических процессоров общего назначения». Установив специальный софт, вы можете использовать возможности видеокарты для выполнения тех задач, которые ей хорошо удаются, причем они необязательно должны быть непосредственно связаны с обработкой графики.

Если рассматривать GPU чуть более детально, то в нем стоит выделить так называемые универсальные шейдерные блоки, или процессоры, иногда именуемые просто ALU / АЛУ – «арифметико-логическими устройствами». Каждый из этих узлов берет на себя часть работы по «обсчитыванию» картинки. Рассматривая видеокарты одной архитектуры и одного поколения, вполне можно сопоставлять их по количеству шейдерных блоков, но не стоит этого делать, выбирая между решениями от AMD и от NVIDIA. Имейте также в виду, что в видеокартах AMD используются так называемые суперскалярные шейдерные процессоры, каждый из которых может исполнять одновременно до пяти потоков вычислений, поэтому иногда подозрительно большое («маркетологическое») число процессоров (особенно у дешевой видеокарты) есть смысл разделить на пять.

Из важных функциональных элементов еще следует отметить текстурные процессоры (TFU, TMU) и блоки растровых операций (ROP), но их количество в современных картах, как правило, связано с количеством шейдерных процессоров, так что можете и не искать эту информацию. Полезнее почитать на сайте производителя о том, какой «максимальный» API (Application Programming Interface, «интерфейс прикладного программирования») поддерживает карта. На сегодняшний день самая последняя версия наиболее популярного API DirectX – 11-я, если же брать карту с поддержкой как максимум DirectX 10 или тем паче DirectX 9, вы будете лишены многих графических спецэффектов в играх.

Для памяти видеокарты справедливо почти все то же самое, что было сказано для памяти оперативной. Только хранится в ней информация другого рода – текстуры, координаты вершин геометрических объектов и прочие данные, необходимые для построения картинки. Некоторые (скорее всего, те же люди, что путают системный блок и процессор) пытаются сравнивать между собой видеокарты, исходя из их объема памяти. Это бессмысленно: во-первых, нужно смотреть и на быстродействие этой памяти, а во-вторых, бал в любом случае правит GPU, а память лишь ему «прислуживает». Лучше обратить внимание на разрядность («ширину») шины памяти – чем она больше, тем больше данных в единицу времени память способна пропускать и тем выше быстродействие видеокарты в целом (но, опять же, с поправкой на мощность GPU и частоту «мозгов»).

Материнская плата. Иногда ее также называют системной платой, а на жаргоне она больше известна как «материнка» или «мамка». Это устройство связывает воедино все компоненты компьютера и обеспечивает их взаимодействие. В материнскую плату устанавливаются процессор и память, в ее слоты вставляются видеокарта и платы расширения, к ней же подключают кабели, ведущие к накопителям и оптическим приводам. При этом множество компонентов, которые в старых компьютерах нужно было покупать отдельно, изначально встроены в материнку – например, контроллеры внешних интерфейсов или звуковая карта. Во многих материнских платах есть и встроенный графический адаптер – конечно, не слишком мощный, но для офисно-интернетных задач более чем достаточный.

От материнской платы зависит то, насколько мощным и многофункциональным вы сможете сделать свой компьютер, ведь она – это своеобразный фундамент, на котором строится все остальное. С архитектурной точки зрения наиболее важным компонентом материнской платы является чипсет. Физически он состоит из одной или двух крупных микросхем; если их две, то их именуют «северным мостом» и «южным мостом». В классической схеме, которая сейчас постепенно уходит в прошлое, северный мост содержит в себе контроллер памяти и обеспечивает функционирование системной (процессорной) шины и быстродействующего интерфейса PCI Express.

От материнки зависит то, насколько мощным и многофункциональным вы сможете сделать свой компьютер, ведь она – это своеобразный фундамент, на котором строится все остальное.

Южный мост отвечает за более низкоуровневые компоненты – порты USB и SATA, «обычный» PCI и еще несколько менее важных интерфейсов. Но в последние несколько лет наметилась тенденция к переносу всего, что раньше располагалось в северном мосту, в процессор. Во всяком случае, почти во всех современных камнях контроллеры системной шины и памяти встроенные, часто там же расположен и хост (головной узел) интерфейса PCI Express, и даже интегрированное видеоядро. Влияние системной платы на работу процессора и памяти в новых платах куда ниже, чем раньше. Например, понятие предельной частоты системной шины (FSB, Front Side Bus) более неактуально. На материнской плате осталась лишь одна крупная микросхема, по своим функциям более напоминающая южный мост. Плюс некоторые функции материнки реализуются отдельно распаянными на ней контроллерами производства сторонних компаний.

Наиболее, скажем так, зримый параметр, по которому можно различать материнские платы, – это их форм-фактор (типоразмер). В современных ПК используются мамки самых разных форм и размеров, от mini-ITX (170 x 170 мм) до eATX (305 x 330 мм). Самые распространенные – ATX (305 x 244 мм) и microATX (244 x 244 мм). Ну а от форм-фактора платы уже во многом зависит то, сколько интерфейсных разъемов и какие дополнительные модули удастся на ней разместить.

Материнки, относящиеся к одному поколению, производители, как правило, делят на классы. Топовые (наиболее дорогие) решения отличаются от бюджетных не только используемым чипсетом и перечнем разъемов и компонентов, но и качеством подсистем питания и охлаждения, а также наличием разнообразных дополнительных приспособлений, облегчающих сборку и использование системы.

Отдавать свое предпочтение той или иной модели стоит, исходя из наличия у нее требуемых интерфейсов, поддержки нужных технологий (скажем, RAID), оверклокерских способностей (читайте врезку) и общего уровня изготовления. Ни в коем случае не следует брать самые дешевые платы от малоизвестных производителей, но и дорогущие решения стоимостью с приличную видеокарту покупать обычно смысла нет: существенная часть их наворотов вам окажется не нужна.

Рекомендую также перед выбором прочитать наш текст под названием «Очень важные, очень скромные» из прошлого номера, где мы рассматривали 15 сравнительно недорогих матплат. Жесткий диск. В настоящее время этот термин стремительно устаревает. Уверен, пройдет каких-нибудь пара-тройка лет – и вместо него везде будут писать «накопитель». А все дело в том, что на смену традиционным магнитным жестким дискам приходят SSD-устройства, основанные на флэш-памяти.

Что HDD (Hard Disk Drive, или же винчестер, хард, винт, НЖМД), что SSD (Solid State Drive) – это все долговременная память, о которой я упоминал, говоря об оперативке. Информация, будучи однажды записана на такие устройства, самопроизвольно никуда не денется – ну разве что по причине поломки или по прошествии десятков лет. Что магнитные, что твердотельные накопители в сравнении с оперативной памятью крайне медлительны (уступая ей по скорости на два порядка, то есть примерно в 100 раз), но и емкость их многократно выше.

Современные жесткие диски отличаются друг от друга объемом (от сотен гигабайт до трех терабайт), форм-фактором, количеством магнитных пластин, скоростью их вращения и, конечно же, итоговым быстродействием. В ПК используются диски в основном единственного форм-фактора – 3,5″, но встречаются и «ноутбучные» 2,5-дюймовые.

В жестком диске может стоять как одна магнитная пластина, так и несколько. Диски с несколькими «блинами» (при одинаковой плотности записи на них), как легко догадаться, имеют больший объем, но они шумнее и «горячее» тех, где пластина одна, а также потенциально менее надежны. Скорости вращения HDD для настольных компьютеров варьируются от 5400 до 10 000 об/мин, но самая распространенная величина – 7200 об/мин. «Десятитысячники» – это быстрые жесткие диски, пришедшие в персональные компьютеры из серверных систем, но с появлением SSD они сильно сдают позиции – ведь такие HDD лишь ненамного объемнее и дешевле флэш-накопителей, зато работают все же медленнее, да еще и сильно шумят.

SSD с точки зрения пользователя различаются в основном конечными характеристиками, то есть емкостью и скоростью. Устройство у них почти у всех одинаковое – контроллер да несколько микросхем памяти, спрятанные в корпус форм-фактора 2,5″. Только стоит с некоторой осторожностью подходить к заявленным производителем цифрам: тот, не будь дурак, приводит максимальные скорости линейного чтения и линейной же записи, а реальная производительность девайса при выполнении конкретных операций с данными может оказаться гораздо ниже. Посему рекомендуем почитать наш материал «Твердые против жестких» (UPgrade #46 (447)) и независимые тесты в Сети.

В последнее время для всех накопителей становится актуален вопрос выбора интерфейса – если раньше везде использовался SATA 3 Gb/s (также иногда называемый SATA II или SATA-300), то теперь стали появляться диски, оснащенные SATA 6 Gb/s. Для классических винчестеров, у которых скорость чтения редко превышает 150 Мбайт/с, это не так актуально, а вот для быстрых SSD – вполне.

Еще хотелось бы упомянуть о такой вещи, как RAID (Redundant Array of Independent Disks, «избыточный массив независимых дисков»). С помощью дискового контроллера (встроенного в материнку или отдельного) несколько накопителей объединяются в единую структуру – массив. В зависимости от его типа он может обеспечивать повышенную надежность хранения данных (RAID 1, Mirror, «зеркало»), улучшенное быстродействие (RAID 0, Stripe) или и то и другое вместе (RAID 1+0, RAID 5). Есть и другие виды «рейдов», со своими преимуществами и недостатками.

Блок питания. БП (питальник, PSU, «кормушка») – один из наименее сложных элементов компьютера, но нельзя недооценивать его важность. Дешевый, низкокачественный блок питания может вызывать постоянные сбои в работе ПК и быстро вывести из строя деликатные комплектующие. Не стоит доверять изделиям малоизвестных фирм, предлагающих вам огромные мощности по мизерной цене, – если поскупиться тут, то можно заплатить не дважды, как в русской поговорке, а до десяти раз, поскольку помимо самого БП придется менять еще и погоревшие детали.

При выборе блока питания обязательно стоит обратить внимание на перечень имеющихся разъемов. Убедитесь, что кабелей хватит для дополнительного питания видеокарт и для подключения всех жестких дисков. Оценить необходимую вам мощность питальника вы сможете, если найдете и просуммируете мощности процессора и видеокарт(-ы), а потом накинете сверху 100-150 Вт на материнскую плату, память, жесткие диски, систему охлаждения и прочее, после чего умножите полученную цифру на коэффициент из диапазона 1,2-1,5. О том, какие БП лучше покупать, вам расскажет коллега, я же дам самый простой и общий совет, который, как ни странно, почти всегда работает: из двух БП с близкими заявленными характеристиками стоит выбирать тот, который тяжелее.

Оптический привод. Здесь все просто: вам нужно лишь определиться с тем, какие диски вы планируете читать и записывать. Обычно всем достаточно пишущего CD- / DVD-привода, кто-то покупает «читалку» Blu-ray, наиболее зажиточные могут позволить себе и пишущий «синелучевой» привод. Если же брать в целом, то в последнее время диски становятся все менее востребованными, потому что есть емкие флэшки, быстрый интернет и торренты (смайл). Приобретая оптический привод, посмотрите на его интерфейс. В большей части моделей используется SATA, но кое-где остался IDE (PATA). Удостоверьтесь, что ваша материнская плата имеет такой разъем.

В настоящее время термин «жесткий диск» стремительно устаревает. Уверен, пройдет еще пара-тройка лет – и вместо него везде будут писать просто «накопитель».

Корпус и система охлаждения. Я решил объединить в одном блоке всю информацию по этим устройствам, поскольку в совокупности они служат одной и той же цели. Что кулер процессора, что приспособления для теплоотвода, стоящие в корпусе, что собственные системы охлаждения материнской платы и видеокарты – все они обеспечивают компонентам нормальный температурный режим.

Если ошибиться при выборе корпуса или кулера, можно столкнуться с чрезмерным нагревом и, как следствие, глюками. А что же сделать для того, чтобы этого не произошло? Во-первых, не покупать совсем уж дешевые «китайские тазики». Они не только с гарантией дадут перегрев, в них еще и просто-напросто неудобно собирать компьютер. Во-вторых, здраво оценить тепловыделение выбранных комплектующих. Возьмем для примера достаточно сложный случай – мощный игровой компьютер. Его комплектующие можно собрать как в большом корпусе, где им будет просторно, так и в достаточно компактном.

В каком случае будет сложнее организовать теплоотвод? Думаю, все догадались. Чем теснее выбранный корпус, тем крупнее должны быть кулеры на видеокарте и процессоре – ведь циркуляция воздуха будет хуже. Если же вы, наоборот, взяли кейс «с запасом» и не планируете серьезного разгона, то для процессора можно ограничиться «боксовой» системой охлаждения, которую предлагает его производитель, а видеокарту поставить с референсной СО (также предусмотренной компанией-разработчиком).

Ситуация усложняется, если вы хотите получить не только холодный, но и тихий компьютер. Тут уже даже в просторном корпусе придется ставить большие кулеры, чтобы можно было замедлить обороты их вентиляторов без серьезной потери эффективности. Для самых мощных машин (и пожалуй, только для них) актуальны системы водяного охлаждения. Лет пять назад многие полагали, что скоро «водянки» будут стоять в каждом втором компьютере, но этого не случилось – напротив, наметился некоторый спад интереса к СВО. Но порой без них не обойтись, и в следующей статье мы расскажем, в каких случаях лучше доверить охлаждение компьютера воде.

Несите ваши денежки…
Теперь, когда вы четко представляете себе, какой перечень компонентов вам нужен, я дам несколько рекомендаций финансового характера. Стратегия, которой надлежит придерживаться при покупке компьютера, немного отличается от общепринятой. В частности, нужно с большой осторожностью применять правило «все самое лучшее – это все самое дорогое». Несомненно, зависимость между ценой устройства и его качеством прослеживается, но отступления от этого правила встречаются достаточно часто.

Кстати говоря, о покупке с рук. Это не такой уж плохой способ сэкономить, главное – требовать перед приобретением железки самого тщательного тестирования на территории продавца.

Прежде всего это касается свежих устройств, только-только поступивших на прилавки. Они зачастую продаются не с «божеской» наценкой в 20-30%, а вдвое дороже реальной стоимости. Особенно это актуально для топовых видеокарт и самых мощных моделей процессоров Intel. Во многих случаях можно купить чуть менее производительный аналог, разогнать его и получить в итоге ту же эффективность, но в два-три раза дешевле.

Также несоответствие цены и возможностей может наблюдаться, когда производитель продает не слишком хорошие решения, которые не оправдали вложенных средств. Такие продукты могут быть слабее недавно появившихся удачных аналогов, а стоить при этом дороже. Хороший пример – видеокарты GTX 465 и GTX 460 от NVIDIA. И еще раз вернусь к теме бессмысленности сравнения разных комплектующих по модельному номеру. Те, кто не умеет или не хочет абстрагироваться от ничего не значащих циферок и буковок, часто выглядят глупо («да у меня видеокарта HD 5450, а у тебя – GTX 480, ты сравни 5450 и 480, моя в десять с лишним раз круче!»).

Ну, и под конец немного о том, на чем можно экономить при покупке компьютера, а на чем нельзя. Если вы ограничены в средствах, но рассчитываете, что скоро они появятся, можете сперва поставить в машину меньше памяти. Докупить оставшуюся вы всегда успеете – а может, и не захотите, если убедитесь, что вам хватает и изначально приобретенного объема. Примерно такая же схема работает для жестких дисков – их более чем оправданно подкупать по мере необходимости. В некоторых случаях есть смысл взять материнскую плату со встроенным видео, чтобы сперва пользоваться им, а затем уже приобрести дискретный графический адаптер.

А вот на блок питания, корпус и материнскую плату денег жалеть точно не стоит. Усовершенствовать их по частям вы никак не сможете – только заменить и продать. При этом блоки питания с рук всегда берут крайне неохотно, да и материнки тоже не спешат – вдруг вы хотите избавиться от устройства со скрытым браком? Кстати говоря, о покупке с рук. Это не такой уж плохой способ сэкономить, главное – требовать перед приобретением железки самого тщательного тестирования на территории продавца, потому что потом вы никому не докажете, что «оно само сломалось».

Напутственное слово
Ну что ж, информации, которую вы почерпнули из обзора, достаточно для того, чтобы не запутаться при выборе компьютера. Мы еще увидимся с вами на страницах этого номера – в статье, посвященной сборке машины. Вы же будете делать это сами, правда (хитрый смайл)? UP

Компьютер на года
Даже с учетом того, как стремительно устаревает электронная техника, компьютер вы покупаете не на один сезон. И нужно подобрать его «начинку» таким образом, чтобы в дальнейшем машину можно было постепенно совершенствовать еще хотя бы пару лет.

Итак, как же это сделать? Хрустальный шар и овечья печенка вам не понадобятся – достаточно лишь окинуть пристальным взглядом современный рынок и понять, какие платформы уходят в прошлое, а какие только начинают свой жизненный цикл. После чего отдать предпочтение той, что уже опробована достаточным количеством пользователей, но при этом весьма нова. Брать самые свежие продукты не стоит по двум причинам: во-первых, они могут оказаться тупиковой ветвью развития, а во-вторых, они всегда продаются с большой наценкой – просто в силу новизны.

Сегодня наиболее актуальная платформа от Intel – это LGA 1156. Я предлагаю остановиться на ней, не дожидаясь грядущей Socket 1155, причем выбрать такую материнскую плату, которая будет поддерживать SATA 6 Gb/s и USB 3.0. Если же вы сторонник продукции AMD, то предпочесть стоит, конечно же, Socket AM3, причем материнка тоже должна быть совместимой с перспективными интерфейсами. Такие выпускаются на чипсетах серии AMD 890.

Выбирая видеокарту, нужно смотреть, чтобы она не была перемаркированным устройством прошлого поколения. Самый яркий пример – GeForce GTS 250, которая основана на архитектуре образца 2008 года. Наилучшим выбором будут графические адаптеры четырехсотой серии от NVIDIA и пятитысячной – от ATI.

Блок питания нужно покупать с запасом по мощности хотя бы в двадцать процентов. С течением времени его компоненты «стареют», и питальник рано или поздно не сможет отвечать заявленным характеристикам. На «кормушке» не экономят!

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?