13 лет назад 2 ноября 2006 в 14:40 90

Новые вести с полей открытого кода

В течение нескольких недель я собирался написать текст про браузер Firefox и все, что с ним связано. Но затея эта неожиданно затянулась: во-первых, времени не было, а во-вторых, процессы, имеющие отношение к этому любопытному программному продукту, на месте тоже не стояли, так что я, откровенно говоря, несколько засмотрелся на происходящее в ожидании промежуточных результатов. Сейчас наступил час ХЭ! Пока этот браузер у меня только качается, с вашего позволения, я начну с описания некоторых моментов, которые лично мне показались непонятными. (В процессе написания программа докачается, и я на нее оперативно посмотрю.)

Краткая предыстория

Всемирно известная (вернее, всеинтернетно известная) группа Mozilla Foundation некогда была создана компанией Netscape Communications Corporation. Задачей Mozilla Foundation являлось всемирное развитие программного обеспечения с открытым кодом (читай: вставление палок в колеса Microsoft всеми возможными способами). Через какое-то время после появления на свет Mozilla обрела независимость, но до самого последнего момента ее деятельность хоть и приносила результаты, но были они, применительно к масштабам рынка, весьма скромными. По крайней мере, идея о том, что хоть один из продуктов группы может составить серьезную конкуренцию аналогам от Microsoft, последние несколько лет вызывала приступы истерического хохота у всех, кто не относился к преданным фанатам OpenSource. Оправданного хохота, прошу заметить!

Сам я отношусь к противостоянию двух идеологий философски – если честно, мне все равно, какая из них победит. Меня уже сам факт противостояния развлекает безмерно, так что я не останусь в проигрыше в любом случае. Однако фанатов много и с той, и с другой стороны, и, соответственно, страсти кипят нешуточные. Поэтому появление на свет браузера Firefox, или, если хотите, очередная попытка сообщества OpenSource хоть что-то противопоставить софтовому гиганту на пользовательском рынке, вызвало большой интерес всех заинтересованных и не очень граждан. Интересно стало и мне.

Браузер

Firefox является свободно распространяемой программой, разработанной участниками группы Mozilla Foundation. Откровенно говоря, я не выяснял, платили ли им за участие в этой разработке деньги, но что-то мне подсказывает, что одним голым энтузиазмом дело тут не обошлось. Современный мир так устроен, что за бесплатно обычно получается довольно плохо. Не без исключений, конечно, но в большинстве случаев точно.
Про браузер этот слухов ходило много. Я читал произвольной полярности оценки этой затеи, но равнодушными к ней, к моему удивлению, остались немногие. Как только появилась возможность скачать пререлизную версию, все немедленно бросились ее качать.

На момент написания этого текста, по официальным данным группы Mozilla, новый браузер скачали уже около пяти милллионов пользователей, и ажиотаж со скоростью 125 тысяч копий в сутки продолжается. (Опять-таки не хочу сказать ничего обидного про нее, но так, прикола ради: кто-нибудь когда-нибудь проверял достоверность подобного рода данных? Положим, открыл ты для скачивания свою новую программу, ее скачали 50 тысяч человек, и кто, простите, мешает дописать еще один нолик?) Сетевая профильная пресса по этому поводу в бурном восторге – ведь сколько лет порабощенные Internet Explorer пользователи ждали спасителя в виде удачного альтернативного браузера! Специализированные форумы густо покрыты восторгами по поводу того, какой клевый Firefox и как теперь станет сложно жить врагу всего прогрессивного человечества – компании Microsoft.

Меж тем скачал я себе этот браузер, поставил и посмотрел. Сразу скажу – я не сидел ночами с секундомером, измеряя время загрузки страниц в Firefox и Internet Explorer соответственно, но какое-то мнение о нем у меня сложилось. Мнение довольно простое – откровенно говоря, никаких особенных преимуществ у одного браузера перед другим я не нашел.
А восторги тем временем продолжаются! То один, то другой оптимист со званием аналитика начинает рассказывать со страниц интернета, который, как известно, все стерпит, удивительные истории про наше будущее, в котором в течение года все пользователи Сети пересядут на Firefox и тем самым докажут неоспоримое превосходство OpenSource над продукцией Microsoft. Очень хочется хихикать.

А мне вот кажется, что в обозримом будущем, даже, возможно, к моменту выхода данного материала, скорость распространения в широких слоях населения нового браузера резко упадет. Связано это в первую очередь с тем, что те пять миллионов человек, которые себе этот браузер выкачали, как минимум, были в курсе происходящего. Они, во-первых, знают слово “браузер”, во-вторых, догадываются, что браузеры бывают разными, и, в-третьих, хорошо справляются с нелегкой задачей по скачиванию и установке на свой компьютер нового программного обеспечения. Уверяю вас, что такими развитыми навыками по обращению с компьютером обладает подавляющее меньшинство от общего количества пользователей браузера IE!

Дабы не быть совсем уж голословным, я разделил свой контакт-лист в аське (он довольно длинный) на две группы пользователей: первые – те, которые имеют отношение к высокотехнологичному рынку, а вторые – те, которые не имеют. И задал второй группе два вопроса: “Устраивает ли вас ваш текущий браузер?” и “Не планируете ли вы замену его в случае появления на рынке более совершенно продукта?” Надо ли говорить, что результаты опроса вполне коррелировались с моими предыдущими утверждениями. Никому вообще не уперся этот Firefox! Даже за бесплатно, потому как Internet Explorer – он тоже бесплатный по большому счету…
Так что, скорее всего, возможности у новой разработки группы Mozilla Foundation приблизительно схожи с оными браузера Opera (знаете такой? Вполне, между прочим, приличный продукт, многим разбирающимся в ситуации нравится, на рынке уже не первый год. Но что-то не похоже, что он представляет серьезную угрозу для деятельности компании Microsoft, несмотря на все свои бесспорные достоинства), и никаких красивых революций на рынке ожидать не приходится. Впрочем, рядовых сторонников OpenSource убеждают в обратном.

Неожиданный подход

Люди, стоящие во главе проектов уровня Mozilla Foundation, – это, как ни крути, люди из бизнеса. Они декларируют благородные задачи (что само по себе уже хорошо), они собирают вокруг подобных затей толпы энтузиастов (что тоже неплохо), но при этом они вынуждены учитывать в своих действиях бизнес-логику процессов. А она чрезвычайно проста и сводится к нескольким очевидным тезисам.

Продукты, которые разрабатываются силами поклонников концепции OpenSource, в массе своей позиционируются как потенциальные конкуренты ПО от Microsoft – просто потому, что сейчас практически любая программа для массового пользования волей-неволей конкурирует с чем-то похожим за авторством легиона имени Гейтса. Как следствие, появление любого такого продукта, безотносительно к тому, насколько он сам по себе хорош и полезен, играет на руку многочисленным софтовым компаниям, конкурирующим с Microsoft. (Между прочим, я не знаю, почему все решили, что Microsoft является монополистом на рынке ПО.

Microsoft – это монополист на рынке пользовательских ОС и некоторых других программ, что, безусловно, достойно уважения, но на рынке есть еще очень много разного софта.) И следующий напрашивающийся вопрос: а может быть, кто-то и где-то порой финансирует такого рода разработки? Независимо от того, сколько процентов рынка сможет завоевать тот или иной продукт, в любом случае соответствующие службы Microsoft напрягутся, потратят на ситуацию какое-то количество денег и человекоресурсов… Это называется конкурентная борьба, уважаемые господа, и совершенно не факт, что OpenSource – следствие искреннего порыва, а не точного расчета каких-нибудь боевых подразделений маркетологов… любой крупной конкурирующей с Microsoft организации (не буду приводить конкретные примеры, но, полагаю, каждый вспомнит пару-другую громких названий).

Но это так, предположения. Что происходит за кулисами таких процессов, мы, наверное, точно не будем знать никогда, а если вдруг случайно кто-то и выяснит какие-либо подробности, то опять-таки оставшимся в неведении ничего не расскажет. Потому что так устроен бизнес.

Еще смешное

А история с Firefox между тем продолжает стремительно развиваться, причем уже в совсем неожиданных направлениях. Давеча вот я вычитал, что идеологи проекта, видимо, тоже додумались до того, что пять миллионов (или меньше) продвинутых пользователей они, конечно, набрали, но ведь что-то надо делать дальше! И тут пиарщики проекта убили кучу зайцев одним чрезвычайно элегантным выстрелом. Они объявили среди поклонников проекта сбор пожертвований на размещение рекламы Firefox – где бы вы думали? В New York Times, газете, влиятельность которой, конечно, трудно переоценить, но все же ее аудитория в массе своей – это явно не потенциальные скачиватели браузеров. Зато можно с высокой степенью вероятности рассчитывать на то, что сама по себе акция по размещению полосы рекламы бесплатного браузера в такой известной газете привлечет много внимания со стороны как пользователей Сети, так и со стороны других средств массовой информации, аудитория которых гораздо больше подходит для целей организаторов, нежели New York Times.

Может быть, вы со мной не согласитесь, но мне кажется, что мы наблюдаем просто противостояние двух схем ведения бизнеса на высокотехнологичном рынке. Microsoft сейчас просто в силу своих размеров не всегда может действовать элегантно, зато у нее есть существенные финансовые возможности и, как это сейчас принято говорить, “административный ресурс”. У ее потенциальных конкурентов, вроде группы Mozilla Foundation, таких колоссальных рычагов влияния на ситуацию нет (хотя не особенно публичные спонсоры точно есть, их не может не быть!), но зато у нее есть ресурс, образуемый значительным количеством поклонников концепции OpenSource. Затрудняюсь сказать, сколько их всего, но, судя по всему, достаточно для того, чтобы собрать пожертвования на оплату одной полосы в New York Times.

На данный момент ситуация остается стабильной, у Microsoft по-прежнему 94% рынка браузеров. И нам осталось совсем немного подождать, чтобы понять, что собой представляет вся эта история с Firefox. Но даже если окажется, что это банальная PR-акция, направленная на то, чтобы поселить в душах пользователей сомнения, то нельзя не признать наличия у ее организаторов таланта. В общем, развлечемся в любом случае. Что и требовалось доказать. И не забывайте, что мнения могут быть разными.

Виртуальный PR в виртуальной Сети

Очень многое из того, что становится событиями в интернете, является либо следствием случайного стечения плохоописываемых обстоятельств (например, почему по Сети периодически прокатывается волна ссылок на тот или иной ресурс, порой очень странного содержания? За сутки на доселе неизвестную страницу могут прийти миллионы – и никто толком не знает, есть ли что-либо, способное инициировать такие процессы помимо содержания самого ресурса), либо результатом продуманной PR-компании.

Public Relations в интернете – это вообще отдельная история, настолько там все нетривиально. И вполне возможно, что вся организованная часть движения OpenSource (а организованная часть этого движения невелика по сравнению с количеством пассивных сторонников этой затеи), даже не подозревая того (что наиболее смешно), продвигает идеи и создает различные ситуации, выгодные вполне конкретным представителям лагеря их публичных врагов. То есть крупным и очень крупным производителям программного обеспечения.

У лагеря противников OpenSource очень много денег, так как они их давно зарабатывают и, в принципе, уже накопили. Они вынуждены (будем честны) конкурировать пока скорее друг с другом, нежели с энтузиастами свободного софта. Так почему же не использовать сложившуюся ситуацию для всеобщего удовлетворения? Никто не скучает, все заняты делом, пользователю не только есть чем развлечься, но еще и какую-никакую, да альтернативу предлагают! Красота и взаимопонимание со всех сторон.
Вот только почему-то обычно ситуацию описывают немного по-другому…

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?