12 лет назад 25 октября 2006 в 17:47 26
Давно уже собирался написать об этой довольно экзотической проблеме. Вот, казалось бы, весь опыт показывает, что чем лучше охлаждение, тем система должна стабильнее работать. Но вот мой комп эту идею упрямо опровергает. Каждое утро, когда я включаю компьютер, изнутри, откуда-то из недр материнской платы или кулера, раздается довольно противный скрежет, после чего к нему прибавляется еще менее приятный писк системного динамика. И где-то через 3-5 секунд система отключается. Так происходит 5-8 раз, после чего скрежет и писк наконец-то прекращается, BIOS предлагает поменять частоту шины и коэффициент вместо выставленных по умолчанию, после чего дальше все работает без проблем.
Конфигурация такова: ASUS A7V133-C, Athlon 1200 FSB 266, кулер ASUS ElanVital с регулятором скорости вращения, БП PowerMaster 400 Вт, 128 Mб SDRAM 100 МГц, IBM 120GXP 80 Гб, CD-RW Yamaha CRW-2100, Matrox G200… Этому феномену я даже придумал объяснение, и интересно было бы узнать, в какой мере вы его считаете правильным. Дело в том, что плохо заводится комп только в холодную погоду (где-то ниже 0° С). Системный блок стоит у стены, выходящей на улицу, то есть, довольно холодной стены. Видимо, в холод смазка на вентиляторе загустевает, или терморегулятор велит работать медленно, и поэтому мониторинг на системной плате бьет тревогу о слишком низкой скорости работы вентилятора, откуда и происходит писк с дальнейшим вырубанием.
После нескольких запусков температура повышается, и все приходит в норму. Так что, если бы в BIOS можно было бы сменить этот порог, но я там такой возможности не нашел. Кстати, раньше у меня был слабый БП (230 Вт), и я грешил на него, но ничего не изменилось (мониторинг говорит, что все напряжения в норме).
Варианты "переставить комп" или "сменить материнку" прошу не предлагать.
Еще хотелось бы знать, насколько это вредно для системы? А то я решил вообще не выключать машину на время зимы.

Да, такое объяснение имеет право на жизнь. Собственно, у кулеров есть вполне определенные температурные пределы, и температура ноль градусов в эти пределы точно не вписывается. А решение этой проблемы подскажет вам любой автомобилист – разберите вентилятор, почистите его и замените смазку на другую, с меньшей вязкостью и более широкими температурными пределами. Помните только, что кулеры с подшипниками качения (в том числе и ваш) смазываются только густыми смазками, так что не перебарщивайте с ее количеством.
А вообще, как правило, контроль вращения вентилятора отключается в BIOS. Я, к сожалению, не помню, как это реализовано в A7V133-C (давно это было…), так что поищите в BIOS параметр типа "CPU Protect for CPUFan off". Кстати, вряд ли дело в датчике температуры – при любом раскладе скорость его вращения не должна падать ниже 3000 об./мин., а контроль вращения реагирует на цифру 2000 об./мин. Так что, cкорее всего, дело именно в загустевании смазки.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?