1 год назад 20 октября 2024 в 16:51 17672

Тема «сферической АС», колонки в сферическом корпусе, среди любителей аудиотехники известна широко. Тема старая и дискуссионная. Плюсы такого исполнения корпуса АС заключаются в минимизации переотражений и стоячих волн: динамик расположен на одной из стенок сферы, волны от него ко всем противоположным стенкам будут приходить под непрямым углом и будут отражаться не обратно, а по сложным траекториям и затухать.

В минусах решения — сложность серийного изготовления на производстве, по сравнению с обычным корпусом-ящиком для колонки — очень большая. Потому колонки со сферическими или частично сферическими корпусами можно увидеть в исполнении известных брендов электроакустики на тематических выставках, но это в основном дорогие малосерийные решения, реже — АС хай-файных брендов, тоже не дешёвые.

Акустическая система Creative Pebble X в этом плане явление необычное. Корпуса у колонок не вполне сферические, но от этого не менее сложные в изготовлении, что для недорогой системы даже странно (учитывая простоту АС стоимость корпусов наверняка составляет львиную долю от финального ценника этой системы).

У корпуса, напоминающем размером и формой крупное страусиное яйцо, имеется три среза. Под нижним — резьба; колонку можно намертво зафиксировать на столе, чтобы обеспечить системе стол + АС максимальное вибропоглощение. Второй срез, сзади — панель для пассивных излучателей, расширяющих рабочий диапазон Pebble X в сторону баса. Третий срез — лицевая панель; к плоскости стола и плоскости монитора она оказывается под непрямым углом, так что все волны, расходящиеся от динамика, отражаются от окружающих предметов и расходятся. Ну и кроме того, наклонный срез направляет динамики невысоких колонок на уши пользователя, голова которого оказывается существенно выше уровня динамиков, что уменьшает рассеивание высоких частот.

Все три среза на “яйце” имеют разную форму и находятся под разными углами друг к другу, так что у яйца все повержности находятся друг к другу под разными углами. Так что, как видим, несмотря на свою не полную сферическую природу, Pebble X сконструированы с еще большим, чем сферические АС, вниманием к минимизации переотражений. Кто бы мог подумать, что инженеры бюджетной АС так заморочаются…

Вогнутые металлические динамики, форма которых также наводит на мысль о хай-файных системах, не прямо смонитрованы на передней  панели корпуса, а посажены в небольшим, с полсантиметра глубиной, рупора. В жизни они несколько больше, чем кажутся на фотографиях. Диаметр этих драйверов составляет почти 3 дюйма (2,75). Ходы не особо большие. В целом, глубоких басов здесь ждать не приходится. Для любителей баса, очевидно, предназначена укопплектованная сабвуфером версия этой акустической системы, которая называется Pebble X Plus.

На панели входов, спрятанной с тыльной стороны активной колонки, расположен разъем TRS mini линейного входа, и 2 порта USB-C. Один используется для питания, второй — для подключения к ПК. Дополнительный разъем питания можно не использовать, но так система будет работать существенно (и неоправдано) тише. Можно, наоборот, использовать только питание — в случае аналогового подключения, или подключения по Bluetooth (версия 5.3).

Также на отдельной панели у Pebble X предусмотрен разъем для подключения гарнитуры. Выполнен он в раздельно-комбинированном варианте: отдельный миниджек для подключения микрофона имеется, но выход на наушники — четырехконтактный, что позволяет подключать гарнитуры с комбинированным разъемом.

Органы управления АС представлены парой кнопок и одним регулятором громкости. Первая кнопка переключает источники сигнала: Bluetooth, AUX, USB. По кругу. Все просто и ясно. Не менее просто дело обстоит и со второй кнопкой — она переключает режимы работы подсветки. Их четыре. Пятый режим работы — отключение иллюминации, что для колонки в таком серьезном дизайне очень даже оправданная опция.

Регулятор громкости управляет уровнем входного сигнала. Поворачиваем ручку, ползунок громкости в Windows меняет свое положение. Коэффициент усиления, стало быть, все время остается постоянным, максимальным.

Заявленная мощность усилителя составляет 30 Вт RMS — на 10 Вт выше, чем у Pebble Pro, и вполне солидно, достойно хорошего бумбокса. Тем не менее, поскольку диффузоры динамиков металлические, ждать от них высокой чувствительности не приходится, вряд ли можно будет рассчитывать на высокий максимальный SPL у этой системы при 15 Вт на канал.

Вторым (а может, и первым) по значимости улучшением у новых Pebble X, наряду с увеличением мощности усилителя, стала поддержка эффектов Creative Labs. Эффекты становятся доступны после установки приложения Creative с Acoustic Engine. Пользователям аудиокарт Creative Sound Blaster / X они должны быть хорошо известны: Smart Volume, BassFlex, Dialog Plus, Crystallizer и Объемный звук. Также отдельно от эффектов Acoustic Engine становятся доступны эквалайзер и Crystal Voice — улучшайзер передачи голоса для микрофона гарнитуры.

Наиболее ценными в этом наборе эффектов, на наш взгляд, являются самонастраивающийся компрессор Smart Volume и эффект, вытаскивающий на первый план диалоги — Dialog Plus. Оба — настоящие подарки любителям фильмов. Если вас достали звуковые дорожки, где тихие беседы персонажей постоянно чередуются с громовыми “бабахами”, включайте компрессор, он выровняет громкость. Ночью вещь просто обязательная. Энхансер диалогов — для плохих аудиодорожек. Общее качество убитого аудио не спасет ничто, но по крайней мерес Dialog Plus можно будет понять, о чем говорят герои кинокартины:).

Перейдем к проверке качества звука. Ее мы осуществляли с помощью теста FSQ, добытого с сайта “Российский Hi End” (различные версии этого диска можно найти и во многих других источниках). Описание и диск доступны по ссылке.

Первым делом мы проверили максимальную громкости АС с помощью шумометра и соответствующей звуковой дорожки. Максимальный SPL по показаниям прибора на этой дорожке составил 77 дБ. Поскольку тест записан с уровнем -10 дБ, максимальный SPL можно считать 87 дБ. Отметим, что на некоторых фонограммах, пиками, прибор показывал и 89 дБ, но это, в общем, не важно. Показатель весьма скромный: для “озвучивания околокомпьютерного пространства” годится, но если ПК используется в качестве единственного развлекательного центра в комнате — скажем, на ней включают кино, чтобы посмотреть его небольшой компанией, этого уже будет недостаточно.

Бас, как и следовало ожидать, тоже скромный. Нижняя рабочая граница — примерно с 80 Гц. Заявленные 60 Гц присутствуют, но со значительным спадом. Для системы таких габаритов этот показатель достоин уважения, но с точки зрения сугубо пользовательской — маловато. Если только нет задачи специально урезать бас. Например, чтобы он не мешал по ночам соседям по квартире или по комнате.

Трехмерная звуковая сцена — безусловно, сильная сторона Pebble X, мощный козырь, и это безо всяких энхансеров. С тестом на движущийся барабан, как и с другими подобными примитивными тестами Pebble X справляется легко. Ей по плечу сложный тест из набора FSQ с ударной установкой, записанной крупным планом. Все тарелки, все барабаны находятся четко на своем месте. Такое качество позиционирования источника звука приятно удивляет. 10 / 10 без вопросов. Ну а эффекты в фильмах, изначально звукорежиссированные в рассчете на посредственные акустические системы ширнармасс, для Pebble X — семечки.

Тесты на тональный и музыкальный баланс компактная система Creative проходит хорошо, все инструменты узнаваемы и в достаточной степени натуральны. Но этот момент тесно связан у Pebble X с динамикой, которая, как бы, неоднозначная, и потому надо ее сразу иметь в виду.

С одной стороны, звучание голосов людей и прочих сущностей очень выразительное. На диске FSQ сложные для передачи вокальные партии, и все перепады громкости, настроения, тембров у вокалистов колонки воспроизводят. Может, не идеально, но четко. То же касается и инструментов. При этом, с другой стороны, ощутимо не хватает деталей. Звук, что называется, компрессионный. Это несколько обедняет звуковую картину в исполнении Pebble X…

Что ж, на многих звуковых дорожках, скомпрессированных или изначально синтезированных с ограниченным динамическим диапазоном, этого недостатка никто не заметит. 

Напоследок — макродинамика, одновременное воспроизведение системой многих звуков. Со звуковой дорожкой Шнитке АС хорошо справляется вплоть до предпоследнего уровня громкости. ИНструменты звучат натурально и различимы в общей картине. Но затем, Pebble X перестает вывозить, и общий звук становится похож на синтезатор. В целом, на соревнованиях ММ-звук полноразмерным АС за такое исполнение ставили 7/10. Для малогабаритной и маломощной АС это совсем не плохо.

Заболтались мы с вами. Боги веба, пауки гуглояндекса, не оценят и не поймут такого расточительства знаков. Буду краток в главном: несмотря на все плюсы Pebble X, не оставляет ощущение, что имеешь дело с основательно урезанной версией системы. Сабвуфер не только “углУбил и расширил” бы диапазон АС в сторону баса, он разгрузил бы и динамики, и усилители сателлитов, добавил бы звуку энергии, детальности, и звукового давления системе в целом. И мы точно знаем, что такая система с сабвуфером существует. И зовут ее Pebble X Plus! И мы до нее обязательно доберемся. Coming soon…

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?