4 года назад 31 октября 2019 в 10:30 150185

Дорогие любители World of Warcraft! Поздравляем вас с выходом твердотельных накопителей с интерфейсом PCI Express 4-го поколения! Это повод для апгрейда!

Я прямо уже слышу, как в чьих-то головах закопошились мысли: “совсем рехнулся! Полная замена системы на самую топовую, под новые Ryzen 4, ради подретушированной игры 2004 года!

Ну, не, неее. Я имел в виду, что цены на SSD с интерфейсом PCI Express третьего поколения теперь упали, и все, кто этого ещё не сделал, могут наконец установить себе скоростной накопитель NVMe PCIE Gen3 приличной емкости, на 512 Гб или на терабайт, и возрадоваться приросту скорости загрузки всего, в т.ч. и WoW, в том числе в критичных ситуациях. О профите в World of Warcraft мы поговорим в конце статьи, сейчас давайте посмотрим на геймерский накопитель на PCIE Gen3 — совсем свежий, вышедшие этим летом Seagate Firecuda 510 1 ТБ.

Чем вообще геймерский накопитель отличается от всех прочих накопителей? Специфическими к нему требованиями. Для геймерского накопителя важно обеспечить безотлагательно загрузку и подгрузку данных, а значит от него требуются высокие скорости чтения файлов практически всех размеров, за исключением самых больших, которых среди файлов ПО не встречается. Скорость записи не так уж принципиальна даже для стримера: обычный SATA SSD со своими 500 МБ/с легко перекроет пропускную способность гигабитной сети, а у интернет-стрима видеопоток и того меньше. Йотьюберство — дело другое: для видеомонтажа потребны специальные твердотельные накопители, способные быстро читать и писать большие файлы.

Перейдем к рыбке фаеркуде. Как и все накопители с интерфейсом PCI Express, твердотельник Seagate Firecuda 510 1TB выполнен в формате M.2 2280. Платы-переходника для обычного слота PCIE х4 в комплекте нет, я что неудивительно — производители уже давно перестали комплектовать ими свои накопители. Также к Seagate Firecuda не прилагается никаких радиаторов, а закрывающие чипы пластинки с надписью Firecuda, логотипом и разной информацией защищают чипы этого SSD только от нескромных взглядов.

Причина отсутствия собственной системы охлаждения банальна: удешевление накопителя. Сейчас на многих материнских платах с разъемом М.2 идет в комплекте (или даже смонтирована) собственная система охлаждения, и в таком случае радиатор, приобретенный вместе с SSD станет пустой тратой денег. Твердотельные накопители с интерфейсом PCI Express 3×4 хоть и подешевели, но стоят все еще не дешево, так что желание Seagate сделать накопитель более доступным легко понять.

На плате под наклейками распаяны микросхемы трех типов: 4 чипа TABBG55AIV 64-битной TLC NAND Toshiba по 256 ГБ каждый (попарно с каждой стороны платы), пара чипов H5AN4G8NB.R памяти DDR4 производства Hynix объемом 512 МБ каждый (также установлены по обе стороны платы) и контроллер  SSD Seagate, маркированный как STXYP016C031. Последний также распознаётся как контроллер Phison PS5012-E12.

Часть памяти TLC работает как SLC-кеш, размер кеша динамически меняется по усмотрению контроллера, в зависимости от текущих задач накопителя.

Установленная на Firecuda связка памяти и контроллера появляется на рынке не впервые. Она используется в NVMe SSD таких брендов для энтузиастов как Corsair, OCZ, Patriot Memory и хорошо себя проявила в самых различных тестах. Заявленные скорости чтения и записи данных составляют 3400 и 3200 МБ/с соответственно.

Скорости для своих накопителя с интерфейсом PCI Express 3 производители заявляют примерно одинаковые, те же что и Seagate. Интереснее другое заявление производителя Firecuda, касающееся ресурса накопителя и гарантии. Seagate предоставляет ограниченную пятилетнюю гарантию на свой геймерский SSD при условии, что ресурс перезаписи не превышает 1300 ТБ. Для накопителя домашнего компьютера это очень серьезная цифра. Среднее время наработки на отказ тоже очень внушительное — 1800000 часов. Этот параметр, впрочем, не очень информативный.

Что касается специальных геймерских особенностей, обусловленных прошивкой и особенностями работы контроллера, то, как показывает практика, они значимой роли не играют, а ключевые фичи вроде команды TRIM поддерживаются всеми современными накопителями.

Перейдём к практической части. Наш любимый CrystalDisk Mark показал, что заявленные производителем скорости чтения и записи соответствуют действительности: последовательные скорости чтения и записи составляют около 3400 и 3200 МБ/С. Это очень сильный результат для накопителя с интерфейсом PCI Express 3×4, и один из лучших на рынке. С чтением случайных блоков данных по 4 КБ ситуация аналогичная: 52 МБ/с — один из лучших результатов среди NVMe-накопителей на PCIE 3×4. Тест на чтение аналогичных по размеру блоков данных с использованием очереди дляной 32 команды Firecuda 510 1TB завершает с результатом 445 МБ/с, это также один из лучших результатов, а вот в тесте Q8T8 Firecuda далеко не первая среди аналогичных твердотельников. Отметим, что оба последних теста для игрового ПК, и даже для работы с видео на практике не так уж важны.

Тесты, приближенные к реальным, из которых в природе встречается по большому счету только PC Mark, мы не проводили. Как известно, производители SSD давно адаптировали свои контроллеры к этому пакету бенчмарков, и результаты PC Mark отображают скорее быстродействие кеша и уровень оптимизации контроллера под тест, чем что-то полезное. Потому мы ограничились реальным тематическим тестом — испытанием Seagate Firecuda в World of Warcraft Classic. Но прежде, чем мы приведем результаты, пара слов про полезность NVMe SSD в этой игре.

Firecuda и World of Warcraft

Насколько критична скорость загрузки в World of Warcraft? Не критична, если у вас стальные нервы, вам побоку, убивают вас или нет, и вам не жалко баффов. На левелинге, например, иной раз проще отвязаться от ганкера, вставая и продолжая спокойно идти в нужном направлении, полностью его игнорируя, чем ввязываться в драку. Так быстрее удастся вернуться к прокачке: свара продлится дольше, чем ганкеру надоест бить ходячий манекен. А если еще и начнется подтягивание знакомых и незнакомых игроков из своей фракции… станет весело, но про кач можно будет забыть, и вам, и окружающим.

Но PvP-шник вести себя как пацифист не станет, а кто-то из PvE-шников да пожалеет химии и бафов, и захочет спастись. Чем тут поможет скоростной SSD и скорость загрузки данных? Посмотрим разные ситуации, и сравним в них Seagate Firecuda 510 1TB с одним из лучших SATA SSD, что бывали у нас в тестлабе — Plextor M8VC.

Заходите вы, к примеру, в инст, а там особо одаренный кто-то уже спулил треш, или даже босса. И вот, пока вы весь такой красивый, прогружаетесь, вам навстречу несутся сопартийцы с выпученными глазами и прыгают в портал входа. Далее — ваншот, штраф за починку шмота, слет химии / свитков, а также оздоровительная пробежка с кладбища. Неприятно. Теоретически, более быстрый SSD должен спасать жизнь.

Практически — отметим, что сокращение загрузки инстансов актуально только для больших данжей и рейдов. На прокачке большинство 5 ппл инстов загружается с момента нажатия на портал входа менее, чем за секунду, а нападение босса или пака мобов помельче — все же форс-мажор, и случается не часто, так что вряд ли в такой ситуации переход с SATA SSD на PCIE SSD по настоящему нужен.

Совсем другое дело — города. Загрузка Оргримара с нуля, из меню выбора персонажа, занимает немногим более 6 секунд, в другие более менее крупные населенные пункты — около 4 секунд. Перемещение в столицу Орды в игре, с помощью маговского портала или хертстоуна занимает около 3 секунд, в другие города — около двух. Firecuda позволяет сократить это время вдвое, на практике даже чуть сильнее: секунду с чем-то висит экран загрузки после телепорта в Оргри, а в другие города порт происходит около секунды. Вроде и не существенное время, но это как минимум ГКД, а в случае с Оргри и все 2 ГКД, пара лишних бэкстабов в пятой точке, или загрузка сразу в контроле и другие приятные перспективы… С другой стороны, рейды на города и населенные пункты, конечно, не слишком часты, хотя и регулярно случаются.

Совсем другое дело — излюбленное место гопников… то есть, простите, ганкеров — камень призыва возле инста и зона от него до портала в инст. Лучшее место, чтобы пофармить рыхлых PvE-шников, появляющихся после призыва или на выходе из инста. И вот здесь тот самый лишний ГКД позволит слинять — сдать фрост нову и блинкануть, прожать триню и ваниш, и так далее — прежде, чем вашу обездвиженную тушку сфокусит группа ребят в фиолетовых и синих трикотажных PvP-сетах.

Наконец, БГ. Здесь время загрузки довольно короткое, карты все же небольшие, но зато цена каждой милисекунды очень высока. Напомню, что в WoW Classic баттлграунды — не сессионки, сражения идут постоянно, и вероятность попасть не в начало боя, а в его середину, не маленькая. Каждый миг может стать решающим: успеете ли вы на Варсонге, появившись, замедлить убегающего с флагом врага, или опадете, как озимые, в первую же секунду своего появления? Здесь подобные ситуации будут случаться довольно часто.

Ну и конечно, не вариком единым. Общее ускорение работы ПК принесет немало радости и экономии времени. По впечатлениям, ускорение работы ПК от перехода с SATA SSD на PCIE SSD сопоставимо с переходом с современного харда на SATA SSD. Разница меньше, да, но сопоставимая. При переходе с PCIE 3 на PCIE 4 подобного уже не будет.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?