2 года назад 19 января 2017 в 16:51 1233

Сергей Черпаков

 

Итак, вы купили себе колонки, принесли их домой, подключили к усилку, а нормального звука нет. Как же так? Долгие поиски и затраченные усилия не принесли желаемых результатов, и вы с ужасом обнаружили, ЧТО купленные АС вам совершенно не ПОДХОДЯТ?           

Не стоит сразу впадать в неистовство и пенять на недобросовестного продавца (хотя и он может подкинуть огромное количество проблем), ведь наиболее вероятная причина того, что колонки не звучат, – их неудачное расположение и просто акустически проблемное помещение. Сегодня мы поговорим именно о том, как правильно разместить купленную АС в комнате, рассмотрим несколько полезных приемов, с помощью которых можно существенно улучшить впечатление от прослушивания. а также кратко остановимся на доступных способах звукоизоляции помещений.

Выбор помещения

Пожалуй, я не ошибусь, если скажу, что еще до того, как купить колонки, вы уже знали, где они будут стоять, а самое главное – вы заранее представляли себе, как сможете удобно устроиться между ними. Поверьте, в своих мечтах вы были не одиноки. Хорошо, когда для системы домашнего кинотеатра отведена заранее приготовленная комната, геометрия которой позволяет полностью раскрыть весь потенциал купленной АС. а еще лучше, если а ней проведена серьезная работа по акустическому оформлению. Но, зачастую, первой и единственной целью меломанов, стремящихся организовать у себя в квартире кинотеатр, является выбор подходящей звуковой аппаратуры, о качестве и стоимости которой, кстати, впоследствии сможет сказать только товарный чек. Нетрудно догадаться, что большие и красивые колонки, загнанные в бытовые условия отечественных квартир, будут вынуждены звучать «вполголоса» (да еще и с отключенным сабом), чтобы не нарушать покой любимых домочадцев и визгливых соседей. А оценить “прозрачное звучание”, которое так ярко расписывал продавец в аудиосалоне, будет невозможно из-за “подпевающего” гипсокартонного потолка, скрипящего паркета и дребезжащего кафеля расположенной рядом кухни. Поэтому, если вы изначально не проектировали комнату для домашнего кинотеатра, а аппаратуру уже успели приобрести, скажу вам только одно: хороший звук в таких условиях недостижим в принципе, а купленное остается только выбросить.

Расслабьтесь, это шутка (смайл). Просто сперва нужно было все же оценить акустические возможности помещения, предназначенного для установки колонок.

Если вы весьма состоятельный товарищ, и в вашем распоряжении имеется целый дом, для организации домашнего кинотеатра или комнаты для прослушивания музыки более всего подойдет его цокольный этаж (подвал). В таких местах, как правило, толщина стен и перекрытий больше, и это заведомо обеспечивает лучшие звукоизоляционные характеристики. При этом стоит учесть, что изначальная высота потолков в планируемом “для музыки и кино” помещении должна допускать монтаж звукопоглощающего и звукоизоляционного слоя для потолка (то же самое, кстати, касается пола). Это мероприятие потребует примерно 30-сантиметрового запаса в высоте, толщина же дополнительной звукоизоляции и акустической облицовки стен составит около 12-15 см. Существенные неприятности могут вас поджидать, если вы решитесь расположить домашний кинотеатр в мансарде Дело в том, что и в кирпичных, и в бетонных домах чердачные перекрытия выполняются из бруса, поэтому их звукоизоляция невелика, и повысить ее во многих случаях очень трудно. Для полноценной звукоизоляции низких частот (а без них немыслим ни один нормальный домашний кинотеатр) необходимо создать серьезную преграду на пути звука, но, сами понимаете, капитально нагружать деревянные балки опасно.

Однако я склонен предполагать, что большинство наших читателей обитают все же в многоэтажках, где и цоколь и подвал – один на всех жильцов. Поэтому выделить специальное помещение под кинотеатр зачастую бывает нереально, а значит, он, естественно, будет располагаться в одной из жилых комнат в квартире. И она, несомненно, должна быть самой дальней из всех, дабы не беспокоить сожителей, обитающих в спальнях, детских и иных комнатах, где тишина очень важна.

Это вовсе не означает, что дополнительная звукоизоляция этому месту не нужна, просто затраты на ее организацию будут существенно ниже. Кроме того, нельзя вычеркивать из списка “тихих” помещений соседские хоромы Честно говоря, среди моих знакомых нет таких, которые могут наслаждаться громкой музыкой, при этом зная, что доставляют серьезные неудобства соседям.

Размеры помещения

Как вы думаете, какая форма помещения наиболее благоприятна для прослушивания музыки? Правильно, купольная. Поэтому я “по-акустически” сильно завидую тем из вас, кто проживает в домах сталинской постройки, где потолки высотой до пяти метров имеют купольные своды. Ведь чем больше по объему комната (в разумных пределах, конечно) и высота потолков в ней, тем лучше. Но больше всего на качество звука влияют не столько линейные размеры помещения, сколько их метрические соотношения. При идеальной классической расстановке АС очень важно, чтобы длина, ширина и высота стен в комнате не были кратны относительно друг друга и ни в коем не равны между собой.

Хуже всего музыка будет звучать в комнате кубической формы Почему же? Все дело в том, что такое помещение имеет ярко выраженные собственные резонансы, существенно искажающие звук в диапазоне от 60 Гц и выше, а на низких частотах в нем образуются так называемые стоячие волны. В таких условиях даже самые совершенные акустические системы не смогут удобоваримо играть музыку. Интенсивность стоячих волн в кубических помещениях максимальна. Эти волны образуются в результате наложения отраженного от стен и перекрытий (а также шкафов и другой им подобной мебели) звука на прямую волну. К сожалению, не существует эффективных способов для борьбы со стоячими волнами в жилых комнатах, поэтому лучше избегать установки АС в кубических помещениях. Таким образом, «маленькие» комнаты в наших стандартных городских двушках и трешках – самые неудачные с акустической точки зрения.

Сколько себя помню, вопрос площади в стесненных квартирных условиях всегда был одним из сложнейших, однако все же необходимо стремиться к тому, чтобы длина комнаты, отводимой под нужды домашнего кинотеатра, была не менее 4 метров Так, например, для квартиры с высотой потолка 3 метра рекомендуемая длина стены должна быть не менее 7.9 метров, а

ширина – 4,9 метров. Кстати, если вы уже предпринимали какие-то действия по специальной акустической обработке помещения, скажем, сделали гипсокартонный потолок толщиной около 30 см, то при определении остальных линейных размеров нужно учитывать изменения в высоте потолка.

Звукоизоляция и акустическая обработка помещений

В зависимости от того, в каком типе дома будет прослушиваться звук (панельном, кирпичном, деревянном), какими линейными размерами и акустическими свойствами обладает помещение и как размещена в нем купленная акустика, звукоизоляция может быть полной (обрабатываются все поверхности помещения) или частичной (только акустически слабые места) Я думаю, что без существенных капиталовложений полной изоляции достичь не удастся, кроме того, это и не нужно, если только вы не собираетесь устраивать в квартире звукозаписывающую студию. В нашем случае элементарная звукоизоляция нужна для того, чтобы придать звучанию домашнего кинотеатра большую реалистичность и тем самым улучшить восприятие звуковой дорожки фильма. Поэтому прежде всего необходимо осознать, что вам надо ограничить попадание внешних шумов вовнутрь, а не наоборот. Вам кажется, что эти задачи носят практически идентичный характер7 В общем-то да, но решаются они по-разному.

 

Домашний кинотеатр – не студия, и поэтому необходимо ограничить распространение звуковых колебаний за пределы комнаты, где находятся АС, в основном для того, чтобы слышать каждую реплику киногероев. Еще из школьного курса физики нам известно, что любая стенка (а значит – и пол, и потолок) является проводником волновых колебаний (в данном случае -звуковых волн). Звуковые волны, в свою очередь, воздействуя на стену, передают ей свои колебания, а в смежном, помещении эта же стена превращается в динамик громкоговорителя, поскольку полученные ею колебания на выходе преобразуются в звуковые волны. Вот почему, когда ваш сосед берет в руки дрель, у вас складывается ощущение, что он сверлит у вас над ухом. Другим «провожатым» звуковых волн за пределы помещения являются различные щели и сквозные отверстия в стенах. Через них звук утекает из комнаты так же легко, как вода между пальцами. В итоге даже хорошо изолированная стена с микротрещиной будет прекрасно передавать все шумы в смежное помещение.

Вывод напрашивается сам собой: необходимо ограничить передаваемые в соседние помещения звуковые колебания. Достигается это установкой двойной стены, заполненной материалом, поглощающим звуковые волны. Задача такого материала – погасить «лишний» звук и сделать прослушивание более приятным и информативным. Сильно в детали ударяться не буду, ибо звукопоглощающие материалы – не редкость на рынке и представлены в достаточном ассортименте. Единственное серьезное требование – пористость и продуваемость их поверхностей звуковыми колебаниями воздуха. В актуальности сказанного можно убедиться, если заслонить такой материал с лицевой стороны сплошным листом гипсокартона: акустический эффект исчезнет полностью. На сегодняшний день лучше всего поглощают звук материалы, выполненные из супертонких минеральных и стеклянных волокон, но их использование допускается только при наличии специального покрытия, позволяющего предотвратить нежелательную дислокацию структурных частиц стекловолокна. Причем такое покрытие должно сохранять свои акустические характеристики и, как уже было сказано, быть негерметичным (пористым). Существует немного фирм, которым удается почти безукоризненно сочетать подобные свойства в своих материалах.

Однако вернемся к разговору о “двойной стене”. Здесь, правда, следует отметить. что просто сделать такую стену недостаточно. Необходимо спроектировать максимально несвязанные между собой поверхности таким образом, чтобы внутренняя была как можно более подвижна, а внешняя, наоборот, наиболее статична. Тогда энергия звуковой волны, принимаемой внутренней поверхностью, будет передаваться звукопоглощающему материалу, который будет гасить ее. В итоге до внешней поверхности дойдут лишь незначительные колебания, которые она сможет заглушить, сводя передающийся звук к минимуму. Та же метода справедлива и для пола с потолком.

Кроме того, проводя звукоизоляцию помещения, нужно уделить особое внимание самой большой щели, а именно – двери. Иначе весь звук будет выходить через нее, и затея потеряет всякий смысл. Дверь должна быть уплотнена по всем притворам и закрываться на замок-фиксатор. В отдельных случаях бывает целесообразна организация тамбура (двух дверей с воздушным пролетом). Кроме того, необходимо исключить возможное утекание звука по вентиляционным отверстиям, особенно если они имеют сообщение со спальными комнатами. В качестве “партизанского” варианта проветривания помещения можно просто время от времени открывать форточку (что для большинства – наиболее разумный выход), а можно использовать «тяжелую артиллерию», внедрив в помещение специальные “тихие” воздуховоды. Последний вариант наиболее приемлем, если у вас в распоряжении целый дом, а не скромная квартирка.

Что ж, положим, вы сумели добиться необходимой звукоизоляции комнаты. Но на этом работа не окончена. Вспомним еще раз школьную физику (не надо смеяться, на самом, деле все очень серьезно), а именно закон сохранения энергии. Энергия звуковых волн, ранее уходившая в смежные помещения, практически полностью остается внутри, и только лишь незначительная ее часть поглощается прилежащими поверхностями. Что это за собой влечет? Дело в том, что у каждого частотного диапазона звуковых волн своя энергия, и чем ниже частота, тем больше энергия. Следовательно, низкочастотная энергия в помещении остается в избытке. Снижать громкость саба – не самая лучшая идея, ведь тогда частично теряется акустическая детализация фильма / музыки, а значит, ухудшается восприятие звуковой панорамы. Понятно, что для удаления энергии также необходимо использовать специальные звукопоглощающие и рассевающие элементы внутренней отделки. Во многих случаях это могут быть разнообразные драпировки (шторы, шкуры, обладающие, кстати, некоторым акустическим эффектом), а также ковры (настенные или густые напольные) и другие элементы декора.

На практике сделать хорошо заизолированное помещение очень непросто, однако, когда таковое создано, можно наслаждаться всеми звуковыми эффектами фильма, слушать любимую музыку на приличной громкости в любое время суток и при этом не мешать домочадцам и соседям, а также не отвлекаться на посторонние шумы.

Расстановка АС в комнате

Итак, у вас имеется более-менее подходящее помещение, адаптированное под нужды домашнего кинотеатра (акустической комнаты). Вы освободили от коробок и полиэтилена свои ненаглядные колоночки и думаете, как лучше их расставить. Полагаю, я не буду слишком оригинален, если скажу, что самый простой и дешевый (а также лучший, как считают некоторые) способ – это послать подальше декор и эстетику, т. е., иными словами, выбросить из помещения всю мебель и поставить колонки там, где они будут лучше всего звучать. Естественно, сказать это проще, чем сделать, тем более что аскетичный вид комнаты вряд ли вызовет возгласы одобрения со стороны вашей прекрасной половины. Более того, вы, наверное, обращали внимание на заметное увеличение уровня реверберации во время проведения ремонта, когда вся мебель либо сдвигается в угол, либо выносится за пределы помещения. Звучание любой АС в таких условиях будет совершенно неудовлетворительным из-за чрезмерных отражений звука от голых поверхностей. Стало быть, метод «тотальной зачистки» не будем считать нашей отправной точкой. Все же большинство людей не располагают серьезными финансовыми возможностями для того, чтобы выделить под домашний кинотеатр отдельное помещение и создать в нем идеальные акустические условия.

Жилые помещения, в отличие от тех же студий, никогда не бывают пустыми. Окна, мебель, предметы интерьера, определенное количество человек на единицу площади наконец, – все присутствующие в доме объекты зачастую портят восприятие звука, поскольку мешают грамотно расставить колонки по комнате. Даже небольшое смещение АС в сторону может кардинальным образом отразиться на качестве звучания (лично убедился). Вполне понятно, что это только усугубляет положение, т. е. фактически ограничивает свободу действий. Однако нет худа без добра, ибо все предметы, мешающие свободному перемещению АС по комнате, в массе своей создают значительный фонд для звукопоглощения средних и высоких частот. А это, в свою очередь, помогает в достижении приемлемых условий для прослушивания. К примеру, если закрепить имеющийся ковер не вплотную к стене, как это делается обычно, а на некотором относе от нее, скажем не более 30-50 мм, то можно получить некоторое улучшение звукопередачи АС. Еще пример: если в помещении одновременно с колонками предполагается разместить книжные шкафы, то во время прослушивания полезно открывать их дверцы. Книжные шкафы и полки отлично рассеивают звук и помогают тем самым звучанию быть более ровным.

Для повышения качества звукопередачи акустической системы можно также постелить на пол ковер или положить ковровое покрытие, которые улучшат звучание верхнего баса и средних частот. Здесь важно не перемудрить, поскольку тогда звук станет тусклым и безжизненным, как если бы вы открыли окно. Хороших результатов можно достичь, если оклеить потолок пробковыми или рифлеными пенопластовыми панелями Если они сделаны качественно, то уже с расстояния одного метра напоминают лепной потолок.

Ну а теперь перейдем непосредственно к расстановке. Допустим, вы вовсе не заядлый киноман, и многоканальный звук вас не особо волнует, а вот музыку на досуге послушать любите и с этой целью приобрели себе качественную стереопару Грамотно разместить такую акустику нетрудно, и в связи с этим дам вам несколько практических советов. Предполагаемое место для прослушивания должно располагаться так, чтобы твиттеры (ВЧ-динамики) колонок находились на одной высоте с вашими ушами, поскольку тогда достигается наиболее четкая локализация источников звука. Кстати, качество баса некоторых полочных АС только улучшится, если поставить их на специальные стойки. Напольные же колонки обязательно надо устанавливать на шипы. Если вы не умеете подстраивать позиционирование АС сами, то для наилучшего восприятия стереофонического эффекта элементы системы следует располагать друг от друга на расстоянии 1,5-2,5 м, так, чтобы зона прослушивания и каждая из колонок образовывали равносторонний треугольник или хотя бы стремились к этому. Развернув колонки мордами во-внутрь, чтобы их рабочие оси пересекались на некотором расстоянии перед вами (проще говоря, вы сидите на диване, а колонки смотрят на вас), можно значительно улучшить локализацию звучания по всем частотам. По возможности необходимо устанавливать АС подальше от стен и углов, и главное при этом – проследить, чтобы расстояние до задней стенки отличалось от расстояния до боковой. В противном случае звуковые волны могут либо складываться, либо взаимно уничтожаться, что в конечном итоге приведет к появлению горба или большому провалу баса. На практике это выражается долбежкой по мозгам (не, понятие Dolby Digital вовсе не отсюда пошло (смайл)) или неприятным бубнением.

Хочу отметить, что при подключении АС к усилку очень важна правильная взаимная фазировка системы. Дома фазировку акустики проверить очень легко: достаточно установить колонки рядом и подать на них монофоническую композицию с явно выраженными басами. Далее следует изменить полярность подключения одной из колонок, и если при этом громкость низких частот сильно уменьшится, стало быть. АС были подключены синфазно В этом случае колонке необходимо вернуть первоначальную полярность включения. А если при изменении полярности басы станут громче, следует рассматривать полученную полярность как правильную.

Далее хотелось бы дать вам несколько советов по расстановке компонентов домашнего кинотеатра. Во время просмотра фильма зритель должен четко воспринимать окружающую его звуковую панораму сообразно событиям, происходящим на экране, т. е. слышать звук таким, каким его задумал режиссер Поэтому все частотные диапазоны должны быть максимально сбалансированы между собой: басы не должны бить по ушам, а высокие частоты – шкрябать по нервам. Иначе какой смысл устраивать дома кинотеатр? Правильная расстановка АС позволит вам смотреть знакомые фильмы так. как будто вы их видите в первый раз, – эффект просто потрясающий. В качестве примера приведу трансляцию гонок на спортивных автомобилях, наматывающих многочисленные крути по пересеченной местности. Если во время просмотра вы закроете глаза, то абсолютно точно сможете определить. по какой траектории относительно камеры оператора промчался очередной болид.

Размещение сабвуфера

Ни одна система домашнего кинотеатра не обходится без сабвуфера Среди киноманов бытует мнение о том, что для сабвуфера подойдет любое место: под столом, под диваном – везде он будет чувствовать себя уютно (смайл). Так думают неслучайно, ведь человеческое ухо плохо локализует звуки низкой частоты, поэтому принципиальной разницы от перемещения сабвуфера на метр в сторону не ощущается. Кроме того, саб – это обычно такая монструозная колонка, что ее просто так по комнате не подвигаешь: один раз поставил и все. Однако на самом деле звучание баса сильно зависит не только от акустики помещения и расположения в нем предметов интерьера, но и от местоположения сабвуфера относительно слушателя. Есть парочка нехитрых приемов, которые позволят вам решить проблему установки саба.

Первый: поставьте какую-нибудь музыкальную вещь с ярким и четким басом (джазовые композиции подойдут лучше всего, особенно если в них есть акустический контрабас), расположите сабвуфер где-нибудь в комнате, сядьте в предполагаемое место просмотра фильма и слушайте. Если бас четкий, короткий и упругий, как туго натянутый батут, то можете оставлять саб на месте и радоваться, что его позиционирование так быстро закончилась. Если же качество баса вас решительно не устраивает, попробуйте передвинуть “монстра” в другое место и послушать бас в новых условиях. Для этого, возможно, придется немного переставить мебель в комнате

Второй прием, называется он “противный”. Шутка, естественно, “от противного”. Этот прием менее энергозатратный. поскольку предусматривает перемещение не саба, а слушателя, т. е. вас (смайл). Правда, перемещаться по комнате вам придется ползком, так, чтобы голова располагалась на высоте примерно 30-40 см от пола. В этом, конечно, мало удобного, но что делать. Итак, ставите бубнилку туда, где впоследствии будете сидеть сами, и включаете музыку. Важно, чтобы звучание басовых инструментов в тестовой композиции было как можно более долгим и ровным. Вашей конечной целью является поиск такого “Правильного” места в комнате, где бас, издаваемый сабвуфером, будет наиболее корректным. Именно туда вы его и ставите.

Система формата 5.1

Представим, что все купленные вами АС домашнего кинотеатра отлично сбалансированы как по громкости, так и по звуковоспроизведению, акустика и звукоизоляция помещения также близки к идеальным, а возможности и ситуация позволяют вам свободно переставлять колонки по комнате. Тогда располагайте АС так.

Центральный канал и фронтальные АС располагаются по виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от центральной АС до слушателя, а центром – голова слушателя. Как и в случае со стереопарой, расстояние между фронтальными колонками равно расстоянию от слушателя до каждой из них (равносторонний треугольник). Тыловые каналы располагаются на той же окружности, а значит, как и остальные АС, отнесены от головы слушателя на то же расстояние, но при этом размещаются под углом 110° (—10°) к оси “экран-слушатель”. При такой расстановке любые возможные неточности, связанные с задержкой звучания при некорректном расположении АС, компенсируются, а влияние акустики помещения на все колонки уравнивается. Кроме того, многие косяки в подборке и размещении АС обычно корректируются силами AV-ресивера. Система звучания 5.1 является наиболее распространенной схемой построения АС и подходит для помещений самых различных размеров и планировки.

Система формата 7.1

Системы формата 5.1 хоть и обладают завидной популярностью среди киноманов, все же имеют некоторый недостаток. При воспроизведении сцен, в которых присутствует перемещение обьектов по центральной оси как бы от экрана и за спину слушателя, звуковая картинка воспринимается не совсем корректно. Виной тому – отсутствие строго позади смотрящего каких-либо АС. В связи с этим были разработаны системы звучания 6.1, предусматривающие один дополнительный громкоговоритель, вешающийся за спину слушателя. Уместность установки такой системы определялась лишь наличием свободного пространства для расположения еще одного элемента АС.

Позже были обкатаны системы звучания 7.1, отличавшиеся от 6.1 только тем, что в них применяются две тыловые АС вместо одной, полностью закрывающие акустическую панораму. Однако во многих случаях при использовании в качестве двух боковых каналов дипольных систем и только одного громкоговорителя тылового канала современные звуковые эффекты локализуются нечетко. Чтобы исправить эту досадную неприятность, в систему звучания 7.1, включающую две боковые дипольные АС, добавляется дополнительный тыловый канал. При этом на обе тыловые колонки, как и в системе 6.1, подается монофонический сигнал. Система звучания 7.1 подходит для большинства помещений, однако наилучшие результаты достигаются в средних и больших комнатах

Немного о реальных условиях…

Если ваша семья достаточно многочисленна, а друзья часто захаживают к вам на чай, для домашнего кинотеатра вам, пожалуй, придется организовать дополнительные сидячие места в зоне прослушивания. Однако здесь можно натолкнуться на ряд подводных камней.

Не стоит размещать зрителей на большом расстоянии от центра окружности, о которой я упоминал ранее, ведь тогда люди, сидящие дальше всех от него, будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля, т. е., фактически, ощущать дискомфорт от давления одного из каналов театра. Например, человеку, близко сидящему к одной из тыловых АС. таковая просто будет долбить по ушам, а звучание противостоящей фронтальной колонки он практически не услышит. Из-за этого пропадет эффект присутствия в гуще событий, а также какое-либо удовольствие от просмотра фильма. Ситуацию можно разрешить размещением зрителей ближе к центру «окружности», возможно даже в два ряда, т. е. максимально приближенно к настоящему кинотеатру. Кроме того, если размеры комнаты небольшие, порядка 10-15 мг, то лучше всего будет расположить телевизор вдоль длинной стены, а диван (места просмотра) – строго напротив. Однако большинство киноманов пытаются втыркнуть в зону просмотра еще парочку кресел, расставив их по обеим сторонам дивана. Нет, господа, такое делать никак нельзя, и все по той же причине: сидящие в этих креслах зрители будут ощущать дискомфорт, да еще при этом загораживать собой тыловые АС. Сместите народ ближе к центру, тогда все все услышат и от полученного удовольствия будут заваливаться к вам на чай еще чаще (смайл).

Самая неудачная идея – разместить компоненты домашнего кинотеатра по диагональной схеме. Все можно понять: стесненные условия, ограниченность в средствах, влияние магнитных бурь на мозг, но я никак не могу принять заявы наподобие “у меня будет стоять вот так, а не иначе, это уже решено”. Как. извините, можно повесить тыловые АС, чтобы всем зрителям было комфортно смотреть фильм, если телевизор стоит в одном углу комнаты, а весь народ сосредоточен в противоположном7 Я вам отвечу: никак! При таком размещении корректное звуковое поле можно создать только для одного человека, сидящего в самом углу. А при попытке разнести тыловые АС шире, чем в референсной схеме (с целью захватить в благоприятную зону всех зрителей), для человека, сидящего в углу, создастся скверная ситуация: тыловые каналы окажутся спереди, а остальные зрители все равно будут ощущать дисбаланс АС. Фактически получается театр для одного зрителя хотя, если вы уверены, что никто, кроме вас, в семье фильмы не смотрит, или если вы такие проворные ребята, что все сможете уместиться в одном угловом кресле то, думаю, такая схема вполне может прокатить (смайл). Но попытайтесь хотя бы разнести фронтальные АС немного в стороны, чтобы соблюдался принцип равностороннего треугольника, повесьте тыловые каналы также чуть шире и помните о заветных 110 градусах.

Схемы домашнего кинотеатра с размещением телевизора 8 углу, а сидячих мест вдоль стены мне, если честно, даже комментировать неохота. Причина неудобства такого расположения АС и так ясна, достаточно взглянуть на референсные схемы.

Далее предположим, что ваше помещение имеет площадь около 25-30 м? и по плану должно вмещать не менее пяти-семи человек. Сразу скажу: если вы используете систему формата 5.1, то одной пары тыловых АС вам может оказаться недостаточно, ибо она не может в равной степени охватить всех сидящих. В этом случае полезно добавить еще пару «тыльников” для второго ряда. Таким образом, каждая пара тыловых АС будет обслуживать по одному ряду зрителей

наподобие того, как это делается в настоящих кинозалах, где устанавливается множество АС тыловых каналов. В результате каждый зритель попадает в благоприятную звуковую зону и не будет ощущать дисбаланса каналов.

В том случае, если ваше помещение насчитывает более 40 квадратов, то корректное звуковое поле (для 10-12 человек, сидящих по схеме “четыре ряда по три кресла”) можно создать и одной парой мощных «тыльников», ведь тогда АС будут располагаться на приличном расстоянии от зрителей и распространять звук более широко.

Есть еще одно важное замечание по установке двух пар боковых АС для кинотеатров формата 7.1, размещаемых на площадях от 30 квадратов. Первую пару боковых АС необходимо чуть сместить назад относительно первого ряда сидящих, а их “морды” развернуть на экран, иначе зрители второго ряда будут воспринимать чрезмерный звук боковых колонок первого ряда, что отвлечет их сознание от звучания тыловой акустики. Т. е., если не последовать этой рекомендации, зрители второго ряда будут ощущать двойную нагрузку от боковых колонок. что не очень хорошо, ведь тогда корректное восприятие многих эффектов будет нарушено.

Важен ли дизайн для звучания?

По этому поводу сразу вам скажу: я не дизайнер интерьеров и далее совершенно не намереваюсь прививать вам чувство прекрасного, тем более что представления об этом самом прекрасном у каждого свои. Хочу лишь обратить ваше внимание на необходимость сочетаемости аудиоаппаратуры с дизайном конкретного помещения. Допустим, вы собираетесь внедрить в свой рабочий кабинет с внутренней отделкой из красного дерева (в принципе располагающий к спокойной обстановке) акустику, например, в стиле “техно-арт”. Волне понятно, что она не впишется в данный интерьер. Для солидных рабочих кабинетов более всего подойдут АС датских и английских производителей, отделанные натуральным деревом или «золотом» и звучащие, если так можно выразиться, консервативно и степенно Или, положим, наоборот, ваша гостиная имеет какой-нибудь модерновый стиль с преобладанием в отделке стекла, металла и керамики. Понятно, что в такой атмосфере элитно звучащие черные «ящики» будут смотреться глупо и вычурно. Короче говоря, особо впечатлительным слушателям стоит задуматься, не будет ли такой моветон в антураже влиять на правильное музыкальное восприятие. Ведь устанавливаемая акустика для вашей комнаты играет роль сродни той, которую исполняют для вас предметы вашего гардероба. Вы же не надеваете белые носки под черные лакированные туфли? Если надеваете, можете смело переходить к заключительной главе моего повествования, потому что с вами, дорогой читатель, разговаривать о дизайне бесполезно. Остальным же скажу, что для “модерновой гостиной” лучше всего подойдет аппаратура, отделанная светлыми оттенками древесины, коих у большинства производителей насчитывается свыше десяти видов, так что цвет подобрать можно с максимальной точностью

Хочу еще раз повториться: я не навязываю вам своих эстетических пристрастий, я просто считаю, что красивая аппаратура, удачно вписывающаяся в дизайн помещения, даст дополнительный плюс к восприятию картины в целом

Немного о насущном

Я решил отвести в этой статье немного места для ответов на наиболее распространенные вопросы о размещении АС в домашних кинотеатрах. Например, многих интересует, на какую высоту нужно вешать тыловые АС. Однозначного ответа на этот вопрос нет, ибо у каждой пары колонок свои «мозги» {характеристики направленности, чувствительность и прочее), однако есть все же одна рекомендация.

Вешать «тыльники» нужно примерно на 30-40° выше головы (когда вы сидите на диване, разумеется), при этом помня о виртуальной окружности и заветных 110° (т. е. фактически относить их на 20е позади себя). Если ваши тыльные АС не “полочники” и будут стоять на полу, то сильно огорчаться не стоит. Хотя для создания эффекта пространственного звучания лучше располагать “тыльники” на стене, для этого придумано множество кронштейнов.

Другой интересный вопрос, часто волнующий «юного» киномана, насколько можно отступать от референсной схемы? Если вы устраиваете кинотеатр в относительно просторном помещении, то вариантов у вас мало, – большое пространство означает сильное влияние на звук акустики места а, значит, необходимо соблюдать строгую направленность звучания и все расстояния. Если же ваш «театрик» намеревается давать представления не более чем для 3-4 человек, тогда центральную и фронтальные АС можно разместить в одну линию.

Что же касается положения тыловых колонок, то тут необходимо соблюдать симметрию хотя бы примерно, а также постараться не делать больших отступлений от референсной схемы в плане расстояний от АС до слушателей. Тем не менее, если все условия соблюсти не удается, паниковать не стоит, поскольку многие ресиверы допускают настройку звука для компенсации некорректного размещения АС.

Если вам посоветовали использовать в качестве тыловых каналов дипольные АС, как быть тогда? В этом случае громкоговорители канала окружения лучше всего разнести по углам (чуть позади места прослушивания), на высоте примерно 40-50 см выше головы слушателя. Вообще, к такого рода акустике всегда прилагается инструкция изготовителя, однако если говорить в общих чертах, то дипольные АС рекомендуются к установке в качестве тыловых каналов при недостатке пространства позади зоны прослушивания (когда организация театра формата 7.1 вообще невозможна). В таких условиях наиболее обоснованным решением является использование систем, встроенных в стену или потолок. Если же вы не испытываете дефицита в свободном пространстве, лучше не связывайтесь с дипольными АС. поскольку они по сравнению с однонаправленными более капризны в вопросе размещения.

И, напоследок, хотелось бы выдать несколько тирад товарищам, склонным доверять установку АС дизайнерам по интерьерам. Самое главное в расстановке колонок по комнате – это благозвучность и красота музыки, а не прекрасный вид деревянных акустических «ящиков». Так что, прежде чем меблировать и украшать комнату, которая впоследствии примет на себя роль зала для “кина по выходным”, стоит задуматься, где и как будут расположены АС домашнего кинотеатра. А уж потом только, с учетом «притязаний акустики», подбирать остальную обстановку.

В противном случае получится не театр, а черт-те что! Ну, а если вы сами не в состоянии спроектировать полноценную систему звучания, пригласите для этого специально обученного инсталлятора кинотеатров, имеющего, кстати, некоторые представления не только о звуке, но и об эстетике. Так что дерзайте, все в ваших руках!

 

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?