Есть расхожее мнение, согласно которому подавляющее большинство пользователей Microsoft Office постоянно работает от силы с 20% возможностей этого пакета. И для того, чтобы работать эффективней достаточно просто углубленно изучить возможности привычных инструментов. Новейшая версия MS Office как раз во многом отличается от предшественниц не столько количеством новых инструментов – их там и так предостаточно, сколько повышенным вниманием к их доступности, извлечением уже имеющихся продвинутых опций на свет божий, поближе к вниманию пользователей. Тем не менее, мы поговорим именно про полезные программы-дополнения к «Офису», способные повысить качество вашей работы и творчества.
Изготовление «офисных» дополнений – жанр специфический. Офисный пакет – это рабочий инструмент, вряд ли его запускают для развлечения. Соответственно, дополнения должны обязательно решать конкретные задачи, и не отвлекать человека от работы. Одна из новинок Office 2013 – подключаемые приложения (Apps), распространяемые централизованно, через магазин приложений Office. С точки зрения разработчика самое, пожалуй, важное нововведение – это общий формат дополнений как для традиционного, локального «Офиса», так и для облачного пакета Office Web Apps.
Все приложения разделены на три типа: выполненные в виде боковой панели (области задач), приложения, с помощью которых можно внедрять непосредственно в документ данные, получаемые из внешних интернет-источников, а также отдельный тип приложений для Outlook, тесно связанный с сервисами Exchange Server 2013. Устанавливаемые приложения привязываются к вашей онлайновой учетной записи Office. После установки найти приложения можно на вкладке «Вставка», пункт «Приложения для Office». Данный пункт будет активен только в документах современных форматах, при работе в режиме совместимости дополнения недоступны.
Официальный магазин приложений Office функционирует уже несколько месяцев, Office 2013 вовсю продается – самое время заглянуть на виртуальные прилавки.
А вот там пока явно негусто, хотя присутствуют как бесплатные, так и платные приложения. В магазине пока превалируют приложения, связанные с подключением различных англоязычных словарей или шаблонов документов. Привет локальным словарям – без постоянного онлайна такие дополнения работать не будут. Целая группа приложений Office так или иначе связаны с поиском контента в Сети и его быстрым добавлением в редактируемые документы.
В Office 2013, кто бы сомневался, уже встроен поиск от Bing. Если вы не разделяете оптимизма Microsoft по поводу возможностей их интернет-поисковика, можно поставить приложение Search The Web. Оно работает с Google и умеет искать по вебу и картинкам. Не очень, правда, удобно, что найденные материалы нельзя сразу же добавить в свой документ: щелчки по ссылкам просто открывают их в Internet Explorer. Аналогичным образом работает приложение Imagr, которое предназначено для поиска по ключевым словам фотоснимков, хранящихся на Flickr. Как и Search the Web, данное приложение располагается в боковой панели. Специфический недостаток – своеобразная обработка кириллицы – результаты есть, но их аномально мало.
Некоторые приложения предлагают иллюстрировать документы Office различными вспомогательными объектами – от генерируемого на основе текста документа «облака тегов» (LinguLab WordCount). Доступно сразу несколько коммерческих решений для организации совместной работы Office и онлайновых редакторов диаграмм (Gliffy Diagrams, Lucidchart). Полезным, правда, в узком деловом сегменте может стать приложение ConnectCode Barcode Fonts Encoder. С его помощью можно генерировать штрих-коды различных стандартов непосредственно в Office. Для корректной работы может понадобится установка дополнительных шрифтов, которые также бесплатно предлагаются на сайте разработчика приложения.
В целом от официального магазина приложений Office 2013 пока остается неважное впечатление. Большинство предлагаемых приложений тянут больше на звание демонстраторов технологий, чем на действительно продуманные продукты. Действительно доработанные приложения практически все платные. И даже среди них инструментов, которые можно было бы с чистой совестью назвать «Killer Apps», лично я пока не обнаружил. Увы и ах.
Однако жизнь есть и за пределами официального магазина приложений. Отлично демонстрирует это такая программа, как Extendoffice Office Tab (www.extendoffice.com). Устанавливается она как самостоятельное приложение. Это, пожалуй, самое полезное и мощное дополнение, работающее с интерфейсом пакета Microsoft Office. Немаловажное обстоятельство – приложение снабжено пусть местами корявеньким, но практически полным переводом интерфейса на русский язык. Данное дополнение уже имеет свою историю и благополучно работало в предыдущих версиях Office. Обновленная версия приложения теперь совместима с новейшим выпуском «Офиса». Инсталлятор, кстати говоря, у них общий, выбрать версию Office можно прямо в ходе установки.
Идея дополнения проста и эффективна. Если вам приходится постоянно работать сразу с несколькими документами, использование отдельных окон документов становится неудобным. Да, в современных Windows вообще и в Office 2013 в частности, конечно, есть стандартная опция размещения рядом двух окон, но что делать, когда их гораздо больше? Аналогичную проблему уже давно и успешно решили разработчики браузеров, используя вместо открытия новых окон вкладки. Они стали неотъемлемой частью интерфейса всех современных успешных браузеров, можно было видеть их и в других офисных пакетах, например, от Lotus. Приложение Office Tab внедряет аналогичный подход в офисный пакет Microsoft.
Предлагается несколько версий Office Tab. Бесплатная для некоммерческого использования версия работает только с предыдущими версиями Office (2003-2010) и поддерживает только три основных приложения пакета: Word, Excel и PowerPoint. Если вы хотите использовать дополнение с Office 2013, придётся раскошелиться на лицензию – тестовая версия работает один месяц. Есть и расширенная Enterprise-версия, которая умеет работать и с другими редакторами: Access, Publisher, Project и Visio. Кроме того, дополнения для отдельных приложений Office можно приобретать отдельно.
Использование Office Tab понятно и интуитивно – все новые документы открываются не в новых окнах, а во вкладках. Можно переключаться между вкладками, создавать новые документы кнопкой открытия новой вкладки. Управлять поведением дополнения в версии Office Tab для Office 2013 можно посредством специальной централизованной панели настроек. В контекстном меню вкладок Office Tab также есть несколько полезных мелочей в духе быстрого сохранения всех открытых в данный момент документов или открытия папки открытого документа.
Закладки могут располагаться как горизонтально, как в браузерах, так и в боковой панели Office. Второй вариант поначалу кажется слишком тяжеловесным и занимающим много места на экране, однако есть нюанс. Дело в том, что горизонтальная линейка при своей относительной компактности всегда находится на экране. А вот боковую панель можно быстро скрывать, да и вкладок на ней помещается гораздо больше. Так что если вы открываете одновременно действительно много документов, да ещё пользуетесь широкоформатным монитором, боковая панель на практике оказывается предпочтительнее.
Когда мне приходилось работать с Office Tab для предыдущих версий Office, одно из немногих неудобств было связано с нетривиальностью открытия двух документов рядом, например, для сравнения. В версии для Office 2013 все проще. В настройках приложения появился пункт «Многооконный режим».
При его активации новые документы будут открываться в новых окнах, при этом в них сохраняются все уже существующие вкладки Office Tab – как раз удобно для параллельной работы с несколькими документами. Остается воспользоваться стандартной опцией «Рядом», расположенной на ленте «Вид» и окна документов прекрасно выстраиваются на экране. Использование Office Tabs не мешает и другим системным инструментам, например, группировка окон документов в панели задач Windows будет работать стандартным образом.
Одним из действительно важных изменений в Office 2013 стала расширенная поддержка облачных сервисов хранения данных. Точнее – собственного сервиса Microsoft SkyDrive. Какого-либо стандартного удобного средства выбора иного «облака» для сохранения документов в Office 2013 нет, однако есть решения, позволяющие обойти это ограничение и подключить другие сервисы.
В принципе, порядок добавления сторонних сервисов к «Офису» вполне официально описан в базе знаний самой компании Microsoft (www.microsoft.com/en-us/download/details.aspx?id=35474), просто этот документ находится далеко не на самом видном месте. Так что пользоваться таким приемом можно вполне спокойно. Параметры доступных онлайновых хранилищ прописываются в реестре Windows. Соответственно, добавив туда нужную информацию можно получить доступ к вашим архивам на сервисах, отличных от стандартного SkyDrive.
Изучать и редактировать реестр вручную не обязательно. Умельцы-энтузиасты уже изготовили несколько BAT-скриптов, автоматизирующих процесс добавления в Office сервисов Dropbox и Диск Google. Взять эти скрипты можно, например, здесь: www.hongkiat.com/blog/dropbox-google-drive-to-office-2013/. Предполагается, что клиенты данных сервисов уже установлены и настроены на вашем компьютере. Скрипты обрабатывают реестр Windows версий 7 и 8. Этими файлами, кстати, вполне можно воспользоваться как образцами для изготовления собственных скриптов для других сетевых сервисов.