Ближе к началу января в Сети появилась первая статистика за авторством различных аналитических организаций относительно того, как себя чувствовали в минувшем году основные высокотехнологичные рынки, а также были опубликованы прогнозы на их (рынков) развитие в 2005 году. Несмотря на то что статистика за прошлый год и тем более прогнозы на следующий порой существенно отличаются от действительного положения вещей, лучше уж такая информация, чем никакой. Наиболее интересные для нас рынки из числа тех, информация по которым уже обнародована, — ноутбуки, мобильные телефоны и цифровые камеры.
Цифровые камеры
В принципе, весь прошлый год дела у производителей ЦФК шли очень даже ничего. За год по всему миру было продано около 60 миллионов этих ценных устройств, то есть почти на 40 процентов больше, чем в 2003 году. И это, между прочим, без учета компонентов, поставленных производителям сотовых телефонов для встраиваемых в трубки ЦФК!
Однако нельзя не отметить, что, как это часто бывает, в конце позапрошлого года аналитики, настойчиво обещавшие практически моментальную гибель аналогового фото, несколько погорячились с прогнозами. Нет, безусловно, жить «аналогу» стало заметно грустнее, но окончательно от него народ пока отказаться не готов, главным образом потому, что далеко не везде в мире есть соответствующая инфраструктура для беспроблемной печати цифровых фотографий. Ну и цены на ЦФК пока еще относительно высоки для многих, особенно по сравнению со стоимостью простой мыльницы, которую сейчас можно приобрести и за 15 долларов…
Как считают аналитики, в текущем году произойдет дальнейший рост продаж цифровиков — еще как минимум на 21 процент, правда, преимущественно за счет развивающихся рынков, где уровень проникновения «цифры» в массы пока еще невысок по описанным выше причинам. Увеличение же продаж на развитых рынках измеряется такими величинами, что они вполне вписываются в погрешность статистических вычислений. То есть, может быть, там вовсе и нет никакого роста…
Впрочем, цены на всю цифровую продукцию падают с такой скоростью, что, возможно, общий годовой ритм продаж будет более интенсивным, чем предполагается, особенно за счет продукции малоизвестных на мировым рынке брендов (преимущественно азиатских). Лидеры отрасли вынуждены проводить очень четкую корреляцию уровней производства своей продукции и спроса на нее, так как у них есть некий заданный минимум проданных устройств, без достижения которого инвестиции в разработку нынешнего поколения девайсов просто не окупятся.
Как следствие, ряд крупных компаний объявили о возможном сокращении объемов производства: боятся, что на рынке может случиться перенасыщение и из-за этого цены окончательно рухнут. А производители второго эшелона, которые не обременяли себя инвестициями в R & D, просто обязаны воспользоваться ситуацией. Делаем выводы и ожидаем появления в продаже крайне дешевых ЦФК от очень странных производителей, причем в таких устройствах, вероятно, будут использованы решения, разработанные теми самыми лидерами отрасли, что задумались о сокращении объемов производства. Такая вот рыночная несправедливость.
Ноутбуки
Продавцам и производителям ноутбуков весь прошедший год была радость. На развитых рынках продажи шли согласно планам, а вот развивающиеся показали себя очень хорошо. Особенно отличились регион EMEA (рост продаж составил около 35 процентов) в целом и Россия в частности: на ее территории, по разным оценкам, мобильных систем по сравнению с прошлым годом было продано на 80-170 процентов больше (возможно, разброс полярных оценок еще больше, но я привел те, которые мне попадались в Сети). То, что данные различных аналитических организаций расходятся столь значительно, говорит в равной степени о непрозрачности нашего рынка и о пользе подобного рода экспертных оценок в целом.
По-хорошему, уже нужно заводить специальных экспертов, чтобы они давали экспертные оценки экспертных оценок, но это сложно и дорого. Впрочем, я отвлекся. На данный момент структура мирового парка персональных компьютеров такова: 60 процентов — это настольные компьютеры, 40 процентов — мобильные системы. Хотя производителям ноутбуков грех жаловаться, темпы роста могли бы быть еще более впечатляющими, если бы мобильные ПК сравнялись с персональными компьютерами либо по стоимости, либо по функциональности. Также, я думаю, никто не стал бы возражать, если бы концепция модульной системы (каковой, в сущности, ноутбук и является) была реализована более явно и ноутбуки можно было модернизировать в домашних условиях, как классические ПК.
Впрочем, апгрейд ПК интересует далеко не всех. Рынок SOHO на сегодняшний день созрел для перехода на сочетание «ноутбуки + WiFi», которое позволяет избежать фантастического количества проблем и трудозатрат при организации деятельности офиса. Сочетание мобильности с беспроводными технологиями крупный бизнес в целом тоже воспринял благосклонно, и сейчас во многих крупных компаниях целые отделы пересаживают на ноутбуки.
В наступившем году доля ноутбуков от общего числа ПК будет, естественно, увеличиваться, ну а какими темпами, зависит исключительно от того, приобретут ли ноутбуки дополнительные, привлекательные для потребителя свойства, вроде упавшей в три раза цены и / или непромокаемости. Времена, когда ноутбук покупали просто потому, что он ноутбук, закончились, и те производители, которые первыми среагируют на изменения в потребительском спросе, имеют все шансы вырваться в лидеры этого рынка.
Сотовые телефоны
Год во всех отношениях был удачным. Так уж совпало, но в 2004 году одновременно наблюдался взрывной рост количества абонентов мобильной связи на развивающихся рынках и пик процесса обновления сотовых телефонов на рынках развитых. Как следствие, в общей сложности за год по всему миру было продано почти семьсот миллионов трубок, причем из них двести миллионов ушли в руки покупателей только за последний квартал.
А вот перспективы на текущий год довольно кислые. Господа из авторитетной организации под названием Strategy Analytics уверены, что можно ожидать роста продаж в лучшем случае процентов на восемь по сравнению с прошлым годом. А что делать — цикл замены трубок заканчивается, прирост абонентской базы на новых рынках тоже замедляется, поскольку постепенно люди, у которых еще нет мобильника, но которые хотели бы его приобрести, тоже э-э… заканчиваются.
Вероятно, в течение следующих нескольких лет мы будет наблюдать бурное развитие сферы услуг с использованием мобильных телефонов. Впрочем, во многом интенсивность этого процесса зависит от того, когда именно на руках у населения окажется критическая масса «продвинутых» аппаратов. В 2005 году постепенно начнет повышаться популярность смартфонов. Вызвано это в первую очередь тем, что как раз сейчас на рынке начинают появляться модели, более или менее адекватные по соотношению «функциональность / цена».
В их скорейшем распространении заинтересованы все — и производители и потребители, поэтому если первые правильно поймут пожелания последних, то все будет хорошо и продавцам мобильных услуг удастся заработать (для справки: по некоторым данным, оборот рынка сервисов, сопутствующих мобильной связи, в России в 2004 году составил около трехсот миллионов долларов).
Правда, у нас сейчас распространены наименее интеллектуальные из существующих в мире сервисов. Нельзя же считать возможность скачать себе midi-вариант потрясающей своими художественными достоинствами песни «Черный бумер» за два доллара интеллектуальной услугой, правда? Скорее, нечто противоположное… Но будем надеяться, что это явление временное и что поставщики контента предложат нам что-нибудь менее идиотское, чем возможность получать стишки непристойного содержания по SMS. По полдоллара за штуку.
По поводу всего вышесказанного не могу не упомянуть об одном любопытном рассуждении, которое я нашел на форуме, где общаются преимущественно разработчики из одного интернационального технологического концерна. Там бытует мнение, что уже через несколько лет цифровые фотокамеры, сотовые телефоны и ноутбуки (именно эти три класса современной техники участники форума считают базовыми) окончательно интегрируются, причем сохранится функциональность каждого из них.
На выходе мы получим некое универсальное устройство, предназначенное для приема, произвольной обработки и передачи любой цифровой информации. Разумеется, по дороге надо будет решить еще ряд очень нетривиальных задач (в конце концов, кто-нибудь изобретет устройство ввода данных, не требующее стола и клавиатуры и при этом не менее удобное?!), но сама идея, несомненно, хороша. Хотя лично у меня прогнозы экспертов в последнее время вызывают очень смешанные чувства…
Remo