13 лет назад 30 июня 2011 в 0:09 2223

Нынешние бабушки и дедушки, не испытавшие на себе «прелестей» склероза, еще помнят, как выглядели граммофон, патефон и катушки с лентой. Но большинству менее пожилых гражданам не удалось застать этого симпатичного ретро вовсе.

А еще были громоздкие кассетные магнитофоны. У меня до сих пор стоит дома такой и прекрасно заполняет пространство на тумбочке, зазывая к себе мириады пылинок, чему последние несказанно рады. Последний раз я включал его лет пять назад, да и то вроде случайно локтем задел во время уборки. А когда-то мой папа стоял в очереди за ним полдня и тащил потом эту махину с другого конца Москвы. Появление кассетных плееров несказанно обрадовало всех меломанов – теперь они могли слушать музыку где угодно, не напрягая свои спины тяжелой аппаратурой. Более того, надев наушники, можно было стоять в очереди с вечно недовольными старушками в поликлинике, наслаждаться творчеством любимого ВИА (смайл) и при этом не видеть неодобрительных взглядов с просьбой сделать потише.

Время шло, и у кассетников стали проявляться недостатки, да и качество их изготовления заметно падало. Они потребляли много энергии, и на батарейки порой уходило больше денег, чем на носители музыки. Технически подкованные слушатели вставляли карандаш в кассету и перематывали ее вручную, экономя «топливо», но все равно кассетник долго работать не мог: физику электромотора, протягивающего ленту, не обманешь. Мода на хождение с наушниками иногда приводила к тому, что бабушкины изумруды и золотые кольца оказывались заложенными в ломбард, и одновременно у юного аудиофила появлялась кассета с десятком новых песен и целая коробка батареек. Такой юнец-авантюрист никогда бы не поверил, что через каких-нибудь десять лет его плеер будет вмещать тысячи мелодий, заряжаться от розетки и обходиться без «пищи» целую неделю.

Век пластмассовых коробочек с магнитной лентой оказался недолог, ибо нахлынули CD-плееры, вначале, как и кассетники, стационарные, а спустя несколько лет и портативные. Эти плоские красавцы стали аккуратнее расходовать энергию, но коробки с кассетами пришлось отправить на антресоли и с нуля собирать новую коллекцию, уже из дисков. Зато теперь поиск песен на альбоме упростился донельзя: выбрал номер нужного трека и сиди, слушай то, что хочешь. А благодаря прочному корпусу «сидишник» и от смерти мог спасти (смотри фильм «Брат»). Но и у этих плееров были свои минусы. Они помещались не в каждый карман, а количество песен на диске редко превышало 15.

Очень кстати пришлись плееры с возможностью прослушивания сжатого MP3-аудио, но они появились далеко не сразу после «сидишных». В 2000 году Kenwood разработала портативный CD-плеер DPC-MP727, который мог проигрывать CD с WMA-файлами, а в 2001 году Rio представила Volt – комбинированный портативный CD-плеер, поддерживающий воспроизведение как AudioCD, так и дисков с MP3-файлами. Можно было использовать простой список песен в формате M3U, но плееры с жестким диском и флэш-памятью, увидевшие свет почти одновременно с эмпэтришными, оказались все равно лучше.

Покупатели с энтузиазмом встретили новинки, позволяющие носить с собой один диск, содержащий более сотни треков. На тот момент всем казалось, что ничего совершеннее и придумать невозможно. Но великий закон развития и совершенствования техники пошел иным путем. Блестящие диски и CD-плееры очень скоро были забыты точно так же, как проигрыватели кассет, с той лишь разницей, что для того, чтобы сейчас прослушать музыку с оптического носителя, не нужно искать подходящий магнитофон. А дольше всего кассеты и CD-диски продержались в автомобильном аудио, практически до настоящего времени, но это уже не наша область.

Слушай музыку без кассет и дисков
В 1998 году южнокорейская компания Saehan Information Systems выпускает странный плеер Eiger Labs MPMan F10: в него нельзя вставить ни кассету, ни диск, тем не менее можно услышать музыку из наушников, едва нажав на кнопку Play. Проигрыватель считывал музыку из собственной памяти. Правда, ее было всего лишь 32 Мбайт, что соответствовало примерно восьми трекам. Работать девайс мог с файлами формата MP3, битрейт которых не превышал 128 Кбайт/с. В этом же году вышел плеер Rio PMP300 от Diamond Multimedia, который произвел большой фурор, так как имел слот SmartMedia (у Eiger он появился во втором поколении плееров F20). Но в целом эти модели были громоздкими и дорогими, поэтому не нашли отклика в душах покупателей.

В 1999 году выходит медиаплеер RCA Lyra, который умеет воспроизводить песни не только в MP3, но и в формате Real Network G2. Все первые плееры использовали встроенную флэш-память (32 или 64 Мбайт) и подключались не через USB, а через параллельный порт. Они работали на стандартных батарейках типа AA, а не на встроенных аккумуляторах. Все изменилось, когда стали появляться плееры с жесткими дисками.

Первый плеер с винчестером увидел свет в конце 1999 года и назывался Personal JukeBox, его представила компания Hango, а затем, по лицензии, фирма Compaq. PJB-100 обладал антишоковым буфером и мог вместить тысячу треков на харде емкостью 4,8 Гбайт. Это был пухлый черный плеер с экраном для навигации как по альбомам, так и по отдельным трекам. «Толстячок» совершил очередную революцию в мире персонального аудио. Но он был тяжел и стоил $800. Плеер Creative Nomad Jukebox емкостью 6 Гбайт вышел в сентябре 2000 года. Он весил все еще немало, около 450 г, но выглядел уже как портативный CD-плеер и стоил дешевле – $500. С его помощью можно было проигрывать WAV-файлы, а обновление прошивки позволяло также слушать файлы в «майкрософтовском» формате WMA.

Высокая цена и меньшее удобство привели к тому, что съемные носители так и не стали популярными в MP3-плеерах. Фирма I2Go разработала проигрыватель на основе миниатюрного жесткого диска IBM MicroDrive. В MP3-плеер по размерам не больше традиционного флэш-плеера можно было вставить даже два накопителя MicroDrive по 1 Гбайт каждый, но пришлось бы потратить $2000. Компания Iomega применила тот же подход в девайсах HipZip, оснащавшихся менее дорогими носителями Click на 40 Мбайт (в дальнейшем переименованными в PocketZip) стоимостью в $10 каждый. Плееры HipZip воспроизводили аудиофайлы форматов WMA, AAC и MP3. Проблема заключалась в следующем: несмотря на то что технически было возможно сделать носители емкостью 60 или 80 Мбайт, Iomega предпочла 40 Мбайт, чтобы они лучше раскупались. Не учли только один важный момент – что записать 60 мин. музыки на диск емкостью 40 Мбайт без ощутимой потери качества звучания невозможно.

Sony разработала свой первый цифровой музыкальный плеер в 2000 году, но он еще не носил гордое имя Walkman и не умел воспроизводить MP3-файлы. Плеер MC-P10 Music Clip понимал только собственный формат ATRAC, и MP3-треки приходилось перекодировать. Этот же фирменный кодек использовался MiniDisc-плеерами (и всеми музыкальными устройствами Sony до появления телефонов Sony Ericsson Walkman). Вскоре плеер был переименован в Memory Stick Walkman и получил слот для флэш-карточек Memory Stick, но по-прежнему воспроизводил только ATRAC-файлы. В 2001 году компания Nike представила свой первый спортивный проигрыватель Nike PSA Play – легкий флэш-плеер с крупными кнопками, наручным держателем и неопреновым чехлом. И в этом же году Intel выпустила первый MP3-плеер с объемом памяти 128 Мбайт – Pocket Concert, но продавался он недолго. Все изменилось, когда в октябре 2001 года Apple анонсировала первый пятигигабайтный iPod.

Стильный отсек для музыки
Десять лет назад рынок цифровых видео- и фотокамер был перенасыщен. Специалисты компании Apple поняли, что лучше не стоит бодаться с титанами вроде Canon и Nikon, и решили попробовать застолбить участочек в мире портативного аудио. Цель была простой: создать ни на что не похожее персональное устройство, или, как мы сейчас говорим, гаджет. Руководить разработкой взялся лично Стив Джобс (Steve Jobs). Нанятый компанией копирайтер Винни Чико (Vinnie Chieco) перед дебютом плеера в 2001 году сконцентрировался на идее создания названия, связывающего девайс с компьютером Macintosh. Он искал вдохновение в разнообразных сферах, пока не дошел до концепции космического корабля. Человек может покинуть его, но рано или поздно вынужден будет вернуться. «Голая» пластиковая лицевая панель прототипа привнесла окончательный элемент – «pod» (англ. «кокон», «отделяемый отсек»). Осталось добавить «i», и связь с iMac была готова. Дизайном плеера занимался Джонатан Пол Айв (Jonathan Paul Ive).

Внешне первый «Айпод» был похож на своего правнука iPod classic, но колесо управления Click Wheel в те времена было механическим, а все функциональные кнопки располагались по его периметру. Это была симпатичная модель, отвечавшая требованиям того времени. В относительно небольшом объеме помещался жесткий диск в 5 Гбайт, а позже вышла версия с 10 Гбайт. iPod мог воспроизводить сжатые и несжатые файлы различных форматов: WAV, AIFF, MP3, AAC. Дисплей был монохромным. Что немаловажно, малыш мог работать без подзарядки до 12 ч. Правда, был один серьезный минус.

Проигрыватель имел файловую систему HFS, не совместимую с PC-компьютерами, и только владельцы «Макинтошей» могли полноценно пользоваться чудо-плеером. Но сотрудники Apple недолго раздумывали над проблемой: уже в июле 2002 года вышел iPod второго поколения, в котором стала применяться система FAT-32, знакомая всем обладателям традиционных «виндовых» ПК. Но, опять-таки, владельцев PC немного урезали в правах, ибо удобного и заточенного под iPod проигрывателя iTunes для PC-компов по-прежнему не существовало. Заменителем iTunes было приложение Jukebox for Windows. А еще в «Айподах» второго поколения появилось знаменитое сенсорное колесо управления, равного которому по эргономике нет, пожалуй, до сих пор.

В апреле 2003 года вышло третье поколение iPod, в котором добавилась возможность синхронизации через USB-порт (до этого был интерфейс FireWire). А в январе 2004 года на международной выставке MacWorld Стив Джобс представил новую модель семейства плееров iPod mini, где использовался носитель Hitachi Microdrive объемом 4 Гбайт, позволивший уменьшить проигрыватель до толщины 13 мм и снизить его вес до 103 г. Впервые Apple предложила девайсы в корпусах нескольких цветовых оттенков: меломаны и меломанки (смайл) могли выбрать себе голубой, розовый, зеленый, серебряный или даже золотой iPod.

В 2005 году выходит iPod photo, разительно отличавшийся от своих старших братьев наличием цветного дисплея (65 000 цветов). Теперь на нем можно было просматривать фотографии и картинки, а также подключить к телевизору при помощи кабеля S-Video для проигрывания музыки под слайд-шоу из собственных снимков. Благодаря специальному кабелю появилась возможность скидывать изображения из фотоаппарата на iPod без какого-либо сжатия. Это была крайне удобная опция для всех продвинутых фотографов. Одновременно емкость винчестера была увеличена до 60 Гбайт, а время работы – до 16 ч.

В том же году Стив Джобс, который уже, казалось, забыл о том, что существует флэш-память, выпустил новую модель плеера. Этот миниатюрный девайс вообще не был оснащен экраном, ни цветным, ни черно-белым. Он назывался iPod shuffle и стал прекрасным подарком для всех, кто любит слушать треки в произвольном порядке. После iPod video вышел его двойняшка iPod classic в 2007 году. Последняя версия iPod classic вмещает в себя 160 Гбайт контента при весе 162 г, а время воспроизведения аудио достигает 40 ч. Десять лет назад такое трудно было даже себе представить.

Осенью 2005 появляется плеер, совместивший в себе функции iPod photo и iPod shuffle, – iPod nano. Эта кроха выходила в трех вариантах: в распоряжении пользователя могли оказаться 1, 2 или 4 Гбайт флэш-памяти. Во втором поколении iPod nano появилась версия с 8 Гбайт. Nano третьего поколения стал еще меньше, но обзавелся дисплеем в 2″ с разрешением 320 x 240 точек, что дало возможность проигрывать на нем и видеофайлы. В четвертом поколении iPod nano появился акселерометр, а в пятом – диктофон, радио, видеокамера, шагомер и внешний динамик. Шестое поколение nano, вышедшее в сентябре 2010 года, стало, пожалуй, самым революционным. Теперь этот плеер уменьшился, по сути, до размеров квадратного сенсорного ЖК-дисплея с разрешением 240 х 240 пикс. Причем объем доступного пространства в нем – 8 или 16 Гбайт.

В сентябре 2007 года (уже после выхода iPhone) Стив Джобс представил iPod touch, за основу внешнего вида которого был взят «Айфон», только, в отличие от телефона, он имеет более короткий и тонкий корпус. От других «Айподов» его отличает 3,5-дюймовый широкоформатный мультисенсорный экран, наличие Wi-Fi, а также камеры с лицевой стороны и на задней панели. За неполные десять лет Apple практически с нуля умудрилась построить целый рынок товаров в области портативных аудиоустройств. И сейчас три четверти продаж подобных девайсов в США приходится именно на гаджеты компании Стива Джобса.

Что нас ждет впереди
«Айпод» является символом двухтысячных, точно так же, как «тетрис» и «Денди» были своеобразным символом девяностых. Прогресс техники налицо. Конечно, «Айпод» не единственный музыкальный девайс, но ни одна компания за последние годы не смогла создать ничего, что могло бы потеснить на рынке плеер с яблоком. Брались за это и фирмы-одиночки вроде Creative, Samsung и Dell, и альянсы крупных корпораций, например Toshiba и Microsoft. Последняя выпустила, пожалуй, наиболее раскрученного «убийцу» «Айпода» Zune, но на деле покушения не получилось, и iPod ничуть не были подвинуты с рынка. Единственные плюсы конкурентов «яблочных» плееров – возможность свободного копирования композиций и изображений, а также чуть более низкая цена. А по качеству звучания портативного аудио iPod так и остается лучшим.

Таково состояние музыкальных плееров на данный момент. И грань между MP3-плеерами и мобильными телефонами потихоньку стирается. Стив Джобс еще четыре года назад, демонстрируя первый iPhone, говорил, что давно мечтал создать девайс, который совместил бы в себе все. В самых современных моделях есть Wi-Fi, фото- и видеокамеры, которые могут делать снимки на уровне приличных цифровых любительских фотоаппаратов.

Читателям наверняка интересно, какими же будут плееры через несколько лет. Техника развивается с невероятной скоростью, и нас может ждать много всего неожиданного. Есть мнение, что через десять лет музыкальный плеер сможет хранить музыку, выпущенную когда-либо за всю историю человечества. Возможно, плееры так и будут продаваться с полной аудиотекой, подобно современным е-ридерам, при покупке которых пользователь получает целую библиотеку оцифрованных книг.

Если говорить о внешнем виде устройств, то совершенно точно, что они не будут увеличиваться в размерах. Да и уменьшаться тоже. Ведь последний iPod shuffle уже представляет собой крошечный квадратик 30 x 30 мм и весит всего 12 г. Если плееры и дальше будут такими, то нам придется использовать напальчники с иголочками на концах либо, может быть, homo sapiens эволюционирует, и появится новый вид людей с утонченными пальцами – или как они там будут называться. А может, по внешнему виду девайсы станут напоминать популярные аксессуары или украшения, например, появится проигрыватель в форме кольца. Так, альтернативную версию плеера предложил дизайнер Гопинас Прасан (Gopinath Prasana). Эта футуристическая модель выглядит как браслет, который оснащен системой управления Multitouch. О проводных наушниках можно начать забывать уже сейчас, ведь звук все чаще передается при помощи беспроводных технологий. UP

История славного «ходячего человечка»
Первый сине-серебристый аппарат под названием Walkman (модель TPS-L2) появился в продаже в Японии 1 июля 1979 года. Но его создатели недолго морщили лоб. Они не стали делать что-то сверхновое, а просто доработали диктофон Pressman TCM-600: компактные кассеты были известны еще с шестидесятых. Следующая модель, Walkman WM-2, была серьезно изменена. Мотор, пассики, головку перенесли в крышку, за счет чего плеер стал значительно меньше. Повысилось и качество модели в целом. Таких «уокменов» по всему миру продали около 2 млн штук.
Sony WM-7 стала первой моделью, содержащей все функции продвинутого плеера. Управление было электронным, с помощью кнопок на торце либо со специального проводного пульта. Это также первый Walkman с автореверсом, причем в данной модели использовано целых три мотора: два для воспроизведения в ту или другую сторону и еще один – для перемотки. Появилась и кнопка Hold, исключающая случайное нажатие.

На тот момент Sony WM-10 слыл самым тонким плеером. Он был тоньше, чем кассета. Желающий ее вставить должен был выдвинуть крышку вниз, тем самым увеличив размеры.
В некоторых устройствах также имелась и возможность записи. Профессиональной версией Sony Walkman, делающей запись на кассеты, был Walkman Professional WM-D6C. Он был выпущен в 1984 году и был сопоставим по качеству записи и воспроизведения со многими стационарными магнитофонами. Затем вышел Sony WM-35 – самый первый водонепроницаемый плеер в мире. И Sony WM-F107 – первый плеер с солнечной батареей. Правда, энергии солнца не хватало для того, чтобы избавиться от батареек совсем, но при полностью севшем аккумуляторе можно было послушать радио ярким солнечным днем. В 1989 году в честь юбилея бренда Sony Walkman был выпущен плеер WM-701, в котором было реализовано электронное управление с пульта. Он долго работал от батареи и был крепким благодаря металлическому корпусу.

Казалось, дальше уже нельзя совершенствовать кассетные плееры: компакт-диски стали вытеснять кассетный Walkman, который в своем роде достиг технологических вершин (а, на минуточку, первый портативный CD-проигрыватель Discman D-50 от Sony вышел в 1984 году). Но Sony упорно продолжала изготавливать свои кассетники. В Японии последняя партия кассетных плееров была выпущена в апреле 2010-го, после чего производство этих некогда популярных устройств полностью прекратилось. Но марка Walkman не отошла в мир иной, а прекрасно себя чувствует, уже под крылом Sony Ericsson: мобильные телефоны со знакомым логотипом отлично справляются с воспроизведением музыки.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?