Снова на наших страницах битва графических акселераторов, запах поджариваемого попкорна разносится по окрестностям. Все правильно, посмотреть есть на что. Пока крутятся бенчмарки, можно съесть не одно ведро воздушной кукурузы.
Сталкивать лбами кого попало в нашем журнале не принято, уж если в одном материале две и более железки, значит, рассматривается такой вариант: простой обыватель, выбирая тот или иной прибабах для своего компьютера, оказался в положении «деньги есть, знать бы, что купить».
Sapphire FleX HD 7870 GHz Edition. Поддерживает многомониторные конфигурации (FleX), немного разогнана на заводе, оснащена высокоэффективной системой охлаждения. Конфета!
Давайте смоделируем ситуацию, когда нужно приобрести не самую крутую (читай – дорогую) видеокарту, но такую, чтобы «все летало» еще пару лет. Детище NVIDIA с чипом GK 104 и индексом GTX 670 у нас на тестах уже бывало, хотя, если быть точным, в том обзоре участвовал нереференсный вариант с видоизмененным охлаждением. А вот AMD Radeon HD 7870 в тестлаб к нам еще не залетала. По цене и позиционированию эти продукты являются прямыми конкурентами. Битве быть.
В красном углу – двухвентиляторная красотка Sapphire FleX HD 7870 GHz Edition. Две приставки в названии карты обещает нам как заводской разгон, так и активную поддержку мультимониторных конфигураций. На самом же деле факт разгона для нас не очень важен. Мониторов у нас тоже немного, всего один.
А вот видоизмененная система охлаждения придется как нельзя кстати. В зеленом углу ринга – Manli GeForce GTX 670, которую пока что сложно найти в продаже, однако она является полной копией референсной карты NVIDIA. Сосредоточимся на главном. Производительность, температура, шум. Конечно же, выберем ту карту, в которой все характеристики сочетаются наилучшим образом. Раунд первый. Гонг.
Ради чего нам Radeon
Sapphire всегда славилась хорошими картами на базе «красных» чипов, в свое время видюхи ATI лично у меня прямо ассоциировались с именем этой компании. Отношение мое не изменилось, потому что за долгое время данный вендор никаким продуктом меня не огорчил, а к картам серии Toxic я вообще испытываю глубокую симпатию. AMD Radeon HD 7870 от Sapphire в версии Toxic пока что не вышла, и пока о таком исполнении карты у меня нет информации, но давайте изучим охлаждение видюхи серии FleX повнимательнее и посмотрим, чем нас порадовали.
На кристалл видеочипа на четыре винта посажен медный радиатор. Нельзя сказать, что весь он выполнен из одного металла, но пластина, контактирующая непосредственно с кремнием, явно медная. Подошва довольно грубо обработана, но обильно смазана термопастой, отпечаток которой после демонтажа «болванки» выглядит равномерным. В основание запрессованы четыре медные теплотрубки, пара из которых 6-миллиметровые, а еще две пожирнее, и толщина их составляет 8 мм.
Трубки запаяны, загнуты буквой «П», а на них нанизаны 43 длинных ребра охлаждения, вырезанных непонятно из чего, похожего на сталь. Ребра не разделены на секции, поэтому получается неплохая площадь рассеяния, хотя высота ребер в некоторых местах всего 5 мм (она варьируется в зависимости от рельефа карты и наличия выступающих деталей), будем надеяться, что при общей длине около 225 мм им удастся эффективно охладить карту, без шуму и пыли.
Пара размашистых вентиляторов диаметром 85 мм обдувают ребра радиатора. Впрочем, нагретый воздух большей частью будет оставаться в недрах корпуса, что накладывает определенные требования к вентиляции внутри системного блока. Кроме этого на плате закреплена традиционная металлическая рамка, которая через термопрокладку отводит тепло с чипов памяти и силовых сборок элементов стабилизации напряжения.
Также имеется восемь чипов памяти по 256 Мбайт от не самого плохого производителя – Hynix. После изучения карты в разборе впечатление о ней складывается еще более благоприятное, чем когда просто смотришь на собранное изделие со стороны. Дополнительное питание подключается по схеме 2 х 6 pin PCIE. В этом обе сегодняшние соперницы почти копии друг друга, как и по объему памяти и набору видеовыходов.
Жирафу видно все
По поводу GeForce GTX 670 писать практически нечего, потому как перед нами совершенно хрестоматийная плата Manli. Все параметры вынесены в отдельную таблицу. Про компоновку этой карточки сказано уже предостаточно, а про забавное решение в виде аппендикса с турбиной охлаждения уже даже шутки сочиняют.
Сразу после выхода NVIDIA GeForce GTX 680 в кругах технарей пополз шепоток, что, мол, смахивает это все на GeForce GTX 670, на middle-end, но никак не на «топ». После же выхода 670-ки все остались довольны, получилась весьма адекватная карта по соотношению «цена-производительность». Особенно много споров было по поводу шины памяти: 256 бит не тянет на «круто», а вот для продукта классом пониже – в самый раз. А в остальном это те же ядра, что и у GTX 680, только в профиль. Но не мне судить о том, как должно быть, и, в конце концов, топовые продукты последних поколений видеокарты обоих производителей чипов очень похожи по производительности, кто бы что ни говорил.
Manli GeForce GTX 670 была первой установлена в тестовый стенд следующей конфигурации: материнская плата ASUS P9X79 Pro, процессор Intel Core i7-3820, память AMD Memory Performance Edition (2 x 4 Гбайт), кулер Prolimatech Megahalems, в качестве накопителя был взят быстрый и вместительный WD VelociRaptor WD1000DHTZ, блок питания Cougar CMX 1200.
Для меня главнейшим показателем является шум: видеокарта, особенно с референсным охлаждением, часто является источником бешеного рева. Знающие люди покупают «на вырост» мощную универсальную систему охлаждения для видеоадаптера, а потом, как только выходит новая карта, берут ее, не дожидаясь допиленных вендорами вариантов, и сами ставят большие радиаторы с теплотрубками. Здесь, конечно, также можно увлечься, потому как системы охлаждения тоже постоянно совершенствуются. Несмотря ни на что, штатная СО Manli GeForce GTX 670 (читай – NVIDIA GeForce GTX 670) получилось интересной, хоть и неоднозначной. Она довольно тихая, но не сказать чтобы сверхэффективная.
Под бубликом FurMark карта прогревается до 79° на чипе, при этом турбина вращается на половине мощности (56%), и можно сказать, что в закрытом корпусе видеокарту будет не особенно слышно на общем фоне. Мне лично это не кажется здоровым компромиссом, но в то же время все работает, а 80° не так и страшно для чипа видюхи, знавали они в свое время и более суровые условия эксплуатации. Конечно же, со временем радиатор запылится, и графики температуры уползут вверх.
Основной упор в случае с NVIDIA GeForce GTX 670 мы все же будем делать на собранные результаты тестов, потому как в продаже имеется некоторое количество этих карт с доработанными системами охлаждения, тем не менее свою долю внимания видюха получила, и мы движемся дальше.
Двойное сальто с вертушками
Про охлаждение видеокарты Sapphire FleX HD 7870 GHz Edition я подробно рассказал чуть раньше. Теперь посмотрим, как на практике эта констролябия справляется с пылом GPU. Снова разворачиваем мохнатую штуковину на весь монитор и смотрим, как температура и обороты вертушек ползут вверх. Максимальное значение, которого удалось дождаться, – 67°, и это при 2130 об/мин. Что составляет 51% от «потолка». Прекрасный результат, и в запасе остается еще очень много до того момента, как вой вентиляторов начнет давить на уши.
Кроме Sapphire FleX HD 7870 GHz Edition в продаже есть два похожих варианта карт, с такой же системой охлаждения, но на одной из них не задраны частоты, а другая не относится к FleX Edition, что, в сущности, поможет расчетливому гику купить хорошую видеокарту за умеренную цену, но я вам этого не говорил (лукавый смайл).
Если сравнивать две карты «в лоб», стоит отметить, что дроссели на Manli GeForce GTX 670 при нагрузке начинают ощутимо «подпевать». В корпусе под столом, скорее всего, все высокочастотные призвуки и останутся, не покинув его пределов, и пользователь так ничего и не услышит. У Sapphire HD 7870 никаких посторонних звуков под нагрузкой вовсе не замечено.
Игры, и не только
В игры играют все, даже очень замороченные технари, которые испытывают на своих видеокартах разные термопасты в поисках разницы в 2-3°. Чем мы хуже? Риторический вопрос. Так уж совпало, что тестировать видеокарты для сегодняшнего «ринга» мы будем на большом и очень хорошем мониторе. Широкоэранный Samsung S27B970D нам удалось буквально вырвать из рук алчных тестеров-конкурентов, материал с его обзором выйдет на страницах журнала чуть позже, а пока что я не преминул прогнать видеокарты на разрешении 2560 х 1440 в полную силу.
На такой диагонали и разрешении, вообще-то, и принято тестировать дорогие и горячие видеоадаптеры, но подобный шанс выпадает не так часто, как хотелось бы. Монитор был подключен DVI-кабелем, хотя можно было подцепиться через DisplayPort, ведь и кабель в коробке нашелся.
Набор тестовых утилит и игр был следующим: Unigine Heaven Benchmark, Futuremark 3DMark Vantage, Futuremark 3DMark 11. Эти синтетические бенчмарки, рассчитанные на селекцию «сферических коней в вакууме», гонялись на обычных пресетах, на 1920 х 1080 либо в случае с 3DMark Vantage и 3DMark 11, где мы взяли готовый пресет Performance, с разрешением 1280 х 1024.
В играх и игровых тестах никакой пощады не было, все настройки выкручивались на максимум, врубались пресеты Ultra, где только можно. В связи с тем, что монитор многопиксельный, результаты будут оригинальными, и сравнить их с результатами других видюх не получится, хотя во врезку я вынес несколько цифр, полученных на той же платформе с более дорогой картой.
В качестве нового игрового испытания была призвана игра Max Payne 3, которая после нескольких демокадров завоевала мое сердце. Правда, инсталляция этой игрушки на нашем «слабеньком» компьютере заняла около 2 ч, что поставило под сомнение дальнейшее сотрудничество с ней.
Дальше было веселее: после того как я зашел в настройки графики этой игры и начал выкручивать все параметры на самые высокие величины, строка состояния видеопамяти сообщила мне что 2048 Мбайт закончились и поиграть не получится. Неслабо, 2 Гбайт видеопамяти съедено, а выжать «полный максимум» не удалось.
В итоге было решено убавить некоторые параметры сглаживания, и это позволило ограничить аппетиты игры на отметке 1323 Мбайт. Новый лидер в номинации «Смотрите, сколько памяти я могу сожрать», Max Payne 3 определенно потребует карту из другого ценового диапазона либо монитор меньшей диагонали и настройки, допустим, «средние», что в целом не сильно снизит удовольствие, получаемое от игры.
Остальные приложения вели себя намного спокойнее и демонстрировали играбельный фреймрейт даже на таком высоком разрешении, что гарантирует вам большой запас мощности в случае использования «обычного» Full HD-монитора.
Результативная выжимка
По итогам проведенных тестов попробую подбить итог и наградить победителя. Глядя на цифры в таблице, несложно сделать вывод, что производительность Manli GeForce GTX 670 выше, чем Sapphire FleX HD 7870 GHz Edition. Следовательно, призовая банка сгущенки отправляется в штаб «зеленых». Но если разобраться, какой ценой нам достанется этот небольшой прирост, можно крепко задуматься.
В данном случае цена будет совсем не метафорическая, а самая что ни на есть материальная, в рублевом эквиваленте равная 3000 этих самых отечественных рубликов. Здесь уже приходится чесать репу и думать, есть ли смысл платить больше, ведь в зависимости от тяжести игр разница в количестве выдаваемых кадров за одну секунду сокращается и в некоторых случаях даже исчезает вовсе.
Извечную дружбу я все же провозглашать победительницей не стану, но есть такая вещь, как здравый смысл, и он мне подсказывает, что целесообразнее купить карту Sapphire. Как уже было сказано выше, все зависит от количества пикселей на вашем экране.
Тот же самый здравый смысл нашептывает мне, что производительности обеих карт хватит ровно настолько, насколько посчитают нужным создатели игр и производители видеокарт. И в какой-то момент, обретя самую свежую и желанную игру, вы, какая бы из двух видюх ни стояла в вашей системе, поймете, что ее нужно менять. В таком случае мне представляется более приятным купить карту за 10 000, а на «сэкономленные» приобрести еще один жесткий диск, на котором будут храниться фильмы, которые эта видеокарта, скорее всего, будет частенько демонстрировать (смайл).
Есть еще один вариант – за те же 13 500 руб. выбрать AMD Radeon HD 7950 и получить 3 Гбайт видеопамяти, шину 384 бита и все из этого вытекающее. Похоже, эти битвы закончатся нескоро. До новых встреч на ринге! UP
Чтобы было с чем сравнить
Обе видеокарты по цене могут быть с натяжкой поставлены в одну ценовую категорию, здесь «красным» на руку играет то, что их карты находятся в продаже дольше и цены уже успели опуститься, да и после выхода новых GeForce видюхи Radeon слегка упали в цене. Позиционируются ускорители как схожие, но все же для кого-то разница в $100 может быть ощутимой и перевесить чашу весов в сторону более дешевого решения. Если судить только по ценовому параметру, то в противовес GeForce GTX 670 нужно ставить Radeon HD 7950, но это слегка выходит за рамки сегодняшней статьи, да и вдобавок данная карта уже была в нашей лаборатории, в отличие от свеженькой HD 7870 в исполнении Sapphire.
В зависимости от количества мониторов, а также от их рабочего разрешения вам должно хватить описанных карт либо придется купить что-то более серьезное. А выше – уже другие прайсы, тем не менее я прогнал некоторые из тестов на AMD Radeon HD 7970 GHz Edition на той же платформе, чтобы иметь приблизительное представление, что даст топовая карта при такой ширине экрана.
Судите сами: в самой прожорливой игре сегодняшних «Испытаний», с Max Payne 3 на самом скоростном адаптере AMD, удалось получить среднюю частоту кадров, равную 66, а минимально количество кадров проваливалось до 38, максимальная цифра – 113. Получаем более чем двукратный прирост. В Battlefield 3 значения счетчиков тоже увеличились, но не настолько: средний показатель кадров в секунду достиг 56, а минимально проседал до 46, максимально, соответственно, 72 кдр/с. DiRT Showdown крутился с частотой 69 кдр/с (среднее количество кадров), что также составляет двойной прирост производительности. Еще был запущен бенчмарк Aliens vs Predator, который в итоге отсчитал следующие частоты кадров: 66 / 113 (среднее / максимальное).
Напрашивается вывод, вполне очевидный: после покупки большого монитора обоих испытанных видеокарт вам хватит ненадолго. Если вы относитесь к числу счастливых обладателей нескольких дисплеев, то ваша путь-дорожка лежит в сторону очень дорогих видеоадаптеров. Для большинства же «обычных» геймеров возможностей, которые предлагают GeForce GTX 670 либо Radeon HD 7870, вполне хватит, в течение еще долгого времени все современные игры будут с успехом работать и никаких ограничений по настройкам не предвидится. А если вам кажется недостаточной производительность данных карт, а цифры, снятые с AMD Radeon HD 7970 GHz, именно то, что нужно, посмотрите старые журналы. Несколькими номерами ранее мы тщательно испытывали топовые продукты обоих чипмейкеров.
Достоинства, недостатки, замечания
У обоих испытанных карт имеются как достоинства, так и недостатки. Давайте кратко пробежимся по ним. Достоинства Sapphire FleX HD 7870 GHz Edition: в сегодняшнем столкновении у этой карты определенно более хорошее соотношение показателя «цена-производительность», да и цена успела устояться. Кроме того, есть три варианта данной карты, с еще более привлекательным прайсом. Грамотное тихое охлаждение также несомненный плюс этой карточки: в большом игровом корпусе с грамотно устроенной вентиляцией не возникнет проблем ни с шумом, ни с температурой.Недостатком этой карты можно считать только некоторое отставание от GeForce по производительности, что будет нелишним спустя некоторое время, да и при наличии разрешения монитора большего, чем Full HD. Основной козырь Manli GeForce GTX 670 – мощность, но еще одним преимуществом, как ни странно, я считаю наличие турбины, благодаря которой можно более эффективно избавляться от лишнего горячего воздуха в корпусе ПК.
В недостатки записываем завышенный ценник, который через некоторое время опустится, но ведь и актуальность карты соответственно снизится (грустный смайл). Следующим недостатком считаю горячий нрав видюхи – все же 80° на чипе это по любому немало.
Температурную проблему GeForce GTX 670 уже решили различные производители видеокарт, выпустив варианты с более эффективным охлаждением, но такие карты будут стоить слегка дороже. Однако если уж соберетесь покупать GeForce, референс брать не стоит.