13 лет назад 2 ноября 2006 в 18:50 353

Среди моих товарищей и знакомых довольно много тех, кому приходится время от времени заниматься подбором персонала. Трудятся они в разных областях, но на наших посиделках, если всплывает эта тема, жалуются на одно и то же.

Нехватку вменяемых сотрудников. Очень сложно найти подходящего работника даже на хорошо оплачиваемую должность. Пожелания кандидатов плохо соотносятся с рыночной ситуацией и с их реальной стоимостью. И вообще, какие-то дауны вокруг (это цитата).
С молодежью, то есть с народом, который оканчивает вузы, полная труба. Большинство из способных и вменяемых студентов работают еще с младших курсов, а многие из тех, кто начинает заниматься своим трудоустройством после окончания высшего учебного заведения, очень и очень плохо представляют себе, что это такое – работать.

Несмотря на то что с подобными проблемами я и сам периодически сталкиваюсь, удивляться им не перестаю. Посмотреть – так идиллия: доступное высшее образование, интернет под рукой, учись – не хочу. Так почему же на выходе получается нечто почти неадекватное и зачастую совершенно бесполезное?
Про падение качества образование в отечественной высшей школе написано много, но, как мне кажется, не очень правильно. Те вузы, которые выпускали классных специалистов, и в наше время держат марку, и если человек по-настоящему (важное слово!) отучился в МИФИ, МФТИ, МГУ, Бауманке, РУДН, Плехановке, ГАУ,
МГИМО и ряде других хороших ВУЗов, то, как правило, он действительно в состоянии нормально работать, если ему это надо.

Другое дело, что за минувшие годы в высшее образование залезла куча организаций, которым этого делать не следовало ни при каких обстоятельствах. И вообще, мода на переименование ПТУ в Университеты и Колледжи мне претит, хотя бы потому, что неграмотный выпускник металлообрабатывающего колледжа – это гораздо, гораздо хуже, чем квалифицированный слесарь.

Но речь в целом о высшем образовании, и там проблема налицо. Кадровый кризис тоже, причем он усугубляется неуклонно, с каждым кварталом. Чем же он вызван?
Озадаченный, я пообщался с рядом знакомых мне преподавателей высших учебных заведений, чтобы узнать их мнение по этому вопросу. Соображения высказывались самые разные. Но! Часто, отнюдь не случайно часто употреблялось слово “интернет”.
Лейтмотив следующий: интернет в наши дни – палка о двух концах для студента и для преподавателя. С одной стороны, он полон информации и позволяет общаться с коллегами из разных стран, учась у них чему угодно, повышая свою квалификацию и навыки.

С другой, в интернете при желании можно найти четко сформулированный ответ практически на любой вопрос, а потому отпадает необходимость выводить его самостоятельно через анализ кучи разрозненных данных. Разумеется, это в большей степени касается гуманитариев, нежели технарей, но тенденция затронула всю систему образования.

Вся советская система образования строилась на широком охвате дисциплин, которые вбивались в головы студентам, за счет чего, как бы банально это ни звучало, значительно расширялись границы познания, доступного среднему учащемуся. По инерции эта схема действовала и несколько лет после развала Союза, а затем началась мода на узкую специализацию, и пошло-поехало.

Что мы имеем? Массу узких специалистов, которые должны быть асами в своей профессии. Должны-то должны, но они не ориентируются даже в избранной ими сфере деятельности, потому что благодаря Сети и коррупции им не составляет труда имитировать процесс обучения. Зачем его имитировать – другой вопрос, но результат плачевный: конкретных навыков человек не получил, а кругозора, позволяющего доучиваться самому, не приобрел.

Как следствие, мало того что нарушается один из важнейших, на мой взгляд, принципов образования – от общего к частному, – но и частное симулируется. Поэтому у многих людей, которые не в состоянии контролировать себя и определять, что все-таки надо делать, исчезает необходимость напрягать мозг. А этот орган, как и любой другой, без тренировок деградирует.

Люди, впавшие в кому, через несколько лет принимают позу эмбриона, сухожилия их сокращаются, мышцы атрофируются, и нечто подобное происходит с мозгом, если его не напрягать регулярно. А потом этот мозг приносят на собеседование и, смело глядя в глаза обалдевшему нанимателю, говорят, что зарплата должна исчисляться килобаксами. “Я уверена в своих силах”. И точка. Особенно смешно это звучит после провала простейшего тестового задания.

Интернет дает возможность выбрать, по-настоящему учиться или лишь создавать видимость умственного труда. И великое множество людей предпочитает второе, хотя, наверное, они не могут не понимать, что потом им придется имитировать работу, а это тоже требует усилий.

И все вышесказанное даже не имеет отношения к тому, что принято называть “необразованностью” в традиционном смысле этого слова. С XIX века мир изменился до неузнаваемости, и большая часть разумных вещей, описанных, к примеру, в книгах классиков, не работает, поэтому багаж неконкретных знаний человека может повлиять лишь на его мировоззрение, но никак не на выполнение функций, которые и нужны работодателю.

Наличие разжеванной информации, как оказалось, опасно и тем, что напрочь отучает мозги жевать. Получив свободу в плане обращения с информацией, многие подростки оказались к ней не готовы, ибо навык самоконтроля и умение адекватно оценивать себя в условиях информационной вседоступности у человека тоже кто-то должен сформировать.

Но получается иначе. Люди в тот период, когда им надо учиться думать (а это, между прочим, навык вовсе даже не врожденный), учатся быстро находить готовые чужие ответы и выдавать их за собственные. А такое работает далеко не всегда…

Как сказал один мой приятель после порции проведенных им собеседований, “проще самому устроиться на работу, чем найти сотрудника”. Остальные согласно закивали.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?

Очень интересно! Развитие сейчас потрясающее! Недавно прочитал про компанию, которая занимается многоуровней автоматизацией предприятий (там огромное количество услуг):konsom.ru/solutions, даже не знал, что работу организации можно так усовершенствовать! Я это к тому, что Мир не стоит на месте и руку на пульсе стоит держать постоянно. Способов упростить и улучшить очень много в наши дни)

Тема персонала – это пол беды. настоящая трудность возникает в тот момент, когда необходимо привлечь специалистов со стороны, а ты не знаешь, куда бежать и где искать (при условии. что еще и сфера требуемой деятельности специалиста не абы какая распространенная). Недавно модернизацию провел. хотелось все и сразу. Так вот, если кто считает, что таких фирм полно, просто бери и выбирай, то готов спорить, что как бы не так. Очень плохо у нас на рынке пока обстоят с этим дела. Нашел ребят: https://www.konsom.ru/ , но пока вышел на них, потратил не мало времени. Так что, сложности поджидают на каждом этапе, но так даже интересней)