9 лет назад 31 марта 2011 в 0:06 496

В ноябре прошлого года Руперт Мердок, один из наиболее влиятельных медиамагнатов мира, объявил о своих планах создать первую в мире электронную газету, предназначенную специально для владельцев iPad. Эксперты разошлись в оценках инициативы. С одной стороны, такая мысль витала в воздухе давно. Футурологи вот уже несколько лет утверждают, что рынок классических СМИ постепенно загибается, что печатные издания и традиционное неинтерактивное телевидение довольно быстро сдадут свои позиции под натиском интернет-медиа. Единственное, что мешало появлению подобного рода «СМИ цифровой эпохи», – это отсутствие удобных устройств для их чтения.

И вот появились планшетники и затея Мердока. Стоимость проекта The Daily, по данным медиакорпорации News Corp., составляет около 30 миллионов долларов. Сумма значительная, и ее размер обусловлен тем, что помимо затрат на разработку технической платформы много денег будет уходить на контент, ибо он практически полностью будет создаваться специально для данной газеты и лишь незначительная часть его будет заимствоваться из других медиа этой организации. Расчетная стоимость производства The Daily – 500 000 долларов в неделю, в проекте задействованы более ста журналистов различных профилей.

Цена подписки на The Daily для пользователя iPad составляет 99 центов в неделю, или 40 долларов в год, что, согласитесь, весьма бюджетно. В качестве конкурентного преимущества нового СМИ его создатели называют эксклюзивность контента, а также наличие в каждом номере большого количества высококачественных фотографий и видео, специально адаптированных для просмотра на iPad. Помимо этого руководители проекта планируют зарабатывать деньги на рекламе.

О перспективах проекта эксперты отзываются неоднозначно. С одной стороны, к настоящему моменту в мире продано уже 15 миллионов iPad, то есть потенциальная аудитория новой газеты весьма велика. Также оптимизм внушает тот факт, что некоторые печатные СМИ, которые адаптировали свой контент для планшетников, довольно быстро снискали успех на этом поприще, к примеру, «цифровой» тираж журнала Wired достаточно быстро превысил классический, «бумажный».

Однако есть и ряд «но». Аудитория обычных печатных СМИ очень разная, и если у постоянных читателей того же Forbs наверняка есть не одно устройство, с помощью которого можно знакомиться с его цифровой версией, то граждане, читающие какой-либо американский аналог ЗОЖ (есть такая отечественная газета «Здоровый образ жизни», в ней читатели обмениваются советами по лечению различных болячек; она пользуется огромной популярностью, особенно среди пенсионеров, – тираж исчисляется многими сотнями тысяч экземпляров), планшетником, скорее всего, обзаведутся нескоро. Поэтому, по крайней мере сейчас, цифровое распространение имеет смысл пробовать далеко не для всех СМИ.

Также не будем забывать про разницу менталитетов жителей разных стран. К примеру, пиратство в Китае или у нас распространено не в пример сильнее, чем в США, поэтому если запускать такое цифровое издание в России, то оно должно либо гарантированно окупаться с рекламы – и тогда даже не надо напрягаться, защищая цифровые копии, а наоборот, следует стремиться к максимальному распространению их пользователями, – либо, напротив, если с клиентов планируется брать деньги за получение контента, надо его как-то очень сильно защищать. Плюс к тому на данный момент у нас планшетники не получили такого распространения, как в США, и пройдет не менее двух лет, прежде чем наберется критическая масса потенциальных потребителей.

Цифровым СМИ нового поколения может очень помочь выход на рынок планшетных компьютеров китайских фирм, традиционно привыкших конкурировать с именитыми компаниями путем отчаянного демпинга. Но и это событие произойдет не очень скоро, потому что те «таблетки» от малоизвестных брендов, которые мне доводилось видеть, пока, конечно, производят удручающее впечатление, хотя они и весьма недороги.

Эпоха цифровых печатных СМИ рано или поздно, конечно, наступит, но мне кажется, что это чудесное событие, которое некоторые эксперты обещают нам со дня на день уже на протяжении пяти лет, случится не очень скоро. Классические газеты и журналы никуда не денутся – слишком давней является традиция их чтения, да и многие компетентные люди совершенно не заинтересованы в полном сворачивании этого рынка. К примеру, типографии костьми лягут, лишь бы не допустить полной «цифровизации» газет и журналов.

Чтобы начался взрывной рост СМИ нового поколения, должны быть соблюдены несколько условий. Во-первых, у населения должны появиться очень дешевые устройства для чтения, настолько дешевые, чтобы их было не жалко потерять или разбить в любой момент. Во-вторых, должны быть разработаны эффективные системы подписки. Но даже и после этого традиционная пресса сохранится.

Театр никуда не делся с появлением кинематографа, а с кино ничего не случилось из-за телевидения. Думаю, как новые, так и старые СМИ будут мирно сосуществовать, и каждая аудитория найдет себе газету по вкусу – бумажную или со встроенными видеороликами с мест событий. Мир велик, и в нем хватит места для многого. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?