17 лет назад 24 сентября 2007 в 13:33 849

 

А теперь у всех что-то круглосуточно качается, вокруг бегает народ с винчестерами и флэшками, содержание которых способно вызвать обмороки и сердечные приступы у сотрудников большого количества серьезных организаций, и все меняются контентом, меняются…
И стало мне интересно: а что вообще говорят доблестные аналитики относительно состояния дел в современных пиринговых сетях? После не очень длительных поисков в интернете нашлась статистика, из которой следует, что люди и компании, зарабатывающие деньги на продаже трафика и каналов, должны почувствовать себя очень плохо в том случае, если пиринговые сети внезапно прекратят функционирование. Дело в том, что в наши дни трафик пиринговых сетей занимает колоссальную долю от общего сетевого. Например, по данным компании Ipoque.com, в Германии p2p-трафик днем составляет 30 процентов от общего объема переданных по сетям данных, а ночью – 70 процентов. Среднее арифметическое за сутки подсчитать, к сожалению, сложно, так как ночью объем передачи данных в целом падает, а в гигабайтах данные не опубликованы. (Кстати, интересно почему? Наверное потому, что по этим цифрам можно посчитать, в какую общую сумму обходится аренда каналов в Германии.) Но, полагаю, в результате получится, что никак не меньше 40 процентов от общего количества трафика приходится на пиринговые сети. А возможно, что и больше.
В принципе, нет особых оснований полагать, что ситуация в других странах отличается от оной в Германии, соответственно, прекращение деятельности двух-трех наиболее популярных пиринговых сетей заставит интернет разом сильно похудеть. Самые любимые народом файлообменные сети – это BitTorrent, контролирующая, по разным данным, от 50 до 70 процентов p2p-трафика, и eDonkey, которая, по другим сведениям, «держит» около сорока процентов. (Вернее, с eDonkey ситуация сложнее. Если BitTorrent – это глобальная штука, на которую приходятся практически одинаковые доли национального трафика разных стран, то популярность eDonkey сильно варьируется от региона к региону.)
За последний год рост объема трафика этих сетей составил приблизительно 20 процентов, и, что совершенно неудивительно, происходил он преимущественно за счет видеоконтента. Наконец-то в Сети получили широкое распространение фильмы в формате HDTV (а они весят от 4 до 12 гигабайт каждый), да и «рипнутых» DVD стало не в пример больше. Файлы в формате AVI постепенно начинают сдавать свои позиции (и очень жалко, между прочим), и все чаще сборники фильмов в этом формате встречаются уже в оптимизированном для просмотра на КПК и прочих портативных устройствах виде.
Музыку тоже стали качать больше, но соревноваться по размерам с фильмами в HDTV она, конечно, не в состоянии. Остаток трафика дают программы, аудиокниги (что стало для меня новостью) и электронные книги (что тоже удивило). Стоит ли сомневаться, что все это сильно пиратское. Ах да, надо ли говорить, что около 40 процентов всего видеотрафика – это порнография? Ну как же без нее!
Впрочем, пиринговые сети бывают предназначены не только для передачи медиаконтента. Например, Skype – вполне себе пиринговая сеть, которая, между прочим, уже производит 2 процента от общемирового объема данных, пересылаемых за сутки!
Не так давно один очень разумный человек, работающий в отечественной IT-индустрии, сказал мне очень любопытную вещь. По его мнению, за последние пять лет единственное по-настоящему революционное порождение этой самой индустрии – это пиринговые сети. С каждым днем в них попадает все больше и больше самого разнообразного контента – не только за счет лавинообразного роста количества пользователей, но и за счет продолжающегося процесса оцифровки всего того, что раньше оцифровано не было. За последний год стало принципиально легче найти в интернете как старые (то есть выпущенные ранее 1980 года) фильмы, так и раритетную музыку. Появилось очень много продуктов творчества непрофессиональных режиссеров и музыкантов, причем то, что для их профессиональных коллег беда (по крайней мере, согласно официальной точке зрения, активно поддерживаемой правообладателями), то для «любителей» самая настоящая радость. Хотя и тут выяснилась интереснейшая вещь: оказывается, вопреки переживаниям звукозаписывающих и кинокомпаний, динамика продаж компакт-дисков и других лицензионных носителей с произведениями любого автора практически полностью совпадает с динамикой скачиваний данного контента из пиринговых сетей. То есть получается, что чем больше качают, тем лучше продается – или наоборот, пока непонятно. А следовательно, продажи официальной музыки и фильмов на дисках падают не из-за того, что их «пиратят», а потому, что внимание пользователей оттянули на себя продукты творческой мысли, которые раньше в общий доступ вообще не попадали.
Мне кажется, что других способов вернуть происходящее с сетевым контентом в, как сейчас модно говорить, правовое поле, кроме как легализовать пиринговые сети, уже не существует. Это технически невозможно. Задушить их не получается, ограничить распространение контента в них тоже уже практически нереально… Конечно, можно начать притеснять конечных пользователей, но опять таки – каким образом? Те единицы, которых показательно засуживают правообладатели, – да это ж курам на смех!
Любой контент, который интересен сколько-нибудь значительному количеству индивидуумов, в наши дни совершенно неизбежно оказывается в сетях p2p. Причем, весьма оперативно. И помимо всего прочего в этом процессе на данный момент заинтересовано такое количество влиятельных людей и организаций (тех же торговцев сетевым трафиком), что правообладателям, продолжающим мыслить категориями прошлого века, можно только посочувствовать. Зато вот пользователям пиринговых сетей, по-моему, волноваться нет никакого резона. Чтобы заинтересованные граждане без боя сдали систему, которая производит едва ли не половину трафика в интернете, – да быть такого не может. Так что все будет дальше цвести и пахнуть.
А помните, еще полтора года назад многие аналитики волновались, что через пару лет основную часть трафика в Сети будет составлять спам? Сейчас про это смешно вспоминать, хотя 70 процентов писем как были рекламными, так и остались. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?