2 года назад 19 августа 2016 в 0:44 301

Термин “мобильность” как критерий оценки потребительских свойств компьютерной техники появился еще до выпуска первого ноутбука. Но последние лет двадцать пять применяется чаще всего в рекламе именно этих, без сомнения, полезных друзей человека. Однако в реальном мире мобильность из рекламного заклинания стала полезным свойством не так давно. По моему скромному мнению, этот момент наступил тогда, когда у подавляющего большинства ноутбуков время работы от батарей в офисном режиме перевалило за 150 минут, а средний вес устройства при этом упал ниже двух килограммов.

Надо сказать, что момент превращения ноутбука из компактного, легко переносимого компьютера в действительно мобильный универсальный инструмент я ощутил только тогда, когда в моем портативном друге от известного тайваньского производителя скончалась батарея. Теоретически ничего страшного не произошло – машинка честно отпахала чуть больше полутора лет, мягко говоря, в экстремальных режимах. Честно скажу, что комп был задействован не только в работе (с достаточно ресурсоемкими приложениями), но также активно юзался как медиацентр и игровая станция.

После безвременной кончины батареи оказалось, что я просто-таки погряз в мобильных мелочах – почта в любом уголке Москвы и области, в любое время дня и ночи; кофе с новостями практически в любом кафе; коллективный просмотр интернет- трансляции матча Аргентина – Германия с пивом на лавочке близ корпоративной точки доступа. Все эти мелкие радости жизни оказались мне отныне недоступны. И тогда, посыпая голову пеплом, со скрежетом зубовным и неразборчивыми стенаниями начал я совершать всяческие шаги, направленные на восстановление статус-кво и приобщение к мобильности заново.

Шаг первый: сервисный центр известного тайваньского производителя. Я специально не называю бренд по имени, ибо не хочу втянуть UPgrade в скандал. Справедливости ради отмечу, что “известный тайваньский производитель” – это действительно бренд, выпускающий массу высококачественной продукции и имеющий как производитель достаточно хорошую репутацию. Но, как и полагается, в каждой бочке меда есть пара-другая ложек дегтя. В данном случае первая ложка дегтя – это техподдержка бренда. Не знаю, что там они ставят во главу угла при приеме на работу – корпоративную верность или еще что – но мне кажется, что-то им надо срочно менять. Судите сами, звоню в авторизованный сервисный центр, как положено. Точно знаю, что умерла именно батарея – брал у коллеги аналогичную для проверки. Даже на гарантию не претендую, ибо лазил, конечно, внутрь, как без этого… Уход, понимаешь ли, апгрейд по мелочам…

Итак, звоню в сервисный центр, а там вместо инженера менеджер с задатками телепата: “Бла-бла-бла… У вас умерла материнская плата, у нас она стоит 350 у. е., плюс работа – 100 у. е.“ Слегка обалдев от подобной прыти, интересуюсь, почему мой собеседник поставил именно такой диагноз. “Бла-бла-бла… А это у всей этой серии косяк такой, контроллер заряда на мамке сгорает – и все, привет, только замена”. Я даже переспросил, точно ли я услышал про контроллер заряда. Ответ меня добил окончательно: “Он либо сгорает, либо прошивка слетает, так что только мамку менять”. Тут я трубочку положил, ибо на другом конце телефонной линии находился либо мошенник, либо полный ламер.

Первая зарубка на приклад: у подавляющего большинства (99,9%) современных Li-ion батарей для ноутбуков контроллер заряда находится непосредственно в самой батарее.

Второй шаг – и вторая ложка дегтя. Приезжаю в сервисный центр самолично и прошу продать мне батарею. Там на это согласились, но только по факту предъявления ноутбука. Ну ладно, это, кажется, называется “политика фирмы”. Бог с ним, надо уважать чужую шизофрению. Но вот то, что фирменная батарея оказалась почти годичной давности и тем более незаряженной, меня насторожило. Нет, все понятно, модель уже больше года как снята с производства. Запчасти, соответственно, тоже уже не выпускаются – ничего не поделаешь, политика фирмы.

Тем не менее вторая зарубка: в силу ряда физико-химических процессов литий-ионная батарея без подзарядки саморазряжается гораздо медленнее, чем, допустим, никель-кадмиевая. Но разряженная до нуля литий-ионная батарея теряет емкость за три-четыре недели хранения.

Шаг третий был связан с извлечением из шкафа самого большого бубна, а также с мантрой RTFM. Надо сказать, что я с большим почтением отношусь к самородным талантам, которыми так богата земля наша и которым все по плечу – и блоху англицкую подковать, и проц буржуйский разлочить.

Мантра RTFM сработала – одно руководство по починке литий-ионных батарей в домашних условиях подручными средствами все-таки нашлось. Суть метода проста до безобразия: “…цилиндрические литиевые элементы содержат размыкатель, срабатывающий при повышении давления внутри элемента. Вот этот-то размыкатель чаще всего и является причиной выхода батареи из строя…”

Итак, батарею придется разобрать. Для определения неисправного элемента… Понадобится тестер или мультиметр.

Неисправный элемент отсоединяем от батареи. Теперь наша задача – добраться до размыкателя, а он находится под плюсовой крышкой.

Под крышкой вы увидите алюминиевую мембрану, иногда плоскую, иногда выпуклую. А она должна быть вогнутой. Вот к этому исходному состоянию ее и надо привести, пользуясь каким-нибудь не слишком острым пластиковым предметом (металлическим замкнете элемент). Вдавливать мембрану надо нежно, чтобы не проткнуть ее насквозь, попутно можно контролировать напряжение на выводах элемента. Как только оно скакнет на положенные 4 В, для надежности подожмите мембрану еще немного. Осталось закрыть “консервную крышку” и припаять контактные полоски к элементу, стараясь не перегреть последний, а то мембрану выдавит обратно.

Безобразие этого, с позволения сказать, метода, заключается в том, что размыкатели в литий-ионных элементах были придуманы не от хорошей жизни. Литий сам по себе самый активный металл во всей таблице Менделеева, загорающийся от соприкосновения с воздухом и взрывающийся при попадании в воду. В Li-ion батареях, чтобы уменьшить риск взрыва, ионы лития связаны с молекулами других материалов. Однако есть многочисленные ссылки на то, что химические процессы, протекающие в литий-ионных аккумуляторах и время от времени приводящие к взрыву или воспламенению батареи, до конца не изучены. И технологи с целью обезопасить батареи от взрыва придумали вышеописанные размыкатели.

Так что для тех, кто не собирается рисковать жизнью, дорогостоящей аппаратурой и прочим имуществом ради сомнительной экономии – третья отметина: если в литий-ионной батарее сработал размыкатель, значит, в ней, скорее всего, начались НЕОБРАТИМЫЕ химические процессы. И если вы поставите такой элемент в ваш ноутбук, то в один прекрасный момент может произойти взрыв, и от вашего лэптопа останутся жалкие обгоревшие обломки! Кстати, пайка литий-ионных элементов также может привести к взрыву.

Как известно, спрос рождает предложение. Если фирмы-производители фактически отказываются решать какую-либо техническую проблему, то рано или поздно возникает кто-то, кто делает из решения данной проблемы свой бизнес. И действительно, свято место пусто не бывает. В результате маркетинговых исследований, занявших не так ужмного времени, мне удалось найти организацию, имеющую системный подход к решению текущей проблемы.

Суть технологии, которую используют в этом сервисе, проста. Несмотря на то что производители исхитряются придумывать для батарей новый форм-фактор уже чуть ли не под каждую модель ноутбуков, элементная база сводится к десятку наименований. Теоретически ремонт литий-ионной батареи на сайте выглядит так.

Разборка корпуса. Как правило, конструктивно корпуса батарей выполнены неразборными. Половины корпуса либо скреплены между собой неразъемными защелками, либо склеены по периметру. Поэтому для того чтобы аккуратно разобрать батарею, требуется знание особенностей ее конструкции.

Тестирование элементов батареи. Проводится, чтобы выяснить, сколько элементов подлежит замене. Менять элементы батареи выборочно имеет смысл лишь в том случае, если выход ее из строя обусловлен заводским браком одного из них. В противном случае неизбежный последовательный выход из строя остальных элементов в скором времени после восстановления приведет к неработоспособности батареи.

Подбор заменяемых аккумуляторных элементов по параметрам. Это один из наиболее ответственных этапов работы, от которого напрямую зависит результат восстановления. Электрическое объединение элементов батареи в группы требует максимального совпадения их характеристик. Несоблюдение этого правила приводит к снижению емкости батареи и ее преждевременному выходу из строя.

Сборка элементов в блок. Проводится с применением аппарата точечной сварки, не допускающего перегрева свариваемых узлов. Литиевые элементы, применяемые в современных батареях, не переносят термических перегрузок и не позволяют производить электрический монтаж методом пайки.

Тестирование и ремонт электроники. Все современные литий-ионные батареи имеют в своем составе блок электроники, который выполняет функцию контроля и управления процессами заряда и разряда элементов. Как правило, он выполняется на основе микроконтроллера, работающего под управлением программы, зашитой в его ROM. В случае возникновения сбоя в работе контроллера его необходимо перепрограммировать.

Склейка корпуса. Выполняется с использованием струбцин для обеспечения равномерного прилегания половин.

Тестирование батареи. Выясняется время автономной работы ноутбука от батареи.

А на практике все выглядит так: приемный пункт располагается прямо в торговом зале компьютерного магазина. За спиной приемщика – внушительных размеров стеллаж, заставленный батареями с прикрепленными к ним сопроводительными талонами. Судя по всему, на отсутствие клиентуры ремонтникам жаловаться грех.

Условия просты: ремонт (в случае его возможности) производится в течение 14 дней со дня приемки. Также в течение трех месяцев принимаются претензии по качеству ремонта. Как мне объяснили, основные проблемы с восстановленными батареями связаны с тем, что не всегда удается с первого раза подобрать нужную прошивку. Иногда, в трех-пяти процентах случаев, вообще не удается найти подходящую прошивку, и тогда ремонт признается невозможным.

Полное восстановление (замена всех шести элементов на новые плюс прошивка) моей батареи обошлось мне в неделю времени. После тестирования выяснилось. что емкость батареи пускай и не очень значительно, но увеличилась. В момент покупки ноутбука время работы от батарей в среднем составляло 2 часа 40 минут, а после ремонта и восстановления батареи реальное время автономной работы в заданном режиме чуть-чуть, но превысило три часа.

Дело в том, что рабочая емкость батареи зависит не только от емкости элементов, из которых состоит батарея, но и от того, насколько эту емкость позволяет использовать прошивка контроллера заряда. Баланс найти сложно. Известный тайваньский производитель, видимо, во главу угла ставит надежность, занижая максимально возможную емкость.

Как не допускается заправка картриджей, так и производитель литиевых батарей считает, что если батарея вышла из строя, ее надо выбрасывать. Нет такой процедуры “восстановление батарей”.

Это во-первых. А во-вторых, производитель запросто снимет с гарантии ноутбук, если с ним что-то случится, не важно с чем – с хардом ли, с памятью – и совершенно не важно, будет ли виновата в этом восстановленная батарея.

Сам факт присутствия в ноутбуке восстановленной батареи лишает гарантии. Это надо помнить обязательно.

Но если брать статистику, то у грамотного пользователя подавляющее большинство проблем с литий-ионными аккумуляторами возникает через год-полтора-два, то есть тогда, когда гарантия на ноутбук чаще всего уже кончилась или утрачена по другому поводу. Надеюсь, что описание моих поисков поможет тем, кого, как и меня, выдернули из привычной мобильной жизни несовершенством технологий элементов питания.

 

Советы по работе с литий-ионными батареями ноутбуков

Нельзя допускать полного разряда аккумуляторной батареи.

Батареи должны храниться в заряженном состоянии при температуре от +15 °С до +35 °С при нормальной влажности воздуха.

Батарея саморазряжается, даже если она хранится отдельно от ноутбука.

Заряжать батареи нужно только в ноутбуках или специально предусмотренных для этого стандартных зарядных устройствах. Ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно разбирать батареи и заряжать их элементы. В случае необходимости обращайтесь в специализированные сервис-центры.

Посмотреть текущее состояние батареи можно, например, на индикаторе состояния батареи, который есть практически в каждом ноутбуке (пожалуйста, уточняйте его местонахождение и принцип работы при покупке). Если при включении ноутбука в электрическую сеть данный индикатор в течение порядка пяти минут сигнализирует о неисправности, это значит, что ваша батарея неисправна. Следует немедленно выключить ноутбук и извлечь из него эту батарею.

Если батарея не заряжается в течение 24 часов, она неисправна. В этом случае батарею нужно обязательно извлечь из ноутбука.

Неисправные батареи нужно хранить отдельно от ноутбуков. Будьте осторожны: они могут выделять вредные вещества.

Чем быстрее вы отдадите неисправную батарею в ремонт, тем с большей вероятностью и с меньшими затратами она может быть восстановлена.

А самый надежный способ предохранить батарею от разрядки (если ваш ноутбук не подключен к электросети) – просто вынуть ее из ноутбукам хранить отдельно.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?