13 лет назад 6 мая 2011 в 17:25 1101

Несмотря на то что на смену псевдографическим объектам первых игр начала 70-х годов пришли сначала «спрайтовые» персонажи середины 80-х, а затем, в 2011-м, нанобойцы из Crysis 2, игроки все так же получают ощущения от игр, большей частью используя лишь два из шести органов чувств, – зрение и слух. По Б. Г. Ананьеву, ощущения подразделяются на три группы: дистантные (зрение, слух, обоняние), контактные (вкус, боль, тактильные, температурные, вибрационные, кинестетические) и глубинные (чувствительность от внутренних органов, мышечная чувствительность, вестибулярная чувствительность).

Некоторые успехи у игровой индустрии по части контактных ощущений уже были. Рули и джойстики с виброоткликом пользуются популярностью у компьютерных гонщиков и летчиков. Легко заметить, что колоссальный успех Nintendo Wii был в немалой степени обусловлен новизной игр на чувство равновесия и положение в пространстве, или, согласно приведенной выше терминологии, на глубинные ощущения. После этого на нехитрую формулу «новые ощущения – новые прибыли» обратили внимание многие. Кто-то с разной степенью успеха бросился делать дополнительные манипуляторы и контроллеры, другие пошли своим оригинальным путем.

До недавних пор о разработках тайваньской компании Tammco (Taiwan Air Modifying Machines Company) было мало что известно, однако сегодня можно с уверенностью сказать, что она стала одним из пионеров в нелегком деле построения игровых контроллеров нового типа. Без преувеличения GAG-ONE (Game Air Generator, модель «один») является революционным продуктом – никому раньше не удалось настолько удачно воплотить в жизнь лежащую на поверхности идею о возможности воздействия не только на зрение и слух пользователя, но и на его обоняние. Для этого потребовалось решить множество проблем, ведь, как и любой компьютерный девайс, контроллер запахов является сложным устройством, чья итоговая функциональность обеспечивается за счет совокупности инженерных разработок, воплощенных «в железе», программного обеспечения (драйверов) и расходных материалов.

В устройстве реализована сложная трехступенчатая система «излучения» запахов. Наиболее «грубые» из них – пороха, сырости, гнили, гари (всего восемь) – поставляются в отдельных «готовых» картриджах первого уровня. Каждый из картриджей имеет испарительную камеру. Несколько более сложные запахи «собираются» из неорганических компонентов на водной основе, поставляемых в 16-ячеечном картридже второго уровня, в котором распыление производят встроенные нагревательные элементы, похожие на таковые, применяемые в картриджах для струйных принтеров. Более тонкие (и «короткоживущие») запахи создаются из органических компонентов на спиртовой основе, поставляемых в 16-ячеечном картридже третьего уровня. Здесь распыление происходит за счет обратного пьезоэлектрического эффекта, также позаимствованного у струйников.

Интересно выглядит и программное обеспечение. Драйверы предусматривают возможность настройки гаммы запахов в зависимости от возраста игрока. Если родители против (а они, скорее всего, будут против) того, чтобы их десятилетнее чадо курило вместе со сталкерами у костра, то они просто заблокируют «никотиновый» выход устройства специальной заглушкой. Никотинозависимые взрослые смогут, наоборот, покурить, не отходя от компьютера, благодаря системе подачи никотина через трубку, принцип действия которой аналогичен электронным сигаретам. То же самое относится и к алкоголю. В «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» есть эпизод, когда нужно принести артефакт леснику. Так вот, для ребенка лесник будет выглядеть просто уставшим после несения своей «лесной службы», а для взрослого пользователя будет явственно источать перегар после принятой вчера ежевечерней дозы «антидепрессанта».

К сожалению, пока неизвестна степень «избирательности» устройства. Сможет ли оно справиться со сложной ситуацией, если кому-нибудь придет в голову пострелять в разогревающиеся на костре консервы? Или в минуту крайней опасности разбить о рога вылезшего из болота монстра свое последнее оружие – бутылку спиртного? Могу только предположить, что драйверы девайса будут совершенствоваться, и через годик такие игровые ситуации не будут вызывать проблем с их «воспроизведением». UP

  • Устройство: Tammco GAG-ONE
  • Тип: контроллер запахов
  • Цвет: серебристый
  • Габариты: 328 х 440 х 220 мм
  • Вес: 8,2 кг
  • Подробности: www.tammco.com.tw
Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?