2 года назад 8 июня 2016 в 12:31 143

Фирма ZiLOG. которую довольно часто называют Zilog, была создана в 1974 году выходцем из компании Intel Федерико Фэггином (Federico Faggin). Ясное дело, ушел он оттуда не просто так, а с идеями и опытом, поэтому неудивительно, что его незабвенная организация занялась производством процессоров.

Восьмибитый процессор Z80, разработанный ZiLOG, по тем временам был ничего так. Мало того, что был быстрее 8080, так еще и стоил заметно дешевле. Новинка пользовалась спросом у целого ряда известных компаний, что сразу дало молодой фирме предпосылки к процветанию. Nintendo выбрала процессор Z80 для своей игровой консоли Game Boy, компания Texas Instruments закупала его для самых разных нужд (в частности, на базе этого камня делались научные калькуляторы), и даже Sega использовала его в качестве сопроцессора в своей легендарной Sega Mega Drive.

Но массовую известность ZiLOG принес, конечно же, ZX Spectrum.

Первая модель ZX Spectrum называлась ZX Spectrum I6K/48К (в зависимости от количества оперативной памяти). Сердцем компьютера был процессор Zilog Z80A, который работал на частоте 3,54 МГц. Рабочее разрешение экрана – 256 х 192 пикселя, одновременно могло отображаться до восьми цветов. Со звуком было кисло. Еще бы – одноканальный.

Разумеется, в те времена ни о каких винчестерах и тем более и флешках и речи не было. Информация хранилась на носителях с магнитной лентой, то есть на тех самых аудиокассетах, которых сейчас уже днем с огнем не сыщешь. На стандартную шестидесятиминутку умещалось около мегабайта информации. Соответственно, загрузка приложения в память компьютера занимала примерно пять минут. Выглядел этот процесс очень таинственно: по экрану начинали бегать разноцветные полосы, которые удачно сочетались с жутким скрипом, доносившимся из динамиков магнитофона.

Звук совсем отключать не рекомендовалось: многие модификации Sinclair очень критично относились к уровню сигналя, и в том случае, если считали его недостаточным, приложение просто не загружалось.

Spectrum с 16 кбайт оперативной памяти оказался существенно менее удачным, чем модель с 48 кбайт RAM, хотя тоже неплохо продавался. Однако потенциальные производители игр и приложений для Spectrum были не очень довольны, так как запихнуть приличную игрушку в 16 кбайт подчас не удавалось даже асам программирования. Вот Sincler Research Ltd и оказалась поставлена перед необходимостью выпустить 48-килобайтную модификацию; поручик, здесь и далее и ждать!

Вернее, 64-килобайтную. Другой вопрос, что 16 кбайт были жестко отведены под ROM, где хранилась операционная система, и для приложений были недоступны.

Отдельного упоминания заслуживает устройство ввода, или, проще говоря, клавиатура. Сам компьютер размещался в одном блоке с кнопками, кнопок было сорок. Зато, если мне не изменяет память, было шесть режимов, то есть на каждой кнопке висело шесть разных символов и команд, которые вызывались к жизни различными сочетаниями синклеровских аналогов функциональных клавиш.

Следующая версия компьютepa, ZX Spectrum +, выпущенная в 1984 году, практически ничем не отличалась от базовой, только имела клавиатуру с несколько расширенной функциональностью (в смысле, добавили пару кнопок и Enter сделали побольше). Впрочем, несмотря на то что выпущена она была, как говорится, в соответствии с пожеланиями грудящихся, популярности особой не снискала, так как удобства от обновленных кнопок были неочевидными, а все, кто хотел обзавестись ZX Spectrum, успели купить его раньше. Одним словом, маркетинговый просчет и сплошные убытки для компании.

Следующим пунктом программы господина Синклера стала машина под названием Spectrum 128. Выглядела она почти как ZX Spectrum +, если не считать здоровенного (и, по рассказам очевидцев, очень горячего) радиатора справа (кстати, система охлаждения в компьютерах была, разумевши, пассивной). А вот внутренние изменения были существенными. Во-первых, компьютер снабдили 128 кбайт оперативной памяти, из них пользователю были доступны целых 104 кбайт, а во-вторых, в него устанавливали трехканальный звуковой сопроцессор, и качество звука действительно стали намного выше. Для эстетов отдельно продавалась цифровая клавиатура.

К сожалению, все эти инновации не принесли модели успеха. Она была выведена на рынок в неудачный момент, и после начала продаж оказалось, что изменения в конструкции компьютера крайне отрицательно сказались на его совместимости с ранее выпущенным софтом (кстати, этот пункт официальной истории ZX Spectrum мне показался сомнительным, так как я не один год просидел за 128-килобайтной модификацией Sinclair, и особых проблем с софтом у меня не было. Правда, выпущена она была у нас в стране и сделана на нашей, отечественной элементной базе), причем в то время еще но было игр, которые использовали бы новые аппаратные возможности на полную катушку. Плюс у Sinclair Research Ltd возникли проблемы с деньгами, поэтому обеспечить нормальную маркетинговую поддержку своему новому продукту она оказалась не в состоянии. Финансовые сложности стремительно усугублялись, и в начале 1986 года весь компьютерный бизнес Sinclair Research Ltd был куплен компанией Amstrad, которая тихо и незаметно убрала с рынка не оправдавшую надежд модель.

Руководство Amstrad имело свое представление о том, что и как надо продавать. В 1987 году па рынке появился компьютер Spectrum +2. Он как внешне, так и внутренне отличался от предшественников, и заметно.

Spectrum +2 снабжался полноразмерной классической клавиатурой, был оборудован встроенным проигрывателем аудиокассет (это, кстати, был очень сильный ход, типа современного USB 3), а также разъемами под два джойстика сразу. Программисты компании позаботились о совместимости устройства со старым софтом, маркетологи догадались сделать два варианта раскраски корпуса – серый и черный, – и отныне с компьютером поставляли комплект игр про Джеймса Бонда и световой пистолет. Все вышеперечисленное в сочетании с переносом производства на Тайвань (это был первый компьютер серии ZX, который собирался не на территории Англии, и, необходимо признать, качество продукта сильно повысилось), увеличило популярность модели и компании не приходилось жаловаться па объем продаж Spectrum +2.

И, наконец, последней официальной моделью ZX стал Spectrum +З, выпущенный в 1988 году. Несмотря на то что Amstrad возлагала на нее большие надежды, затея, можно сказать, провалилась.

С формальной точки зрения все было здорово. Да, +3 снабжалась встроенным дисководом, у нее появился параллельный порт для подключения принтера, плюс программисты в очередной раз основательно поработали над ROM машины. Но, к сожалению, ничего хорошего из усовершенствований не вышло.

Дисковод работал с трехдюймовыми дисками, которые практически никто не поддерживал (до сих пир непонятно, почему Amstrad решила использовать столь сомнительный стандарт хранения данных для своего), перепаханная ROM отказывалась корректно работать со многими старыми играми, да и вообще, рынок готовился перейти на 16 битые персоналки, поэтому 8-битный ПК, пусть и с серьезно расширенными возможностями, принял холодно. Если бы Amstrad запустила его в продажу на год-другой раньше, снабдив продукт нормальным носителем данных, возможно, все сложилось бы по-другому. Но она этого не сделала, поэтому и по-другому тоже не сложилось.

Вплоть до начала 90-х Амstrad продавала официальные Spectrum, пока их окончательно не вытеснили с рынка 16-битные платформы. Собственно говоря, на том история могла бы и закончиться, но на самом деле она… ну, не то чтобы только начиналась, но была в самом разгаре. А почему? А потому, что отдельную страницу в историю детища гениального Синклера добавили клоны ZX.

В Англии интерес к Spectrum в какой-то темени подогревался патриотическими чувствами, по платформа завоевала огромную популярность и на трех других рынках: в Восточной Европе, России и почему-то еще в Аргентине. Причем, разумеется, ни о каком официальном импорте компьютеров, произведенных Amstrad, и речи не было: бал правили нелегальные клоны.

Одной из наиболее ярких черт Sinclair была простота его конструкции. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, получив принципиальную схему этого устройства, российские умельцы начали в огромных количествах собирать его модификации на отечественной злементной базе.

Не счесть разномастных клонов компьтеров Sinclair, продававшихся у нас в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века: “Нафаня”, ‘Норд’, “Спектр” (я был его счастливым обладателем), “Спринтер”, “Синтез”, “Робик”, я упомянул только те, которые сразу вспомнил, по их было никак не меньше сорока. Все это были Sinclair, хоть и построенные на разных элементах и поэтому имевшие разные степени совместимости с оригинальными аппаратами. Например, на клонах одной серии могли не работать игры конкретной компании, а другие порой просто выдавали странные ошибки, когда отечественные аналоги зарубежной микросхемы начинал генерить какие-то непредусмотренные принципиальной схемой компьютера сигналы. К примеру, на моем “Спектре” не работала игра “Коммандо”, которая прекрасно запускалась на “Нафане” моего товарища. Я долгое время грешил на свой магнитофон, а потом, с помощью спецов из “ZX-Рeвю”

(см. ниже) выяснил, что именно эта игра очень трепетно относится к микросхемам памяти и те, которые установлены в моем компьютере, ее ни в каком виде не устраивают.

Появившись у нас на рынке в середине-конце 80-х, Sinclair стремительно подавил вялое сопротивление отечественных БК и дружественных нам но социалистическим соображениям “Роботронов” и на несколько лет стал практически королем рынка домашних компьютеров. И вот по какой причине: к тому времени для платформы ZX было выпущено безумное количество игр, и ассортимент софта для БК на этом фоне выглядел бледно.

Я честно попытался найти какую-либо статистику по этому поводу, но не смог, однако ответственно заявляю, что у меня было около пятидесяти кассет, на каждой из которых умещалось в среднем пятнадцать-двадцать игр. И это не мешало мне каждые выходные находить на рынке что-нибудь новое и интересное. Разумеется, в те времена никому даже в голову не приходило, что бывают какие-то там авторские права, поэтому предприимчивые люди брали в Англии кассеты с играми напрокат, нагло переписывали их, везли к нам и продавали. По-простому так. Шутка ли, 20 игр на кассете (а легальные игры для Sinclair в Англии придавались по одной на кассете и стоили 10-12 фунтов за штучку). Граждане тоже щедро делились друг с другом чужой интеллектуальной собственностью, а это опять-таки способствовало популяризации платформы в широких слоях населения.

Между прочим, очень многие игры из числа тех, что в свое время были хитами на PC, были портированы с ZX. Например, Elite – прародитель симуляторов жизни одинокого ковбоя в космосе – из массовых компьютеров сначала появилась на ZX и только потом была перенесена на прочие платформы.

А потом постепенно начинали распространяться PC-совместимые машины и это странно начало конца.

Сегодня в интернете есть тысячи сайтов, где можно поиграть в любые игры для платформы ZX. Правда, кроме олдфагов ими никто не интересуется, но вот я порой нет-нет, да и зайду на один из них, вспоминая о временах, когда самым массовым был ZX, самый популярный компьютер заката аналоговой эпохи.

Статья на сайте

ZX-Ревю

В ранних 90-х в Москве даже выходил профессиональный журнал, посвященный платформе ZX и назывался он “ZX Ревю”. Пройти про приведенной ссылке надо всем, там столько ностальгии!

В широкую продажу он не поступал, и его можно было купить на Главпочтамте. Сообщество, сложившееся вокруг этого примечательного СМИ, отличалось высокой социальной активностью, и в результате его деятельности на свет появились компьютеры, которые, наверное, сильно озадачили бы сэра Синклера, доведись ему увидеть их. К примеру, одно время на рынке продавался гибрид компьютера “Поиск” (был такой чудесный аппарат – отечественный аналог XT с 512 кбайт оперативной памяти) и Sinclair 128. Он снабжался стандартной РС-клавиатурой, двумя дисководами, мышкой и прочими необходимыми в хозяйстве девайсами. Несмотря на то. что сама по себе идея была очень даже ничего, особой популярности в народе этот компьютер не снискал, так как приблизительно в тот же период появились первые, пусть сырые, по все равно работающие эмуляторы ZX для PC, после чего платить отдельные деньги за аппаратное решение стало как-то странно. Хотя к тому моменту уже появились аналоговые модемы для ZX, и с Sinclair люди даже в интернет выходили!

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?