15 лет назад 17 сентября 2009 в 17:54 752

Много раздается голосов: «Давайте все дружно перейдем на FreeWare», «Ура! Даешь! Достигнем и перестигнем!» И что – если мы все дружно перейдем на FreeWare и OpenSource, то Билл Гейтс пойдет собирать бутылки, а миллионы программистов будут писать для нас программы за простое человеческое спасибо? Я почему-то в это не верю… На мой взгляд, существует несколько категорий людей, которые создают бесплатные программы (классификация конечно же неполная, а может и в корне неверная):

Лепин

Первая категория: Люди, который учатся программировать. Наваяв некий «шедевр», они выкладывают его в сеть. Пользователи бесплатно себе этот шедевр устанавливают, и становятся бесплатными же баг-тестерами. Устанавливая такие программы, вы становитесь участником увлекательного приключения. В этой категории, можно найти интересные а то и странные проекты, с долей хорошего безумства.

Вторая категория: Достаточно опытные программисты, переросшие первую категорию, и желающие попасть в бизнес. Либо начать писать платные программы, либо поступить на работу в хорошую фирму. Им несомненно нужна раскрутка, портфолио. Которое они смогут представить будущему работодателю. «Я написал такие-то программы, их скачали столько-то сотен (тысяч, миллионов) человек. Вот их отзывы, вот форум пользователей. Посмотрите, как я крут». Неплохая категория. Можно найти вполне достойные проекты. Уход некоторых авторов в бизнес, может стать неприятным сюрпризом для многолетних поклонников. А чего вы ждали?

Категория третья. Очень опытные программисты, обычно работающие на крупные фирмы. Но в нерабочее время, пишущие программы «для души». Им надоело постоянное давление маркетологов, придирки глупых начальников, которые как обычно, ничего не понимают. И они пишут «Программу Своей Мечты». Это как журналисты, которые по ночам пишут «Роман Века». Такую программу можно писать годами. Пользователь может скончаться от старости, не дождавшись финального релиза.

Четвертая категория. Экспериментаторы. Обычно авторы коммерческих программ, обкатывающие новую идею. Поскольку идея новая, и немного сырая, автору неудобно брать за такую программу деньги. Через некоторое время, программа становится частью большого платного пакета. А пользователей ждет облом.

Пятая категория. Заложники. Впервые появившись, программа была бесплатной. У нее появилось множество поклонников, программа продолжает развиваться, автор был бы и рад перевести ее в платный формат, но пользователи его не поймут. Его в этом случае его ждет всеобщее «Бу-у-у!» от фанатов программы. И за деньги они покупать ее не станут. По крайней мере многие. А прекратить развитие программы автор не может, ибо человек творческий.

Шестая категория. Пламенные борцы за бесплатный софт. Они пишут FreeWare программы из принципа. Результат – раз на раз не приходится. Еще одна интересная категория. «Программа бесплатна для пользователей СНГ и стран бывшего Советского Союза». Автор – реалист. Он прекрасно понимает, что добрые соотечественники, все равно программу украдут. Вот он и ограждает себя от неприятных впечатлений. А западные пользователи – люди более законопослушные, и привыкли платить за программы. Да и цена в десяток-другой долларов, при наличии хорошо развитой системы интернет-оплаты, их не очень-то и напрягает (в отличии от нас).

Есть еще так сказать «традиционно бесплатные программы». По крайней мере браузер за деньги никто сейчас покупать не станет. Если только это не что-нибудь уж очень необычное, или очень специализированное. Конечно, классификация не полна и несовершенна. Интернет разнообразен как природа, и здесь нужен человек масштаба Карла Линнея, чтобы разложить все по полочкам. Ну и наконец, великое движение OpenSource. Там своя специфика, и хлама из первой категории, в ней тоже более чем достаточно. Но есть конечно очень серьезные и большие проекты. Тот же OpenOffice, или Gimp, например. Здесь все сложнее. OpenSource не является бесплатным программным обеспечением в полном смысле этого слова. О чем нам не устают напоминать сами авторы Больших Проектов. Это тоже бизнес. Механизм извлечения денег я не очень хорошо себе представляю, не слишком опытный я в этом вопросе человек. Наверное сопровождение и техподдержка корпоративных клиентов, получение денег за использование кода (или его части) в коммерческих проектах и что-нибудь еще.

Бесплатный софт полностью не заменит коммерческие программы. Я например не слышал о разработке проекта «Open 1C-Бухгалтерия». И о видеоредакторе по возможностям сравнимым с Adobe Premierre. Может плохо искал. Заранее прошу извинить. Но несомненно, бесплатные и OpenSource программы нужно использовать. Немалое подспорье в «наши непростые времена». А когда они были простыми?

Добрый день, Barmaglot.
Вот скользкая все-таки это тема – надо ли платить за ПО. ИМХО, это смотря с какого бока бутерброд откусывать. С одной стороны, слаще слова «задарма» только слово «колбаса», в смысле идея бесплатности софта выглядит настолько привлекательно, что ее прям расцеловать хочется. Но это когда мы – рядовой потребитель-пользователь. Если же представить себя программописателем, то становится совершенно непонятно, почему вдруг проделанной работе не быть оплаченной? ПО ведь абсолютно такой же продукт, как и любой другой: на его создание / производство затрачены ресурсы – время, силы, энергия, знания, умения, а сколько бутербродов с колбасой съедено (блин, как же кушать хочется. И целоваться. – Прим. Л. Л.)! В общем чисто по-человечески понять можно всех.

Другое дело – цены. За небольшую деньгу ведь можно даже иной раз какую-нибудь ненужную фигнюшку купить, не говоря уже о нужной, которая при гуманной и оправданной стоимости «много-много радости детишкам принесет». Вон, снизили розничные сети цены на технику, и те, кто раньше даже не собирался менять телевизор, сейчас сидят и вместо того, чтобы ответ дописывать, выбирают модели. Это производителям коммерческого софта как-бы-намек. Итого. Всем по комплексному обеду из трех блюд, Джонни Деппу – «ах!» и воздушный поцелуй, а Бармаглоту – кулер. Примечание Remo. Ваше письмо нам очень понравилось, ибо оно адекватное. Будем рады попробовать поработать с вами в качестве автора. Если вам это интересно – напишите Николаю Барсукову на адрес b@upweek.ru.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?