13 лет назад 31 августа 2007 в 12:09 313

На массовые мелодрамы и подростковые комедии я не хожу, потому что от них откровенно скучаю, туалетный юмор и выдуманные переживания выдуманных обывателей меня почему-то не прут.
Так называемое «интеллектуальное кино» мне тоже не особенно близко, потому что реальная жизнь зачастую позатейливее будет, чем попытки даже бесспорно умных и талантливых людей придумать что-либо этакое. Да и вообще – кино для головы в кинотеатрах, как правило, не показывают, а Тарантино и Спилберга на всех не хватает. Таковы современные реалии.
В зале с попкорном в руках хорошо смотреть американские блокбастеры. Экран большой, колонки мощные, все взрывается, инопланетные пришельцы / гигантские роботы / взбесившиеся самолеты (нужное подчеркнуть) исполняют невероятное, а ты сидишь и не знаешь, от чего балдеть сильнее: от совершенно нереальных спецэффектов и компьютерной графики или от ощущения абсолютной бессмысленности происходящего на экране.
Собственно говоря, это я все к тому, что, как, наверное, и многие из вас, уважаемые наши читатели, давеча вот посетил фильм «Трансформеры». Я должен был на него попасть, так как, во-первых, было интересно, каким образом можно сделать вменяемый сюжет из такого невменяемого исходника, а во-вторых, после просмотра в интернете трейлера, в котором из космоса на Землю падал старый школьный автобус и превращался в суперробота, не увидеть этот шедевр целиком было положительно невозможно. Плюс ко всему из-за нехватки времени я не мог дойти до кинотеатра две недели, поэтому извелся от любопытства.
В принципе, фильм оказался именно таким, как и ожидалось. Лишенная смысла предыстория, захватчики из космоса, взрывы, дохлая любовная линия, совершенно клинический сценарий и бесподобные сцены рукопашных схваток между роботами, которые в свободное между спасением цивилизации людей и решением собственных сугубо инопланетных проблем время превращаются в автомобили различных престижных марок.
Завершается это все красивым и дурацким финалом. То есть традиционная для последнего времени жвачка для органов чувств, даже не для мозгов. Но если начать рассматривать этот фильм не как фильм, а как продукт индустрии кино Соединенных Штатов Америки, то сразу замечается куча разного интересного.
Сначала пару слов про product placement. Его в фильме просто нереальное количество, сериал о бесконечных похождениях Джеймса Бонда нервно курит в уголке. Даже если не считать того, что из двадцати главных героев больше десятка – это автомобили различных марок, от солидных траков до понтовых полугоночных машин, и помимо этого различные бренды попадаются просто на каждом шагу. Те из них, которые не имеют реального воплощения, например онлайновый аукцион eBay, просто многократно упоминаются по ходу фильма самыми разными героями, в том числе представляющими другие бренды. Более того, в «Трансформерах» я увидел и совершенно новую находку: теперь, когда идут сумасшедшие гонки на самолетах между небоскребами, чтобы не пропадало зря экранное время, на небоскребах тоже пишут названия брендов.
Впрочем, предлагаю не останавливаться на достигнутом: считаю, что осталось еще много неиспользованных возможностей. Есть куда стремиться – вон, на асфальте в фильмах еще нет логотипов. Или, к примеру, на небе… Хотя не то чтобы я был против всего этого, но постоянно отвлекаешься на размышления про современную рекламу, и это мешает просмотру фильма.
Второе, чем характерны все американские блокбастеры последних лет, это их явная пропагандистско-программирующая направленность. Хотя формально фильм представляет собой экранизацию комиксов, некие неизвестные мне граждане умудрились впихнуть в сценарий такое количество патриотических клише, что плотность их едва ли не выше, чем плотность представленных в картине брендов.
Про героические образы Простого Американского Солдата, Простого Американского Министра Обороны и Простого Американского Подростка я вообще молчу – это норма. А вот все остальное представляет собой вполне себе конъюнктурную пропаганду, четко отстроенную в соответствии с реалиями момента. Когда в сеть Пентагона инопланетяне запускают супервирус, в качестве возможных авторов гадости перечисляются Иран, про который герои дружно решают, что его ученые пока не в состоянии ничего подобного сделать, а потом Россия и Китай. Именно в такой последовательности. Американский солдат дружит с арабским мальчиком и спасает его по мере сил. Телега про то, что во имя свободы в отдельно взятом месте не грешно и полгорода разбабахать, вложена в уста главного доброго робота, и почти такую же я слышал в «300 спартанцах», и в «Стелсе», и в «Людях Х», и в куче других фильмов, выпущенных Голливудом за последние годы.
Многие из моих знакомых принципиально не ходят на такого рода фильмы, небезосновательно считая их тупыми и предназначенными для засорения разума самого непритязательного зрителя. Да, это не интеллектуальное кино. Но это продукт мощной индустрии, которая за последнее время стала настолько политизированной, что не видеть этого странно.

Один из главных героев фильма «Трансформеры», инопланетный робот


Мне сейчас скажут: кино во все времена было средством пропаганды – и это чистая правда. Но еще никогда за всю историю этого вида искусства не было такого, чтобы целый жанр превратился в линейное сочетание примитивных шаблонов, вбиваемых в головы населения большей части планеты, и сверхдорогих компьютерных спецэффектов, призванных сделать это вбивание легким и непринужденным.
Настоящее кино – оно сложное, там есть мысли, поэтому его пропагандистский эффект ограничен теми слоями населения, которые способны его понять. А современный блокбастер понимать не надо: суп – обедать, бежать – налево, враги – в Иране, а возможно еще в России и Китае.
Голливудская индустрия зарабатывает просто горы денег, причем делает это красиво. Ну, а кто сказал, что пропаганда не может быть хозрасчетной? UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?