Иными словами, в массовом сознании укоренился стереотип, в соответствии с которым интернет развивается хаотично и между тем в полном соответствии с умонастроениями большинства. К примеру, проникло в массовое сознание слово «превед» — и немедленно стало расползаться по Сети, появились соответствующие сайты и даже целая концепция образа жизни под названием «превед». Наметился рост интереса к онлайновым браузерным играм в российском сегменте интернета, спровоцированный появлением «Бойцовского клуба», — и вот вам множество онлайновых браузерных игр. И неважно, что многие из них вообще неупотребительны в хозяйстве, зато реакция на пожелания массового сознания налицо.
Между прочим, в какую-нибудь из них, по идее, должен попробовать поиграть почти каждый посетитель Рунета, раз уж это следствие желания масс. Сам я попробовал — два года в БК резался и, доложу вам, исключительно потому, что в течение полугода до этого натыкался в разных местах (преимущественно в блогах) на разные впечатления от этого дела, а потом нашел комьюнити, посвященное игре, и окончательно заинтересовался.
Вводная. Происходит некое событие, неважно где: в онлайне или в оффлайне, в нашей стране или за ее пределами. Если это событие вызывает эмоциональную реакцию хотя бы у части посетителей Рунета, то буквально через несколько дней обычный сетевик волей-неволей оказывается в курсе происходящего, потому что даже если в блогах его знакомых не найдутся упоминания о животрепещущей теме, то уж на многочисленных форумах и сетевых перекрестках кто-нибудь точно выскажется.
Зачастую количество откликов на случившееся таково, что у человека, спокойно занимающегося веб-серфингом, вроде меня, порой создается ощущение, что он единственный, кто не принял участия в обсуждении события мировой важности и не попытался повлиять на ситуацию публичным выражением своих переживаний, хотя в общем на форумах, не считая ряда научно-технических, мне и в голову не приходило тусоваться.
Почти уверен, что не у меня одного возникает такое ощущение. Произведя беглый поиск с целью установить, не проводились ли исследования по изучению социальной активности населения интернета, я выяснил, что, во-первых, такого рода изыскания имели место, так как активность пользователей в наши странные времена — это именно то, за что принято платить деньги, а во-вторых, результаты получились логичными, но плохо соотносящимися с идеями, описанными в первых абзацах этого текста.
В общем, наткнулся я на новость со ссылкой на данные, полученные в ходе исследования компании JupiterResearch, которая часто радует всех желающих интересной маркетинговой статистикой. (Сайт — http://www.jupiterresearch.com/ — рекомендации лучших собаководов, куча интересных отчетов!) Выяснилось, что распространенное мнение о безграничной социальной активности подавляющего большинства пользователей Сети к действительности имеет довольно слабое отношение, хотя многие компетентные специалисты настаивают на обратном, уверяя, что содержимое интернета пропорционально отражает интересы всех пользователей Сети.
Так, по информации компании JupiterResearch, владельцы 92% сайтов — как минимум! — так или иначе подталкивают посетителей к активному участию в деятельности этих веб-ресурсов: если уж не тематический блог завести, то хотя бы на форумах как следует поговорить. Для этого разрабатываются всевозможные механизмы развлечения аудитории, и все идет к тому, что вскоре ресурсов, где веб-серферам не обязательно что-то делать самостоятельно, не останется вовсе. Вызвано это понятными мотивами: лояльная аудитория лучше случайной, постоянные посетители дороже одноразовых, и нет лучше способа привязать активного сетевого пользователя к сайту, чем озадачить его общением на данном ресурсе.
И, несмотря на все эти порывы, только 23% европейских пользователей (по России JupiterResearch данных не собирала, но сомневаюсь, что у нас ситуация иная, нежели чем в странах Евросоюза) реагируют на призывы ресурсовладельцев и как-то способствуют развитию веб-проектов. Еще около 25% пользователей интернета сами по себе готовы к публичной деятельности и поэтому заводят блоги, неважно где, тусуются на форумах, вступают в сетевые сообщества и формируют информационные потоки. Все остальные сетяне передвигаются по Всемирной паутине тихо, никак не проявляя своих предпочтений и не выражая своего отношения к происходящему. Единственное, что они делают, — «голосуют ногами», добавляя хостов интересным ресурсам.
Интересно. Традиционно считается, что современный интернет развивается в соответствии с объективными предпочтениями большинства представителей сетевой аудитории. По крайней мере, именно эту идею продают сегодня рекламодателям в Сети. А на самом деле получается, что современный интернет с точки зрения наполнения его пользовательским контентом — это отображение мира меньшинства пользователей, наиболее активного. Но вот что думают обо всем вышеперечисленном остальные серферы, никому не ведомо, так как непонятно, как заставить их рассказать о своих предпочтениях. И может быть, кстати, это означает, что есть какие-то еще не придуманные способы вовлечения пассивной части сетевой аудитории в сетевое общение? Вот меня, например: я бы с удовольствием вовлекся, но пока что-то красивых призывов не было.
Между тем 30-40% пользователей, которые принимают участие в формировании информационного облика интернета, действительно влияют на Сеть, и чем дальше, тем сильнее. Социальные сети и сетевые сообщества образуются сами по себе, как кристаллизуется соль в перенасыщенном растворе (помните уроки химии?). В наше время достаточно найти в Сети место, где людям со сходными интересами будет интересно и удобно общаться, — и можно считать, что проект стартовал.
Но и это еще не самое любопытное в происходящем. В принципе, согласитесь, логично, что изначально обладающие общими интересами люди объединяются вокруг удачных проектов, центральная идея которых — игры, сноубординг, парашютный спорт (привет Бучину) или любительское фигурное катание http://www.tulup.ru/ — очень даже ресурс!). Гораздо страннее, когда кому-то удается создать сообщество, посвященное всему на свете. (И http://www.nnm.ru/ — классический пример подобного подхода. Сперва там были ссылки на полезные программы, а сейчас я даже затрудняюсь сказать, про что конкретно этот ресурс, то есть, простите, сообщество. Западный аналог, но про другое, —
http://www.myspace.com/.) Есть огромное количество сайтов, аудитория которых делится на две части прямо в соответствии с исследованиями JupiterResearch, то есть меньшинство генерит контент, а большинство этот контент молча потребляет.
На самом деле схема гениальная, ибо она позволяет самовыражаться — простите за банальность — тем, кто испытывает в этом потребность. Затем результаты этого самовыражения пропускаются через фильтр интереса сообщества, и то, что получается на выходе, доставляется оставшейся части аудитории. И волки сыты, и овцы целы. Здорово же! Ну а о том, что владельцы места, где образовалось сообщество, зарабатывают приличные деньги на том, что создают людям удобные условия для общения, вообще молчу. Им можно — они молодцы. Хотя бы потому, что поняли, как сделать место интересным для молчаливых представителей сетевого населения за счет активных.
В общем, сетевые сообщества — это нечто. Такого раньше не было, но именно под знаком пользовательского контента, судя по всему, и пройдет этот год в интернете. А местами, может быть, сетевые сообщества переползут в оффлайн, по крайней мере, если мы тут все не попадаем от переутомления, в следующем номере мы начнем работу над этим.
Следите за анонсами!
Remo