4 года назад 9 июля 2014 в 16:42 353

elderscrollsonline

Бежит дорога все вперед. Куда она зовет? Какой готовит поворот? Какой узор совьет?

Как и для многих других игроков, серия The Elder Scrolls началась для меня с Morrowind. Я хотел поиграть в ролевую игру с хорошей графикой и навороченной системой прокачки персонажа, а получил путешествие. Неожиданное )!

elderscrollsonline

В мир, не похожий ни на реальную Землю, ни на обычные фэнтезийные сеттинги, странный от яиц квама до доспехов из кожи нетча. Со своеобразным обществом под управлением обретших бессмертие смертных, которые со временем спятили, и чем дальше в вечность, тем больше. В нем есть место легальным заказным убийствам, успешно встроенным в общественный уклад и религиозно одобряемым. Там по злачным пажитям бродят стада скотины столь же глючной, сколь и тучной: мирно пасутся летающие медузы, скачут между городами исполинские блохи. У этого мира богатая история, ее отпечатки обнаруживаешь в многочисленных книгах, среди руин и подземелий, на собственном лице – если ляпнешь в таверне что-то наобум.
Когда впервые смотришь на всю эту экзотику, кажется, что разработчики перегнули палку с оригинальностью. Только что логику и физику с нуля не создали. Но потом выясняется, что сделанный из невиданных деталей мир живет, дышит, прекрасно себя чувствует – и даже без игрока. Он живее, чем город из GTA.

elderscrollsonline

Пребывание в столь необычном мире дает эффект отпускного путешествия, отдыха от привычной жизни в привычном мире. Луркмор пишет, что в Морровинд не играют, в нем живут, – это та же мысль, но выраженная по-другому. Глубина, живость, неординарность мира – то, ради чего играют в Морровинд, да и в Elder Scrolls, игровая механика и даже графика вторичны, хоть и хороши. И поэтому именно эффект путешествия обязан был сохраниться в онлайновой игре серии, иначе это просто не Elder Scrolls.

elderscrollsonline

Как я по миру пошел
Я решил начать игру милым лесным эльфом-каннибалом, босмером. Как оказалось позже, выбор расы оказывает на ход игры неожиданное огромное, просто решающее влияние, но об этом я узнал, только став аргонианцем-рептилоидом. Подробности жизни гуманоидных ящериц будут позже.

elderscrollsonline

А пока, после прямолинейной и нудноватой обучающей миссии (в лучших традициях TES это был побег из тюрьмы), я оказался на нубоострове, населенном преимущественно гуманоидными котами-каджитами, генетически склонными к бродяжничеству, алкоголизму, наркомании и, конечно, насилию. Изучая их занимательный жизненный уклад через цепочки квестов, диалоги с местными жителями и просто бродяжничая, я все недоумевал: где отдельные личности усмотрели сходство Elder Scrolls Online с World of Warcraft?

Screenshot_20140503_014353

Квесты и на Кенартис Руст и в следующей локации, Ауридоне, сделаны в духе The Elder Scrolls. Это драматичные интерактивные истории, которые не требуют истребления однотипных «монстров», – никаких «убей десять крыс» или «принеси двадцать ушей». Встречаются задания без сражений – исследования, расследования, забеги, загадки (на английском языке, однако). В квесты интересно вникать, но, к сожалению, напряжно – текстов много, они отнюдь не примитивны, и если английский игроку не второй родной язык (или первый), это через некоторое время утомляет. А в игру все-таки приходишь отдохнуть.

Что из комментариев недовольных подтвердилось, так это «рельсовость» геймплея, невозможность свободного исследования мира. Шаг влево-вправо приводит к столкновению с сильными мобами, которых и так, следуя квестам, непросто одолеть. Хочется отдохнуть от сюжетной линии, посмотреть на другие провинции, на житье-бытье нордов, на Морровинд эпохи Междуцарствия, на известную лишь по книгам родину аргонианцев? Дудки! Эльфийское КГБ никого так просто не отпускает. Проходи основную квестовую цепочку за секретную службу королевы, прокачивайся на побочных заданиях и жди, пока сюжетная кривая выведет в новые земли.

elderscrollsonline

Однако, сразу скажу, выводит кривая куда надо. После однообразной и скучноватой эльфийской провинции попадаешь в юго-восточный Валенвуд – земли не менее таинственные и легендарные, чем Чернотопь, в окрестности стольного града босмеров Элден Рут, и там… эх! Прямо так и вижу, как сквозь запотевшие мониторы пролезают в глючный древний лес лохматые хиппи, бренча гитарами и бутылками, пыхтя трубками с махрой да ориенталами, как растворяются среди густо заросших всякой небывальщиной холмов и мерцающих болот. Прекрасное место для одичания и нескончаемого расслабона. Неудивительно, что у эльфов нет промышленности.

Я, ящерица
Со времен Обливион мне хотелось посмотреть на Чернотопье (Black Marsh). Более-менее цивилизованные населенные пункты находятся у самых границ этой провинции, в центр же не проникал почти никто. Годные сведения о том, что происходит за последним забором цивилизации (почти рядом с ним), сохранились только в книгах о путешествии одного ленивого, но живучего чиновника, от которого решил избавиться начальник. Местный климат в кратчайшие сроки уничтожает любые инженерные строения и сводит на нет попытки благоустроить местность. Аргонианцы, аборигены топей, не для красоты покрыты чешуей и устойчивы к ядам – другие гуманоидные расы не выживают в полных ядовитой живности буйной растительности тропических болотах.

elderscrollsonline

Естественно, столь интимное место притягивает к себе своеобразную публику. Разбойники, пираты, разоблаченные маньяки и прочие прекраснодушные господа активно используют смертоносные топи, чтобы скрыться, – и частенько это выходит лучше, чем самим скрывающимся хотелось бы. Сюда же до запрета рабства совершали рейды работорговцы-данмеры, отлавливая гордые полудикие племена аргонианцев оптом. В результате регулярных посещений Чернотопи такими туристами у местных сформировалось вполне предсказуемое отношение ко всем не местным. С чужого района сюда лучше не ходить.
Я надеялся, что, создав персонажа-аргонианца, попаду в Чернотопье или хотя бы на его окраины. Оказалось, что аргонианцы, как и их союзники, начинают игру далеко от своей болотной родины, в одной из северных земель Морровинда. Судя по модным политкорректным речам отдельных данмеров в духе «извините, что мы вас поработили», игроки – из тех рептилоидов, что отродясь не видали родных болот. Тем больше поводов повидать Чернотопье.

elderscrollsonline

Едва достигнув седьмого уровня, я отправился в путь через земли, смертельно опасные для столь неопытного существа. Удивительно, но попасть в единственно доступную часть Чернотопи, Шедоуфенг, мне удалось относительно легко. Декумус Скотти, тот самый чиновник-путешественник, оказался не только ленивым, но и невероятно лживым. Строения, конечно, находятся в ужасном состоянии, но стоят и функционируют. Дороги вполне пристойные. Но больше разочаровало, что ни одного из описанных в четырехтомнике существ так и не встретилось – ни мясных мух, легко сжирающих человека заживо, ни птичек, которые отрывают от путников куски и ждут, пока те истекут кровью, ни ужасающих левиафанов. Кагути, алиты, крокодилы, гигантские осы – это пожалуйста. Конечно, у простого путешественника здесь гораздо больше шансов сдохнуть, чем выжить, но три простых свойства – бег, скрытность и житейская мудрость (вот не надо подходить на болотах к кому попало и спрашивать: «Не подскажете, как пройти в Гидеон?») – позволят полюбоваться природой, руинами и алтарями, отыскать пиратский порт в болотах, посмотреть поселения и пообщаться. Народ тут, конечно, невоспитанный и не побрезгует стащить с трупа путника даже нестираный трусняк, но в поселениях ведет себя культурно.

В пиратском порту можно взять билет до Скайрима. Бесплатно. И вернуться в Морровинд с севера, уже прокачавшись на скай шардах и за счет открытия новых мест. Исследование мира ESO дает опыт и прокачивает умения, а кроме того, на доспехах встречается специальный трейт, повышающий количество опыта от исследования мира, если достать, а лучше научиться делать любые вещи такого типа и собрать специальную экипировку путешественника. Думаю, в относительно высокоуровневых локациях можно будет отыскивать и выполнять небоевые задания, поднимая опыт на них, и таким образом качаться свободно, без всяких «рельсов».
С квестами, правда, могут быть проблемы. В начальных локациях Ebonheart Pact они резко отличаются от тех, что встречаются котам и эльфам на Кенартис Руст и Ауридоне. Это в основном короткие примитивные задания типа «сломай четыре катапульты», «закидай яйцами пять вражин», «спаси шестерых потерпевших от разбойников» и все в таком духе. Вот откуда, оказывается, берутся мнения про сходство ESO с WoW! Это удивительно, конечно.

Общая картина выглядит так. Эльфы и каджиты Доминиона заточены на двух островах и вынуждены прокачиваться на строго определенной последовательности квестов, зато задания у них с осмысленным сюжетом, нестандартные и интересные. У персонажей Ebony Pact есть выбор из трех стартовых локаций – заснеженного островка нордов (привет, Скайрим!) и двух географически близких, но не похожих друг на друга частей Морровинда, – но убогие квесты как минимум на начальных уровнях (динамичные, но все равно убогие!) и еще свобода перемещения по всем землям Пакта уже на самых ранних стадиях игры. Зачем такая колоссальная и нигде не анонсированная разница в геймплее за разные фракции, я не понял.

Трудно быть рогой
Хотелось бы мне избежать рассказа об игровой механике, но, увы, никак. Если не просто ходить по миру и глазеть, а выполнять все квесты, TESO будет нелегка в прохождении, а для некоторых классов-билдов мучительно тяжела. Создавая босмера, я решил сделать обычного для ММОРПГ рогу (разбойника) в кожаной броне, с парой одноручных клинков, упором на скрытность и смертоносные подлые атаки. Оказалось, я выбрал самый нежизнеспособный класс+билд.

Механика боя роги, как обычно, завязана на невидимости и скрытности (это два разных «состояния»), но реализация этой механики в TESO – сплошная багофича. Здесь есть исчезновение, применяемое в бою, но оно не сбрасывает агро – и противники догоняют и карают рогу, даже если он успел в невидимости забежать за угол и спрятаться. Квестовые NPC-напарники-танки, которые должны принять основной урон на себя, часто замирают на месте и тупят, пока всякая даэдрическая шпана гоняется за вами с мерзким улюлюканьем.

В довершение всего криво работает скрытность – вылезшие из порталов мобы замечают ушедшего в стелс еще до их появления разбойника и радостно прыгают на него толпой. Прошло немало времени, прежде чем я заметил, что надо не просто уйти в режим скрытности, но еще и спрятаться за каким-нибудь предметом покрупнее. В чем-то логично, но тогда нужно отражать реальное положение вещей на индикаторе скрытности!

У стелс-роги мало шансов в открытом бою с двумя и более противниками (а мобы здесь часто кучкуются), но и для популярных жизнеспособных билдов «паки» проблематичны. Здесь постоянно приходится следить за выбором позиции, действиями противников, четко понимать быстро меняющуюся ситуацию, а цена ошибки высока. TESO действительно непростая игра, и дело не только в механике боев.
В Варкрафте я чувствовал себя стереотипной блондинкой, которая ворвалась в мегамолл и мчится по бутикам с неограниченной кредитной картой наперевес, под теплым весенним дождем из шмоток и комплименты продавцов. Редкие и превосходные вещи летят в помойку просто потому, что в сумках закончилось место, а донести их до хранилища лень! Похожим образом обстоят дела во всех современных супермаркетах виртуальных личностей и товаров для них – Aion, SWTOR и лавочки поменьше равняются на лидера рынка.

Вот поэтому было крайне неожиданно, когда Нирн приложил моего еще совсем юного, едва доросшего до восьмого уровня босмера мордой о свою жесткую инопланетную почву. Доспехи перепадают нечасто, как за квесты, так и с поверженных врагов. Они быстро изнашиваются в стычках и теряют защитные свойства сразу, по мере износа. Только заменил куртку – порвались штаны. Починил всю одежду – обнаружил, что перерос половину шмоток уровня три назад и монстры легко их прокусывают…

Впервые ощущаешь дефицит одежды, когда вгоняешь козырным ударом клинок квестовому мобу в спину, а он разворачивается к тебе с выражением удивления и легкой досады, и ты понимаешь, что только что потратил треть полоски манны и всего лишь его поцарапал. Я не упоминал, что удрать от мобов здесь гораздо сложнее, чем в прочих ММОРПГ? Теперь упомянул. Остается нервно драться за жизнь, бегая и маневрируя, раз за разом уклоняться от атак вражин или сбивать их, копить силы и выжидать момент для мощной атаки.

К чему я развел все это нытье? Чтобы предупредить ленивых и незадачливых путешественников! Если не хотите испортить себе каникулы в Тамриэле (единственном континенте планеты Нирн), внимательно прочитайте гайды по классам и билдам и выберите себе что-нибудь жизнеспособное. И начинайте изучать профессии, отвечающие за изготовление актуального оружия и доспехов, сразу при первой возможности. Иначе потом, бегая с кладбища, будете жалеть, что не послушали доброго совета. А бегать придется далеко!

P.S. У посредников, тех, что торгуют цифровыми ключами на сетевых площадках, цена игры почти на 30% ниже, чем на официальном сайте. То же самое касается и оплаты подписки.

Игра: Elder Scrolls Online
Жанр: ММОРПГ
Язык: английский
Цена: 2299 руб.
Тип оплаты: подписка
Сайт: elderscrollsonline.com

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?