5 лет назад 25 мая 2014 в 23:18 400

Radeon_8

Этот материал можно считать FAQ’ом по видеокартам Radeon R9 290 и 290X в формате вольного изложения. Источником для написания послужил как собственный опыт, так и чужой, почерпнутый в личном общении со специалистами, чтении интернетов, обсуждении на форумах. Думаю, материал будет полезен как тем, кто уже приобрел вышеозначенные видеокарты, так и тем, кто только готовится купить какую-нибудь двестидевяностую. Наверное, последним он даже нужнее, так как ниже будут описаны достоинства и недостатки R9 290 и 290X от разных производителей. Все аспекты использования данных устройств в одной статье я, увы, охватить не смогу, но если будут заявки на продолжение и/или собственное желание поделиться каким-либо опытом владения, то появится и вторая, и третья части материала. На этом вступление считаю законченным и перехожу непосредственно к предмету обсуждения.

Radeon_2

Предполагается, что уважаемый читатель уже обладает базовой информацией о 290-м семействе графических карт имени AMD Radeon и повторения базовой информации не требуется. Если что-то позабыли или пропустили пилотный материал по предмету обсуждения, то всегда можно обратиться к 649-му номеру журнала и наверстать упущенное.

Radeon_3

Итак, Radeon R9 290 и R9 290X, топовые одночиповые решения от AMD. Многим они нравятся производительностью и ценой («иксовую» версию можно найти за 16 500 руб., а «неиксовую» – за 15 000 руб., это если не считать неофициальных предложений). В минусы у референсных решений сразу попадает уровень шума, который в загрузке хорошо слышен даже из корпуса (особенно если он фигово проветривается). Выхода, как всегда, два: либо покупаем нереференс с тихой системой охлаждения, либо модифицируем/заменяем СО на референсе и лишаемся гарантии. Теперь о каждом подробно.
Покупка нереференса – самый легкий путь, особенно если вы все еще присматриваетесь к видеокарте и не успели потратить денежки. Поскольку особо на референсы вайнили (от англ. «whine» – ныть, жаловаться) из-за шума, то компании-партнеры AMD поспешили устранить этот недостаток в своих решениях, сделав их тем самым привлекательнее «стоковых» с однотурбинным кулером. Популярнее всех у народа версия от Sapphire под названием Tri-X, которая прославилась тихой работой, повышенной частотой графического процессора (50 МГц – мелочь, а приятно!) и демократичным ценником. Есть и минусы в виде бренчащего на определенных оборотах кожуха и «потрескивающих» дросселей подсистемы питания (на видеокарте) при 250-350 fps в нетребовательных играх. Как первая, так и вторая проблемы не очень часто встречаются, а если и встретились, то лечатся без потери гарантии (бренчание). На «звучащие» дроссели многие забивают, так как писк непостоянный, встречается только в определенных моментах и негромкий. Если же совсем никак, раздражает, то можно включить вертикальную синхронизацию, и посторонний шум от дросселей исчезнет. Второй в рейтинге популярности идет ASUS, по большей части за имя и репутацию, а не за фишки (кстати, отдельные экземпляры также болеют дребезжанием пластиковых элементов кулера). Далее MSI, а замыкает рейтинг Gigabyte со своей трехвентиляторной системой охлаждения. Как оказалось на практике, Gigabyte переэкономила на 290/290X, и жалоб на них больше всего, в основном из-за недостаточно продуманной (а точнее, криво модифицированной) СО, которая разве что тихая, но со своей работой толком не справляется.

Radeon_4

Модификацией и заменой системы охлаждения обычно занимаются те, кто уже стал счастливым обладателем референса (или нереференса) и хочет добиться лучших результатов по производительности и/или уровню шума. Про счастливых обладателей я не шутил, так как референсное решение AMD, как всегда, отлично проработано, хорошо вылизано и именно под него выпускаются большинство альтернативных систем охлаждения. Одними из самых популярных было и остаются решения от Arctic Cooling: воздушные версии Accelero под названиями Xtreme IV и Twin Turbo III, а также жидкостная Hybrid II 120. Серии Xtreme уже пора выдавать медаль, так как она без особых изменений живет на рынке пятый год, периодически перевыпускаясь с измененными креплениями под свежевышедшие платы. Twin Turbo III – похожее решение (теплотрубки, алюминиевые ребра и фирменные многолопастные вентиляторы), разве что менее длинное и более высокое. Так сказать, модифицированная версия Xtreme IV под крупные баребоны и недлинные десктопы. Жидкостная версия видеокарточной СО от Arctic Cooling есть не что иное, как перемаркированная в очередной раз готовая к употреблению водянка Asetek, которую дополнили фирменным радиатором для микросхем памяти и элементов подсистемы питания. СЖО (система жидкостного охлаждения) простая как пробка, годами практики и ребрендинга доказала свою профпригодность. Кто ее только не использовал в своих продуктах! AMD, ASUS, Corsair, Antec, Enermax… Есть у нее, правда, один мелкий косяк: частенько бывает недозаправлена. Признак – периодические негромкие бульканья во время работы. Подозреваю, что сие сделано нарочно, дабы воздушный пузырь не давал жидкости при увеличении температуры разорвать шланги. Где-то он больше, где-то меньше, но на ходовые качества почти не влияет. Но дозаправленная система показывает на 1-3 градуса лучшие результаты, чем «стоковая». Важное правило: никогда не заправляйте Асетековы СЖО водой, гораздо подходит фирменный антифриз, хорошо дружащий с медью, алюминием и не коробящий резину.

Radeon_5

Если в вас не умер самоделкин, то можно заняться модификацией и доработкой штатной системы охлаждения, которая устанавливается на абсолютное большинство референсных вариантов. Качество элементов (радиатор, основа, вентилятор) в ней отменное; правда, никто не обещал тихую работу, поэтому она может трудиться в трех режимах: тихое 2D, среднегромкое 3D и оглушающе громкое, но прохладное 3D. Изначально производитель (то бишь AMD) знал о склонности СО к шумной работе и решил задавить вентилятор по оборотам. Итог – троттлинг ядра при разогреве выше 90 градусов по Цельсию в ресурсоемких приложениях. Само собой, это негативно отражалось на результатах. Уже в следующей ревизии драйверов данный косяк был исправлен, пользователи перестали жаловаться на заниженные результаты, но вовсю повалили претензии по шумности. Данную проблему частично можно решить самому, доработав болгаркой или дремелем (насадка – отрезной армированный диск и мелкий камень из электрокорунда) крепежную рамку. Доработка заключается в удалении прутьев фигурной решетки и металла вокруг для достижения максимальной площади «выхлопной дырки». Этот, казалось бы, простой шаг помог поможет сбавить 4 градуса в загрузке без увеличения оборотов кулера. Если обороты поднять до 28-33% от максимума и обеспечить приток свежего воздуха к заборному отверстию турбины, то максимальная температура в играх падает до 63-68 градусов.

Radeon_6

Можно пойти дальше и поставить на графический процессор ватерблок, благо рамка не препятствует плотному контакту оснований нереференсных радиаторов с кристаллом. Но как же удалить штатный радиатор, который держится на испарительной камере, которая в свою очередь, припаяна к алюминиевому основанию? Можно и вместе все это снять, но тогда придется отдельно мастерить радиаторы для микросхем памяти, силовых ключей в системе питания, дросселей… Ответ прост: нужно нагреть весь радиатор до температуры плавления припоя (это 180-190 градусов) и удалить испарительную камеру с основания. Греть можно как строительным феном, так и в духовке. Второй вариант лучше подходит благодаря медленному равномерному нагреву, но придется часто залезать и проверять ход операции, потому как при перегреве может разгерметизироваться испарительная камера, что нежелательно.

Radeon_8

В получившееся отверстие можно без труда установить почти любой универсальный ватерблок для видеокарт, вырезав подручными инструментами для него кронштейн и бэкплейт (наличие последнего обязательно, иначе либо прижим будет никакой, либо произойдет деформация текстолита с быстрым выходом видеокарты из строя).
Кстати, про силовые элементы. Теплоотводящая крышка на них соединена с одним из выводов, так что не вздумайте ставить один радиатор на все без электроизолирующей теплопроводной прокладки. Такую можно позаимствовать в силовых блоках питания (от ПК, принтера) или купить в магазине. В крайнем случае можно использовать слюду, но материал это хрупкий, так что при обращении с ним будьте осторожны. Как вариант, можно изготовить отдельный радиатор для каждой микросхемы, посадить его в оправку из устойчивого к нагреву изолирующего материала и прижать, но это потребует больших трудозатрат ввиду необходимости точно соблюдать размеры радиаторов. Да, и неплохо бы для обдува радиаторов (самодельных или штатного основания) предусмотреть небольшой вентилятор.

Установка хорошей СВО, как всегда, дает отличные результаты: 40-60 градусов на графическом процессоре в загрузке, память не прогревается выше 45 градусов, силовые элементы цепей питания – до 70 градусов. Такие показатели дадут возможность подбавить жару видеокарте без боязни серьезно сократить срок службы. Так, при 1,35 В можно добиться стабильных 1150-1200 МГц в зависимости от качества системы охлаждения GPU, по памяти хорошие значения – 1400 (5600) – 1500 (6000) МГц. Повышать напряжения и частоты можно с помощью фирменных утилит от Sapphire (TriXX) и MSI (Afterburner). Кроме частот, они позволяют гибко регулировать обороты кулера, жестко задавать вольтаж и многое другое. Не забываем важное правило: перед тем как что-либо делать, важно четко понимать, почему сейчас будет совершено данное действие, к чему оно приведет и чем может грозить. На всякий случай напоминаю, что температуры выше 80 градусов вредны для карточки, и желательно, чтобы они не превышали 65-70 градусов. Да, официальные цифры гласят о пределе в 94 градуса (это порог включения троттлинга по частоте), но я бы не стал доводить GPU до таких температур.

В заключение несколько слов о драйверах. Общеизвестно, что отладка программного обеспечения под конкретный продукт – дело долгое, особенно когда всем багрепортам приходится пройти через много инстанций, претерпевая на пути всевозможные изменения. Поэтому в течение первых трех месяцев после анонса интернет полнился негативными отзывами о непонятных тормозах и просадке fps после замены чего-то_менее_мощного на R9 290/290X. Сейчас с драйверами ситуация обстоит гораздо лучше, хотя некоторые мелкие глюки и остались. Сравнительно недавно вышла двухголовая версия карточки под названием R9 295X, и теперь много усилий направлено на стабильную работу в режиме CrossFire. Так что призываю всех владельцев 290-й серии всячески поглядывать на обновления и особенно сопроводительную документацию к ним, не торопиться их устанавливать, спрашивать мнения на форумах. И да, избегайте Catalyst 14.1 во всех его проявлениях – уж больно много в его сторону летит гнилых помидоров.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?