17 лет назад 2 ноября 2006 в 12:20 610

Системы организации распределенных вычислений появились уже достаточно давно, но чрезмерного внимания публики не привлекли по многим причинам. Народ воспринял появление таких систем как очередной курьез, коих в нашу эпоху торжества технологий над разумом случается по пятьсот штук в месяц, некоторые даже побаловались сами, но в целом никто особенно не увлекался. Ну да, считают там как-то хитро, ну и чего?

А меж тем явление продолжало развиваться. Несмотря на то, что ветераны распределенных вычислений (например, SETI@HOME, создатели которой озабочены поисками внеземных цивилизаций) вовсе даже и не думают сдавать позиции по числу участников, в интернете постоянно появляются все новые и новые системы распределенных вычислений, решающие очень широкий спектр задач. И народ принимает в таких затеях участие с удовольствием. Иначе как объяснить тот факт, что число людей, посвятивших время своего ПК обсчету гипотетического количества инопланетян, уже перевалило за полмиллиона?

А проблемы создателями таких сетей ставятся чрезвычайно разнообразные. К примеру, недавно было найдено очередное самое большое простое число (это такое число, которое можно разделить без остатка только на себя и на единицу). Предыдущее самое большое простое число содержало в себе четыре миллиона знаков, а текущий вариант содержит уже шесть миллионов с чем-то. Мне, как человеку с нематематическим складом ума, довольно сложно оценить значение этого открытия. И вы знаете, мне, честно говоря, показалось, что я не одинок в этом затруднении, ибо везде, где я видел эту новость, значение этого факта никак не комментировалось.

Но важно то, что двадцать тысяч человек, скачав себе программу-клиент, по истечении определенного времени решили эту, безусловно, очень нетривиальную проблему, которая интересна тем, что ее решение в принципе возможно только при наличии достаточных вычислительных мощностей.

Новые системы распределенных вычислений появляются сейчас очень часто, и это вполне закономерно: за последние несколько лет существенным образом выросла как мощность среднестатистического ПК, так и количество этих самых ПК, подключенных к Сети. Плюс к этому в интернет пришел массовый пользователь, которого можно нагрузить ну совершенно произвольными идеями, если их грамотно преподнести, и тем самым обеспечить себе постоянный приток желающих скачать и установить на ПК модный скринсейвер.

Вот, например, англичане сделали Folding@Home — систему анализа трехмерных структур белков, набрали себе несколько десятков тысяч участников — и счастье им. Считается. Однако охват аудитории такими сетями еще несравним, например, с количеством пользователей пиринговых сетей. Дело в том, что в данной ситуации потребителю предлагают только участие, и предполагается, что уже сам по себе этот отрадный факт должен оказывать стимулирующее воздействие на самосознание. В принципе, безусловно, в теории должен, но практика у нас сейчас жесткая пошла, и гласит эта практика, что если человеку в обмен на благодеяние еще и ништяк какой-либо предложить, то совсем ему будет хорошо с мотивацией в частности и настроением вообще.

Собственно говоря, пиринговые сети на этом принципе и построены — качай себе все, что хочешь, ну а когда преисполнишься благодарности к миру, тогда и не жаль будет какую-нибудь маленькую папочку у себя на винте расшарить…

Само по себе это рассуждение незамысловато, как мычание недоеной коровы, однако давайте попытаемся придумать: а чего бы такого можно предложить пользователям систем распределенных вычислений, кроме морального удовлетворения? Самое очевидное, что приходит в голову в данной ситуации — это деньги. Ну, там, откидывать по 10 WMZ или чего-нибудь подобного каждый месяц каждому пользователю — пусть радуется…

Идея эта не так хороша, как кажется, по двум причинам. Во-первых, системы распределенных вычислений придуманы были, главным образом, из-за недостатка денег (уверяю, если бы у инициаторов проекта SETI@HOME хватало денег на покупку какого-никакого кластера, им бы и в голову не пришло такое количество народа попытаться напрячь). А во-вторых, было бы приятно перевести такой проект на самоокупаемость, вы не находите? Или даже сделать так, чтобы он прибыль приносил…

Онлайновые игры сейчас популярны как никогда ранее, и их популярность с течением времени будет только расти. Люди готовы строить виртуальные хижины и затачивать виртуальные мечи неделями без перерывов на процедуры личной гигиены, готовы качать патчи весом в сотни мегабайт, готовы на многое — лишь бы только получить качественно выполненное виртуальное «альтер эго». Они устанавливают клиентские программы, не интересуясь деталями их функционирования, и качают, качают виртуальные характеристики персонажей…

Объясните мне, что мешает встроить алгоритм решения какой-то задачи в режиме распределенных вычислений в любую клиентскую игровую программу? Самое смешное, что этот факт даже скрывать необязательно, я бы его даже как-нибудь бы в массах распиарил. Что-нибудь вроде «Пока вы живете в виртуальной вселенной, ваш ПК решает загадки мироздания». Привязать алгоритм расчетов к судьбе персонажа, чтобы, когда на компьютере пользователя вдруг случался бы важный промежуточный результат расчета, ему какая-нибудь радость бы обламывалась немедленно, ну и все такое.
Попса попсой, но ведь должно сработать.

Главное не надо людям, занимающимся распределенными вычислениями, бросаться в разработку собственной игры, так как их на рынке уже полно, и еще больше появится в течение следующего года. Варианты есть, надо только решиться ими воспользоваться.

Другой вопрос, что приведенный пример, что называется, лишь один из вариантов. Вокруг систем распределенных вычислений довольно скромными усилиями можно организовать целое сообщество, важно лишь выработать подход к участникам процесса как к клиентам. Такого рода побочные эффекты развития технологий вообще и Сети в частности позволяют создавать самые неожиданные рыночные ниши, которые могут быть всем только в радость. Проблема лишь в том, что специалистов, которые эти неожиданные рыночные ниши способны не просто замечать, но еще и адекватно анализировать, очень мало и количество их в ближайшее время вряд ли резко вырастет. Нужен опыт, а его не хватает всем, так как Сеть сама по себе еще очень молода, и очень, очень многое там еще будет случаться в первый раз.

…Не знаю, как вы, а я бы, наверное, чувствовал себя немного гордо, если, играя в онлайновую космическую игру, однажды встретился бы с виртуальным инопланетянином и последний вручил бы мне свиток, где инопланетянским по белому было бы написано, что именно на моем ПК был завершен очередной этап поиска внеземного разума. Сделать это не очень сложно.
Так, может быть, кто-нибудь догадается и сумеет реализовать нечто подобное? Ибо пора electronic entertainment ставить уже на службу человечеству. А то пока эта электронная развлекаловка в массе своей только траффик жрет и работать мешает.

Сами посудите, ну какая уж тут работа, если дом у твоего аватара в игре обворовали виртуальные соседи?

А детям?

 

Еще меня тут мысль посетила: вот интересно, а можно сделать такую систему распределенных вычислений, где каждый пользователь программы-клиента мог бы рассчитывать на некоторое время объединенных усилий хотя бы части компьютеров, участвующих в программе?

Насколько мне удалось сообразить, главная тут проблема — это понять, какие такие задачи конечный пользователь может решить с помощью системы распределенных вычислений?

Ну и еще, конечно, совершенно не ясно, какой такой интерфейс нужен для того, чтобы современный человек, в жизни не видевший командной строки DOS, смог бы распределенной системе свою затею объяснить.

А с другой стороны, перевели же Linux в формат Windows, и ничего, людям в общем понравилось…

 

Интерес компаний

 

А еще рано или поздно крупнейшие разработчики программного обеспечения обдумают идею с распределенными вычислениями и начнут ее реализовывать.

Представляете, какие откроются возможности для творчества, если, к примеру, в операционных системах производства компании Microsoft будет находиться встроенный модуль, с помощью которого можно что-нибудь эдакое распределенно повычислять!

Правда, тут многое зависит от того, под каким соусом потребителю идею эту подгонят, но, я полагаю, учитывая навыки крупных компаний по прививанию восторженного образа мысли простым гражданам, проблем возникнуть не должно.

Учитывая тенденции последних лет, деньги на такие мероприятия есть, светлые головы — тоже. Так что проблем не возникнет.

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?