7 лет назад 1 июля 2011 в 12:03 138

Недавно компания Apple начала продажи своего очередного «яблокодевайса». К этому событию мировая общественность готовилась заранее: в тех странах, где аппараты должны были появиться в первую очередь, граждане занимали места у входа в магазины за сутки. Впрочем, на Западе этот День прошел относительно спокойно. Хотя, конечно, я не очень понимаю, из каких соображений старт продаж планшета, пусть и очень популярного среди широких масс избирателей, то есть, простите, покупателей, является для российских непрофильных СМИ новостным поводом… ну, если не номер один, то уж номер пять точно. Очередь в нью-йоркский магазин у нас даже по федеральным каналам показывали, хотя, казалось бы, нам-то чего? У нас его – iPad 2 – вообще неизвестно когда начнут продавать официально.

А первый день торговли iPad 2 в Китае прошел еще веселее. У дверей магазина образовалась такая давка, что несколько человек серьезно пострадали, после чего представители компании (надо полагать, не без совета, полученного от китайских властей) продажи временно прекратили. Впрочем, ажиотаж не спадает, и говорят, что в Поднебесной Apple была вынуждена ввести ограничения класса «не более одного устройства в одни руки в день».

За всеми этими историями я наблюдаю давно, однако недоумение мое велико по сей день. Ну ладно, я могу понять, почему люди, пострадавшие, к примеру, от цунами или землетрясения, как муравьи, облепляют ящики с гуманитарной помощью, – они просто несколько дней не жрамши. Также с пониманием отнесусь к очереди в Лувр или к ночному бдению родителей, алчущих записать своего ребенка в школу, как было в этом году в Москве (что, впрочем, не отменяет того факта, что это полнейшее безобразие). Но на полном серьезе ночевать на улице, чтобы в итоге не обрести эксклюзивный девайс, а просто стать обладателем массовой модели на общих основаниях, вместо того чтобы подождать пару недель и спокойно ее купить, – мотивы вот такого поведения я осознать не могу.

Поймите меня правильно: я не вижу ничего дурного в том, что людям нравятся разные электронные железки. Поклонников каких-то девайсов больше, каких-то меньше, народ покупает себе гаджеты и радуется, но почему так сильно? Какие именно механизмы заставляют людей вести себя перед магазином с электроникой практически как на массовой молитве? И вообще, чем, кроме эффективного маркетинга, можно объяснить почти религиозное отношение населения к продукции некоторых компаний? Почему вот я ни разу не слышал, чтобы люди с ночи занимали очередь перед началом продаж планшетов на Android, а за iPad отстоять часов сорок – это только в путь?

И тут я наткнулся на увлекательную передачу, которую показали на английском канале BBC Three. Она называется Secrets of the Superbrands (Секреты супербрендов), и в ней рассматривались вопросы влияния гаджетов на физиологию и психику людей, а также на их душевное состояние. Там проводился опрос пользователей устройств, по результатам которого оказалось, что у потребителей продукции Apple от их девайсов случаются удивительные ассоциации. Выяснилось, что одно упоминание этой славной организации вызывает у граждан ощущение монументальных конструкций, а товарищ Джобс ощущается как фигура едва ли не религиозного значения, практически мессия.

Но и это еще не все. Одного популярного в англоязычном интернете блогера и по совместительству поклонника продукции Apple засунули в магнитно-резонансный томограф и продемонстрировали ему изображения различных девайсов за авторством Стива Джобса. Оказалось, что в моменты просмотра его мозг вел себя точно так же, как оный человека, находящегося в состоянии духовной экзальтации. То есть он испытывал, сам не осознавая того, мистические переживания просто потому, что ему показывали фотку телефона! Вы только вдумайтесь в это! А следующая стадия какая? Граждане начнут испытывать просветление, глядя на новую микроволновку?

На самом деле вопрос глубже и интереснее, чем может казаться. Сколько времени нужно людям, чтобы гаджетами определенной фирмы начинали пользоваться сразу несколько поколений одной семьи просто потому, что они – возможно, неосознанно – испытывают к горсточке микросхем в кармане сугубо религиозные чувства? Какие механизмы должна задействовать компания, работающая на розницу, чтобы ее устройства воспринимались именно так? Причем я говорю здесь конкретно о производителях гаджетов, ибо тому есть причины.

Если раньше самым простым средством самоидентификации для граждан была одежда и так называемые фенечки, то теперь эту роль начинает играть всякая электронная мелочь. Если не верите, посмотрите, как вяло выглядят препирательства поклонников джинсов разных компаний (не могу назвать ни одной, не в теме) на фоне споров сторонников Android и iOS. А ведь пройдет еще пара десятков лет, и электронная приставка к человеку – в том или ином виде – действительно станет неотъемлемой частью существования каждого. И как к этим штукам будут относиться дети, если взрослые дяди, родившиеся в доцифровую эпоху, испытывают подобные экзальтированные переживания? В интересное время мы живем, господа. Но, если честно, я рад, что не родился на 20 лет позже. В доЦифре была своя прелесть. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?