11 лет назад 17 сентября 2009 в 18:12 300

Поначалу я был настроен от души обругать iPod shuffle, и дело совсем не в неприязни к продукции Apple. Смотрите сами: первая модель (или shuffle первого поколения, как его предпочитают называть в самой компании) на фоне iPod и iPod mini выглядела самобытно, вторая просто напоминала классический iPod, которому отпилили дисплей и в таком виде выбросили на рынок (как видно, жидкокристаллический экран – слишком дорогая деталь для малоимущей части фанатов Apple), а вот теперь у нас в редакции оказался shuffle 3G – миниатюрный серебристый прямоугольник с характерными скругленными краями, единственной кнопкой-переключателем Off / Repeat / Shuffle и серебристой прищепкой с логотипом в виде надкушенного яблока. Это что? Похожие флэш-миниатюрки тайваньского и корейского производства мы тестировали еще пять лет назад; да, их корпусы были другой формы, на них не было модного логотипа, но там по крайней мере имелись полноценные кнопки управления. А тут что, shuffle only? Ничего подобного. Стив Джобс, конечно, по-прежнему делает ставку на диковины и техническую бижутерию, но дешевками не промышляет. Сам плеер, его металлическая тушка – не более чем треть продукта под названием iPod shuffle 3G.

Apple-iPod
Apple-iPod

Вторая часть – вот те наушники с фотографии, с четырехконтактным штекером. Маленькая белая фитюлька на проводе от правого наушника – пульт управления воспроизведением. Хитрый, способный вызвать достаточное количество удивленных возгласов, чтобы привлечь внимание скучающей ротозейской общественности к новой, действительно инновационной модели. Самому сразу не разобраться, как работает пульт, лучше один раз заглянуть на сайт Apple и найти описание нового плеера – там приводится подробная инструкция. Пульт состоит из двух подпружиненных пластинок, посреди одной из них сделано углубление. Сжимая фитюльку пальцами, то есть сдавливая пластинки, мы отдаем плееру команды. Давление по краям shuffle воспринимает как команду увеличить или уменьшить громкость, с соответствующих сторон на пультик нанесены знаки «плюс» и «минус» – это подсказка пользователю на первое время, пока пальцы сами не запомнят команды. Пульт расположен близко к правому наушнику и рассчитан на управление вслепую.

Средняя кнопка, вернее углубление, многофункциональна. Нажатиями разной продолжительности и их сериями можно ставить воспроизведение на паузу и запускать его снова, выбирать  любой плей-лист (предварительно составляем их в iTunes), перематывать треки – доступна только перемотка вперед. Поначалу меня это озадачило, но потом я задумался: а часто ли у меня лично возникает желание прослушать трек еще раз? Почти никогда, другое дело – «перепрыгнуть» через композицию, которая не попадает под настроение. Вывод, понятно, сугубо личный.

Между прочим, ПДУ будет работать не только с shuffle. Новые наушники подойдут ко всем разновидностям плееров Apple, потребуется только обновить прошивку. Это очень большой шаг вперед для «яблочной» компании, я считаю. С тех пор как Джобс запатентовал колесо (в смысле ClickWheel, или iWheel – как его бишь), все модели до одной выезжали именно на нем и, по сути, были разновидностями iPod classic, в разной степени усеченными. Shuffle третьего поколения, который работает только с помощью этого пульта, – новый, совершенно самостоятельный девайс. Удачный, необычный. Нет, я не перегибаю палку, мы не поговорили о еще одной составляющей устройства, последней трети нового shuffle. Это – функция VoiceOver.

Скажите, как в лишенном экрана плеере можно организовать вывод информации о названии трека, исполнителе, альбоме, как сделать возможным выбор плей-листа, наконец? Вроде бы вывести информацию из глухой металлической коробочки нереально, раз у нас нет ни одного устройства вывода. Или есть? Есть. Это, опять таки, наушники. Суть функции VoiceOver в том, что плеер будет по вашему первому требованию зачитывать информацию из тегов и озвучивать названия плей-листов. Требование озвучить инфу обозначаем продолжительным нажатием на углубление пульта; музыка делается чуть тише, и shuffle, подобно диктору (пардон, диджею) с радиостанции, сообщает, что за композиция сейчас звучит. Вот это натурально сносит крышу неподготовленному пользователю.

Чтобы заставить фичу работать, придется установить iTunes (впрочем, от инсталляции этой софтины все равно не отвертеться, коль скоро мы имеем дело с плеером Apple) и предоставить программному медиаплееру выход в интернет. Без подключения к глобальной сети функцию VoiceOver активировать не удастся: программа сообщит нам, что для работы ей позарез нужен iPod Software Update Server (iTunes проверяет обновления и качает VoiceOver Kit), и оставит нас без сладкого.
Кстати, если у вас уже были залиты треки с VoiceOver и вы решили добавить к походной фонотеке несколько композиций с машины, лишенной доступа к Сети, iTunes убьет всю голосовую инфу, что была записана для старого контента. Останется только перечисление плей-листов типа: «All songs», «Playlist one», «Playlist two» и так далее. Надо все-таки подключиться к Сети хотя бы для первого запуска iTunes и shuffle.

Кстати. Разумеется, я сперва не поверил, что голосовые комментарии генерирует синтезатор речи – уж больно натурально и гладко они звучат. Помните серию «Симпсонов», где Лиза крупно задолжала Apple за пользование iTunes Store и добрый Стив предложил ей работать человеком-бутербродом? Первая мысль была о том, что глава компании нашел своим не самым квалифицированным сотрудникам-должникам новое применение… Да, идея несколько маразматичная, но я должен был ее проверить. Отрубил Сеть, создал несколько плей-листов, в том числе с бессмысленными названиями и даже ненормативной лексикой, запустил синхронизацию – VoiceOver Kit с испытанием справился. Круто, что тут еще скажешь! Но маловато будет. Видите ли, в числе четырнадцати поддерживаемых языков почему-то нет русского. Для плеера, рассчитанного на широкую отечественную аудиторию, это серьезный недостаток. Однако с предыдущим испытанием shuffle справился – может, осилит и русские названия, записанные английскими буквами? А что, будет у нас такой модный диджей из Лондона и Парижу, со стильным акцентом.

Увы, акцент оказался слишком суровым, даже если долго экспериментировать с написанием названий файлов или тегов, подбирая фонетику. Но самая главная проблема – программа не разобралась, где в русских словах ставить ударения. Получилось невпопад, в итоге названия угадываются с трудом. Что ж делать, остается смириться и ждать обновления сервиса. Ждать, возможно, придется долго. И наконец, о самом незначительном. О звуке. Apple вроде бы никогда не позиционировал свои устройства как Hi-Fi или high-end, что бы ни говорили фанаты-маньяки. Отдельные удачные модели вроде iPod video – исключение: большинство плееров проигрывают аудио посредственно – чистенько, без перекосов тембра, но и только. Даже электроника, пошитая из большого количества экс-натуральных петель-сэмплов, звучит плохо, что говорить про симфоническую музыку, джаз и прочие записи с большим количеством акустических инструментов. Чем-то оно и хорошо – не будет возникать желания сменить наушники. Хотя варианты замены теперь есть, например новые плагины Apple in Ear Headphones, рассказ о которых в связи с нехваткой места переехал во врезку.

Резюмируем. Apple впервые со времен релиза классического iPod смогла представить революционный плеер. Миниатюрные проигрыватели и раньше делали все подряд, но никому не удавалось создать устройство, хоть вполовину такое удобное и продуманное, как shuffle 3G. Наши респекты разработчикам.

Apple in Ear Headphones
К огда компания, в жизни не занимавшаяся высококачественной аудиотехникой, рапортует о релизе девайса хай-эндного уровня, странно рассчитывать, что у разработчиков действительно получится что-то стоящее. Еще более странно верить в успех фирмы, которая на прорыв в звучании не претендует. Нет, правда, мы же не будем считать заявленными ТТХ эмоциональные эпитеты сотрудников отдела продаж? Про кристальный звук, суперглубокие басы и тэ пэ рассказывают даже продавцы сторублевых наушников. Плагинчики Apple, конечно, не сторублевые, даже дорогие на первый взгляд – семьдесят четыре доллара все-таки (на Amazon.com, на отечественные рандомные цены ориентироваться не станем).

Apple in Ear Headphones

Но давайте посчитаем. Во-первых, это не просто наушники, а гарнитура, микрофон стоит денег – это раз. А вот на правом ухе и «два» – новый пульт дистанционного управления. Тоже стоит денег. К тому же, поскольку вещь не расхожая, изготавливается на собственном оборудовании, наверняка немаленьких денег. И третье – красивая коробочка из толстого пластика плюс «капсюль» с дополнительными накладками (накладки, между прочим, тоже нетипичные, а значит, дорогие; стандартные силиконовые накладки к этим наушникам не подходят). Стильная упаковка – весьма дорогое удовольствие, кроме шуток. Так вот, со всем вышеперечисленным наушники вписываются в ценовую категорию «до 100 долларов», причем с запасом. Для чего я развел весь этот сомнительный теори-крафт? Готовлю вас к результатам практических испытаний. Они неутешительны. Наушники рано перегружаются, и чем сложнее фонограмма, тем раньше. Проверено на разном оборудовании, проблемы по вине усилителя исключены. Макродинамика отсутствует, тем более с поправкой на перегрузки. В заслугу наушникам можно поставить только правильный тембральный баланс и выигрыш в микродинамике за счет звукоизоляции от силиконовых вкладышей. Для сравнения: Sony MDR-EX75SL за 30 с небольшим долларов обходят «уши» Apple по всем параметрам. Хотя нет, не по всем: в Apple in Ear можно плавать в бассейне (смайл) – так, во всяком случае, написано на сайте Apple.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?