10 месяцев назад 17 июня 2024 в 4:45 39895

Мощные беспроводные роутеры попадают к нам на тестирование нечасто. А жаль. Ведь сеть сегодня влияет на работу умной техники едва ли не больше, чем процессор. И по мере того, как ИИ будет получать такое же широкое распространение, как всевозможные облачные сервисы, это влияние будет становиться только больше.

Герой нашего обзора, ASUS TUF Gaming AX6000 — беспроводной роутер для большого дома и большой семьи, а точнее, для большого количества устройств, которым требуется интернет-подключение. Цифра 6000 в названии модели — его суммарная пропускная способность, (почти) складывающаяся из 4804 Мб/с (5 ГГц) и 1148 Мб/с (2,4 ГГц). Понятно, что в реальных домашних условиях исчерпать такую пропускную способность непросто. К примеру, у видео в 4K с нормальным значением кадров в секунду (до 30 включительно) битрейт составляет до 56 Мб/c — а это одна из самых требовательных” домашних” задач.

(Варианты с постоянно работающими многочисленными торрентами, базой данных на домашнем сервере или регулярной скачкой / закачкой на сетевой диск / NAS исходников видео огромного размера мы не рассматриваем. Это — профессиональное применение. Хотя, есть не маленькая вероятность, что ASUS TUF Gaming AX6000 может подойти и для профессиональных целей).

Помимо беспроводной сети, ASUS TUF Gaming AX6000 обладает хорошим набором современных проводных подключений. Среди них: 2,5 гигабитный Ethernet WAN и 2,5 гигабитный Ethernet LAN, которые можно использовать в паре, чтобы получить 5-гигабитное интернет-соединение; гигабитный игровой LAN-порт, который можно объединить с другим гигабитным LAN-портом для получения двухгигабитного локального соединения, и еще пара обычных гигабитных Ethernet-портов.

ASUS TUF Gaming AX6000 также снабжен простым меню настроек с богатым функционалом.

Звучит все это здорово, но как именно все это работает в реальности? Это мы и постарались выяснить. Не будем следовать стандартному плану обзора с распаковкой, дизайном, кратким перечислением характеристик и основных особенностей (за этим отсылаем к официальной странице ASUS), а сразу перейдем к главному.

Условия тестирования

Основная часть нашего тестирования была посвящена работе роутера в играх при большой нагрузке на сеть. Игры — наиболее требовательная к качеству сетевого соединения задача для домашнего ПК, а роутер ASUS TUF Gaming AX6000 позиционируется как игровой. Тестовые сессии мы проводили в течение примерно 2 месяцев, что позволило исключить влияние неполадок у провайдера и сбоев/перегрузок на игровых серверах на полученные нами результаты.

Роутер был протестирован со следующей сворой девайсов: 3 смартфона, 2 умных телевизора, 2 ноутбука, 1 игровой ПК, 1 NAS. За исключением NAS и игрового ПК, все остальные клиенты были подключены к объединенной двухдиапазонной сети Wi-Fi. Также значились в числе подключенных беспроводных устройств умные пылесос и чайник, но вряд ли их стоит принимать в расчет.

Для одной квартиры парк устройств богатый. С учетом того, что в нормальной жизни устройством кто-то пользуется (если девайс просто что-то тихо мирно качает, приоритет у задачи / трафика минимальный), это количество устройств — минимум на 9 человек, одновременно пользующихся сетью (минимум, потому что телевизор — девайс коллективного пользования). Большая, в общем, семья, в роли большого дома — четырехкомнатная квартира, плюс подъезд при тестировании рабочего диапазона.

Производительность роутера ASUS TUF AX6000

Первым делом мы начали с малого — посмотрели, как роутер справится со сценарием “вечер в семейке киноманьяков” в интернет-варианте — одновременный просмотр видео из интернета на всех устройствах. Телевизоры воспроизводили HD-каналы либо фильмы в 4K, также 4К-кино шло на компьютере. Ноутбуки воспроизводили видео в HD, смартфоны — в 720p. Ролики, фильмы, каналы периодически переключались то здесь, то там.

Все прошло идеально гладко. Интернет-серфинг на ноутбуке, в то время как остальные устройства воспроизводили интернет-видео, проходил без малейших подтормаживаний — что есть нагрузка на сеть, что нету. Переключение между фильмами и или видеороликами происходило, так сказать, бесшовно. Смена интернет-источника на локальный, то есть NAS, ничего не поменяла.

Можно констатировать, что с обычной мультимедийной нагрузкой в большом доме с большим количеством устройств и пользователей роутер справляется шутя. Если вдуматься, так и должно быть, если предполагается еще и качественная поддержка игровых устройств.

Гораздо интереснее было, как поведет себя в такой же ситуации игровой ПК. Его мы подключали к специально выделенному локальному порту, который при включении соответствующей опции в настройках роутера превращается в игровой.

Игровые возможности ASUS TUF AX6000

Перед тем, как перейти к тестам с играми, немного об игровых возможностях ASUS TUF Gaming AX6000.

Помимо функции QoS, стандартной для всех роутеров, у AX6000 имеется специальный раздел с игровыми функциями и настройками. Две основные — Аппаратное ускорение и Open NAT, они относятся ко всем устройствам (хотя аппаратное ускорение также включает специализированный игровой порт, который без активации данной опции работает как обычный LAN-порт).

Open NAT представляет собой упрощенный интерфейс для проброса портов. Геймеру не надо курить форумы, выяснять, какие настройки нужно выставить на роутере для конкретной игры. Просто выбираем в разделе Open NAT нужную игру, а потом жмем кнопочку применить — программа сама создает правило, выбирая нужные протоколы и порты. Список известных роутеру игр внушительный.

Что интересно, Open NAT знает даже игры и игровые платформы, которых нет в списке. Например, ему известна игровая платформа Garena одноименного азиатского издателя игр. В списке ее нет, но если начать набирать название платформы в соответствующей строке, откуда не возьмись появляется выпадающее меню с этой платформой, и при выборе выборе Garena автоматически формируется соответствующее правило. Так что, насколько широк реальный список поддерживаемых игр Open NAT, можно только догадываться.

Если какой-то игры все-таки не найдется в списке, порт и протокол можно вписать вручную, создав собственное кастомное правило.

Включение Аппаратного ускорения приводит выделенный порт Etrhernet в режим наивысшего приоритета. Девайс, который к этому порту подключен, провозглашается игровым VIP-устройством с максимальным приоритетом. Но не только. Зайдя в этот раздел, можно выбрать и провозгласить игровым любые устройства, включая мобильные, на Андроиде. Приоритет при этом, судя по всему, все же будет у девайса, подключенного к игровому порту.

Тестирование игровых функций для ПК

Как работают игровые технологии в реальных условиях? Мы проверяли пинг в играх, используя ту же максимальную мультимедийную нагрузку на сеть. Запускали воспроизведение видео из интернета на всех устройствах (точнее, в этом сценарии 7 из 8, ПК используется в качестве игровой машины), а также включали 4K-фильмы по UPnP и SMB на телевизорах. В качестве ПК-игр были задействованы War Thunder, а также FC Online — в тайской версии, через платформу Garena, с чудовищным пингом. В качестве сетевого адаптера выступил встроенный в матплату ASRock X670E PG Lightning.

Итак, War Thunder. При прямом соединении с роутером провайдера (кабель WAN включен в сетевую карту ПК) пинг составляет 17-28 мс (за исключением некоторых карт с большим пингом, которые находятся, по-видимому, на старых или далеко расположенных серверах — их мы в дальнейшем учитывать не будем). Эти значения и возьмем за основу.

При подключении через обычный, не игровой порт роутера, когда все остальные устройства, кроме ПК, воспроизводят онлайн-видео”, пинг в игре оказывался очень неравномерным. QoS не спасает, ему, кажется, все равно, игровые или мультимедийные пакеты идут через роутер. Нижняя зафиксированная граница пинга — 17 мс, среднее значение — 50 мс, временами пинг поднимается до 75 мс. Стрелять, мягко говоря, трудно. При этом еще и периодически пропадает связь с сервером.

Обычный режим (+ QoS)Аппаратное ускорение+ Open NAT
онлайн видео17 / 50 / 75 мс18 / 24-25 / 29 мс22 / 24 / 24 мс
4К онлайн + SMB17 / 50 / 75 мс18 / 24-25 / 29 мс22 / 24 / 24 мс
4К онлайн + UPnP17 / 50 / 75 мс20 / 29 / 50 мс22 / 25 / 25 мс
Задержки в игре War Thunder при разной нагрузке на сеть

Включение Аппаратного ускорения сразу меняет картину. Теперь пинг составляет 18-29 мс. Практически, как при прямом подключении к WAN. Разброс вроде заметный, но резких скачков задержки нет, пинг временами плавно поднимается и плавно опускается. Прицельно бить по быстро движущейся и маневрирующей цели вполне комфортно.

Включение Open NAT на практике дополнительно ничего не дает, хотя цифры становятся красивее. Встроенный счетчик игры War Thunder показывает 22-24 мс. Что ж, можно полюбоваться низким разбросом пинга. В игровом процессе, по ощущениям, изменений нет.

Просмотр 4К-фильмов с NAS приводит к повышению пинга даже при включенном аппаратном ускорении и подключении к игровому порту. Точнее, это происходит при использовании UPnP на телевизорах, остальные устройства по прежнему задействованы в интернете. Максимальный пинг в War Thunder подскакивает до 50 мс. Разрывов связи нет, фризов тоже, но играть не комфортно. Пули прилетают в цель, но попадания иногда не фиксируются.

Тут нам и пригодился Open NAT. Включение этой функции с правилом для War Thunder возвращает пинг к 22-25 мс. Впрочем, периодически, субъективно, что-то подтормаживает, что не отображается ни на цифрах, ни на игровом процессе. Но играть можно.

Интересно, что использование NAS как источника фильмов по протоколу SMB ни на что не влияет. Пинг остается точно таким же, как при использовании устройств в интернете, 18-29 мс без Open NAT.

Тест War Thunder создает вполне определенное впечатление об игровых способностях роутера ASUS TUF Gaming AX6000 в части игры на ПК в основательно нагруженной сети. Теперь — немного лирики. О несбывшемся, так сказать.

Речь про игру FIFA ONLINE, которая после закрытия русского, европейского и видимо некоторых других регионов, осталась только в Тайланде, Сингапуре, Вьетнаме и еще где-то в том же регионе. Пинг до серверов — 250-380 мс, в зависимости от каких-то обстоятельств, возникающих на пути сигнала. Была надежда, что использование Open NAT позволит как-то улучшить ситуацию за счет грамотного проброса портов, но увы. Если ситуация и меняется, то незначительно, и на фоне рандомных колебаний пинга от Москвы до серверов в Тайланде этой разницы в игре не видно.

Мобильный гейминг

Третья игровая функция роутера ASUS TUF Gaming X6000 предназначена для сокращения пинга на игровом смартфоне, подключенном к нагруженному роутеру. По хорошему, не мешало бы провести это тестирование на специализированном игровом смартфоне, но в нашем коллективе ни у кого такого не оказалось. Посему, для тестов мы воспользовались смартфоном на базе G99, самого распространенного чипсета в среднеценовых смартфонах, часто встречающегося и в геймерских моделях.

Для работы функции нужно установить на смартфон специальное приложение ASUS Router, которое затем и снюхается с AX6000. По сути, это мобильная версия веб-интерфейса роутера, немного по другому организованная для удобства использования на небольшом экране. Из нее мы и активируем мобильный игровой режим, который присваивает смартфону с приложением высший приоритет, а заодно на этом же экране отображается пинг. Правда, чтобы его посмотреть, нужно прекратить играть, свернув игру и перейдя в приложение ASUS Router.

Итак, для начала пробуем простое, без установки мобильного приложения и активации режима, подключение к роутеру в спокойном состоянии сети. Тихо, так сказать, в лесу, только не спит смартфон, да комп работает в режиме печатной машинки. Пинг — штилевой, все время — 20 мс, не шелохнется даже при активном замесе нескольких человек с бегом, прыжками, перемещением на технике.

Устанавливаем приложение, активируем мобильный игровой режим в той же спокойной сетке. Результат, согласно PUBG, все те же 20 миллисекунд, в приложении при переключении отображается пинг в пределах 17,5 — 23,5 мс. И по цифрам, и по геймплею значимых отличий нет.

Загружаем сеть сразу по максимуму проверенным способом. Телевизоры воспроизводят 4k-видео по UPnP, ПК, один ноутбук и мобильные устройства (кроме игрового смартфона) воспроизводят видео из интернета. Результат: пинг — 20 мс на счетчике PUBG, 19-24 мс согласно приложению.

Обычный режимПриложениеУскорение / приоритет смартфона
минимальная нагрузка20 / 20 / 20 мс17,5 / 20 / 23,5 мс
4К онлайн + UPnP19 / 20 / 24 мс20 / 20 / 27 мс
Задержки в игре PUBG Mobile при разной нагрузке на сеть

Устанавливаем мобильный игровой режим с приоритетом смартфона, сносим приложение ASUS Router, и вновь запускаем PUBG. Теперь пинг периодически поднимается до 24-27 мс, но редко, что на игру особого влияния не оказывает. 99% времени пинг по-прежнему держится на 20 мс.

Судя по всем вышеприведенным цифрам, для одного активного игрока в локальной сети функция Мобильный гейминг не особо нужна. По личным наблюдениям, мобильные сетевые игры менее требовательны к качеству связи, чем те же шутеры для ПК. Возможно, учитывая специфику смартфонно-кочевого гейминга и упрощенный интерфейс / прицеливание для тачскрина, сетевой код смартфонных игр изначально проще и менее требователен к коннекту.

Коллективная игра

Наконец, проверяем роутер ASUS TUF Gaming X6000 в режиме коллективной игры. На игровом ПК запущен War Thunder, на смартфоне — по-прежнему PUBG, на ноутбуке — WoW Sirus в режиме квестинга, просто для дополнительной игровой нагрузки. Все игровые опции активированы.

В этом режиме тестирования встроенный счетчик War Thunder обычно показывал 22-29 мс, счетчик в PUBG — 20-28 мс. Большую часть времени пинг держится в диапазоне 22-24 мс для War Thunder и 24 мс в PUBG. Резких скачков пинга в War Thunder не было замечено ни разу, а в PUBG пинг удалось поднять на пару секунд один раз до 36-40 мс, гоняя на мотоцикле в зоне активной перестрелки нескольких игроков. Правда, и этот подъем на игру не повлиял — чай, не гонки, точность управления мотоциклом и гоночная механика у PUBG более чем аркадная.

Неигровые возможности

Как уже сказано в начале статьи, возможностей настроек и управления у AX6000 много, но о большей их части рассказывать неинтересно — они банальны. Наряду с ними, у ASUS TUF Gaming AX6000 есть и необычные и интересные функции. Уделим им внимание.

Гостевые сети

Начнем с простого. Гостевые сети. Их у ASUS TUF Gaming AX6000 предусмотрено… 6 штук. Можно настроить 3 гостевых беспроводных сети с рабочей частотой 2,4 ГГц, и еще 3 5-гигагерцовых. Понятно, что все они сразу вряд ли кому-то понадобятся, но такой набор дает возможность открыть, например, одну гостевую сеть на 2,4 Гц для старых Android-устройств, одну на 5 ГГц для новых, и еще одну такую же локальную. Для каждой сети можно выставить ограничение на исходящую и входящую скорость, ограничить время доступа, дать или запретить доступ к локальной сети, задать фильтр MAC-адресов, выбрать метод идентификации и шифрования данных.

Ai Cloud 2.0

Этот необычный раздел настроек позволяет организовать интернет-доступ к внутресетевым ресурсам. Здесь можно расшарить через облако подключенный к роутеру USB-накопитель, подключить к облаку выбранные SMB-ресурсы локальной сети, или синхронизировать содержимое подключенного USB-накопителя данных с внешними облачными сервисами. Весьма интересные возможности, расшариваться ресурсы элементарно.

К сожалению, для работы Ai Cloud 2.0 нужен “белый” (выделенный) IP. А он стоит денег, что совсем не радует.

Родительский контроль

Функция родительского контроля в роутерах — штука простая и распространенная, но у AX6000 она обращает на себя внимание своеобразной реализацией, основанной на неких черны списках. Работает все так: добавляем в список подлежащих контролю нужное устройство, выбираем тип контента — для взрослых, мессенджеры и соцсети, пиринговые сети, мультимедийный контент, затем ограничиваем выбранный контент или разрешаем.

По умолчанию, разумеется, всем все разрешено.

Fusion VPN

В разделе VPN есть такая интересная штука, как Fusion VPN. Это — VPN-клиент на роутере для PPTP, Open VPN, IPSec VPN и WireGuard VPN. В практическом смысле эта фунгкция позволяет подключиться по VPN к нужному серверу через устройства, которые для использование VPN по идее не предназначены. Например, это могут планшеты, игровые приставки, и умные телевизоры. Да, умные телевизоры с клавиатурой и мышью — вполне себе терминалы.

Скорости и покрытие

Несколько слов о скорости передачи данных и зоне покрытия роутера. Ничего неожиданного.

Линейные скорости

В пределах квартиры картина стабильная, скорости стабильно высокие. Ноутбук показывает скорость приема данных около 160 МБайт / с, временами до 200 МБайт / с. Капитальных стен в квартире минимум, в основном межкомнатные перегородки. Скорости примерно вдвое выше, чем у роутера стандарта Wi-Fi 5, но не так хороши, как хотелось бы. А хотелось бы, конечно, чтобы они сравнялись с 550 МБайт/с, как у недорогих USB-SSD на базе 2,5-дюймового накопителя, но это уже к Wi-Fi 7.

Зона покрытия

У ASUS на официальной странице AX6000 в числе достоинств роутера значится расширенный диапазон. Может, в частном доме на большом участке, где нет множества стен и помех, это работает, но в условиях старого городского квартала прироста площади покрытия по сравнению с недорогим и не претендующим на особую мощь Wi-Fi5-роутером я не заметил. Где работал простенький добротный Totolink AX1800, туда же добивает и ASUS TUF Gaming AX6000, только связь чуть быстрее и стабильнее.

Роутер расположен в квартире на 3 этаже. Граница зоны покрытия находится на улице, у подъезда: роутер видно, но передача данных идет медленно и связь периодически рвется, так что, это можно объективно считать максимумом рабочего диапазона AX6000 (AX1800 в этой точке только видно, передача данных почти отсутствует, даже веб-страницы еле грузятся).

В самом подъезде, в пределах пары этажей сигнал через перекрытия и лестницы пробивается успешно, связь по Whatts app не рвется, в т.ч. видео. В квартире (4 комнаты, санузлы, балкон, кухня) сигнал идеальный, но это само собой разумеется.

Итоги

ASUS TUF Gaming AX6000 — замечательный роутер для большой семьи, живущей в большом доме. С учетом результатов тестирования можно сделать вывод, что этот роутер обеспечит беспроводной связью частный дом в пару этажей и прилегающий участок.

С парком из 8 одновременно и активно использующих сеть устройств ASUS TUF Gaming AX6000 справляется шутя. Поскольку в реальной жизни ситуации, когда все члены семьи разбрелись по углам и каждый активно юзает интернет, не бывает, можем считать, что на семью из 12 человек сил у ASUS TUF Gaming AX6000 хватит.

В том числе и тогда, когда в сети есть геймеры. В динамичные игры можно всерьез играть на рейтинг даже когда семья отчасти сидит в интернете, отчасти смотрит фильмы с сетевого хранилища. Причем комфортно играть смогут по крайне мере 2-3 человека. Пинг достаточно стабильный, а отличия от пинга до роутера провайдера составляют 2-3 мс в том числе при полностью загруженной сети и наличия в ней нескольких игроков.

Казуалы, в том числе скиллованные, смогут играть без помех, а почувствует ли дискомфорт киберспортсмен в борьбе за индивидуальный рейтинг (топ-100 в игре), точно сказать не можем. Но вроде и к тому предпосылок нет.

Отдельно стоит отметить интерфейс настроек роутера. Они сделаны настолько просто и интуитивно понятно, что упростить их сильнее, кажется, некуда. Любой ученик средней школы или далекий от техники пенсионер сможет настроить сеть и рабобраться в опциях.

Теперь о том, кому ASUS TUF Gaming AX6000 мы не порекомендуем. Во-первых, разного рода создателям мультимедийного контента. Пока скорости беспроводной сети не превысили скорость шины PCI или хотя бы USB 3.2, придется брать роутер самого нового стандарта, даже в ущерб суммарной производительности, покрытию, функционалу и всему остальному, ради экономии рабочего времени.

Вторая категория граждан, которой ASUS TUF Gaming AX6000 не годится — вольная молодежь, люди с небольшой семьей и семьи ретроградов, предпочитающих кнопочные телефоны и ТВ с антенной. Для сетей с меньшей нагрузкой есть роутеры попроще, с меньшей суммарной пропускной способностью, и стоят они намного дешевле. И у ASUS есть “точно также, но с перламетровыми пуговицами” — AX3000. Есть еще кое-какие отличия в части скоростей, но и разница в цене — 11 000 против 27 000 рублей

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?