17 лет назад 2 ноября 2006 в 15:39 595

Сборник, где есть все

Персональные компьютеры в нашей стране начали распространяться довольно давно — на рубеже 80-х и 90-х годов, примерно тогда же, когда в народ пошли видеомагнитофоны. Какое-то время и к тому и к другому население привыкало, а как только привыкло, так сразу на горизонте появилась проблема пиратства.
Ведь поначалу никому и в голову не приходило (ну, вернее, кому-то наверняка приходило, но население такими размышлениями себя точно не утруждало), что программное обеспечение или видеофильм могут быть контрафактными. Какое пиратство, о чем вы?

Вон, Васька честно привез игру из Польши, потратил на это деньги и время, а теперь мы окупаем расходы на запуск своего маленького бизнеса, занимаясь продажей всего этого на Тушинском (тогда он еще не был Митинским) радиорынке, а заодно и видеокассеты записываем на продажу. По 10-15 штук в день на четырех видаках.

Некоторое время царили тишь да благодать: все торговали практически любой контрафактной продукцией, и поскольку закон о защите авторских прав еще не был переделан, а в стране хватало других насущных стрессов, то никто из официальных лиц на такую ситуацию внимания не обращал.

Но прошло время, и проблему пиратства у нас в стране постепенно признали. Другой вопрос, что говорят про нее давно, а эффект от конкретных дел в этом направлении пока не носит ярко выраженный характер.
Давеча вот в Рунете появилась информация, согласно которой в настоящее время уровень пиратства на рынке программного обеспечения у нас равен 87 процентам. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но мне кажется, что похожая цифра называлась и год назад, и два, и пять… Неужели это означает, что нашим правообладателям и иностранным правообладателям в лице их засланных местных представителей не удалось добиться никакого прогресса в своем благородном деле — борьбе с пиратством?

Отнюдь. Во-первых, у нас есть российское представительство Microsoft во главе с Ольгой Дергуновой, о профессиональных навыках которой по рынку ходят такие слухи, что я даже не решусь их пересказать, ибо они похожи на волшебные истории из сборника «Сказки про фантастических топ-менеджеров», издаваемого специально для мажоритарных акционеров. Однако, даже не принимая во внимание эти истории, можно с уверенностью утверждать, что в отношении продуктов от Microsoft по крайней мере на корпоративном рынке ситуация меняется, причем довольно интенсивно. А во-вторых, у нас есть компания 1С, которая придумала продавать лицензионные (в последнее время, как правило, еще и переведенные на русский язык) игры в «джевелах» по цене пиратских компактов, благодаря чему пираты стали существенно меньше интересоваться играми, которыми интересуется 1С. Но все равно — 87 процентов…

Конечно, пиратство процветает не только в России. Пиратство есть везде, где есть компьютеры, разве что в развитых странах контрафактным ПО пользуются преимущественно конечные пользователи, поскольку правообладатели живут там же, система «щемления» юридических лиц, уличенных в использовании контрафактного программного обеспечения, работает хорошо, да и вообще проще напрячь себя переходом на OpenSource, чем создавать себе проблемы, используя много пиратского софта.

Возможно, подобная ситуация с корпоративным ПО сложится и у нас. Но вот вопрос: коснутся ли эти изменения рынка информации (начиная с музыки и видео и заканчивая системным софтом и играми) для конечного пользователя? Совершенно не обязательно, и вот почему.

Емкость носителей растет постоянно и стремительно, а сами носители становятся все дешевле. Сейчас пиратский DVD-диск можно купить меньше чем за 5 условных енотов, причем за эти деньги вы получите не один фильм, а сразу четыре. Или десять, если вас не смущает качество MPEG4.

С программным обеспечением ситуация еще веселее. Если на среднестатистический пиратский компакт влезало около 700 мегабайт контрафактной информации, то на двусторонний DVD можно записать уже более восьми гигабайт. Собственными глазами видел такой диск в продаже на уличном лотке. К диску прилагался список наличествующего на нем программного обеспечения, взглянув на который любой западный правообладатель получил бы инфаркт.

Тотальное распространение таких дисков (содержащих сразу много фильмов или очень много ПО) сдерживает, судя по всему, лишь то, что это невыгодно самим пиратам. Продать десять фильмов на десяти дисках — это одно, а вот продать десять фильмов на одном диске — совсем другое. Собственно говоря, поэтому они так долго и тянули с реализацией этой, в общем-то, напрашивающейся идеи. Но все же взяться за нее их вынудила банальная конкуренция с другими пиратами. Поэтому распространение подобных дисков идет медленнее, чем могло бы, но от этого оно не перестает быть неотвратимым. Законы рынка, все дела…

А теперь давайте немного пофантазируем. К примеру, представим, что прошло еще некоторое количество лет и носители стали еще на порядок совершеннее. Их емкость измеряется сотнями гигабайт или даже терабайтами, а их себестоимость стремится к нулю.
Надо полагать, что одновременно с увеличением объемов носителей производители информации окончательно перестанут стесняться и программы весом в десяток гигабайт станут рядовым явлением. Наверное, и продавцы видео что-либо по этому поводу придумают (ну, там, коллекционное издание «Матрицы» весом в 40 гигабайт, в которое войдут вообще все отснятые товарищами Вачовски кадры, включая съемку на рыбалке, сделанную, когда им было лет по 12), но, скорее всего, если эти меры и помогут, то временно.

На единицу носителя (так странно выражаюсь исключительно потому, что устройства для хранения данных через несущественное время могут приобрести ну уж совсем дикие по нынешним меркам формы; какие именно, я даже предполагать не берусь) можно будет запихнуть очень много всего. К примеру, если сейчас в продаже уже появились флэшки емкостью 8 гигабайт, то логично было бы предположить, что лет через пять или даже существенно раньше можно будет за разумные деньги приобрести что-то подобное, но уже емкостью в сотню-другую гигабайт. Сто гигабайт — это около (минимум) 150 фильмов в формате MPEG4.

Представляете себе, да? Как мне кажется, диск (или что там еще будет) под названием «Все голливудские комедии 1980-1990 гг.» или «Классика анимэ. 200 лучших мультфильмов» непременно привлечет внимание покупателей. Но, к сожалению, каждого из них только один раз.

Если правообладатели не придумают каких-нибудь экстремальных способов защиты своих интересов, то можно ожидать момента, когда объемы информации, разово продаваемой пиратами, будут измеряться терабайтами. Возможно, это случится уже в те времена, когда не будут торговать носителями с данными, но будут продавать одну информацию, в то время как носитель у каждого будет свой. Или наоборот, носители не будут стоить ничего, и их будут выдавать в качестве бесплатного приложения к данным. Только на этой неделе! Купите у меня 10 терабайт данных («Антология Microsoft + все фильмы Universal Pictures») и карту памяти получите бесплатно!

Если такая ситуация когда-нибудь и сложится, правообладатели и пираты в значительной степени утратят возможность зарабатывать деньги на не самой новой информации. Согласитесь, антологии Голливуда вполне хватит средней семье для того, чтобы развлекать себя долгими зимними вечерами на протяжении многих лет. А всем гражданам, которые зарабатывают на продаже новой информации (читай — музыки, фильмов и программ) останется только продавать новинки. И раз в год будут выходить сборники всего, что вышло за прошедшие 12 месяцев. Наверное, получится неплохой подарок на Новый год, причем практически для кого угодно: для меломана, любителя кино или заядлого игрока.

И вообще, если честно, мне очень нравится мысль о том, что когда-нибудь можно будет приобретать ту же музыку целыми периодами (а не сборниками всех альбомов той или иной группы, как сейчас, хотя это само по себе тоже неплохо). Главное, чтобы правообладатели вовремя спохватились и начали продавать объекты своего права большими порциями по разумным ценам.

А то опять большая часть прибыли пиратам достанется.

Всегда приглашаем авторов!


Уважаемые читатели! Журнал Upgrade всегда рад людям, готовым влиться в стройные ряды наших авторов. Если вы считаете, что можете писать интересные тексты, то, возможно, вы правы!

Людям железных интересов имеет смысл писать на адрес
sb@veneto.ru непосредственно Сергею Бучину, а тем, кто стремится описывать программы, телекоммуникации и прочие смежные области, предлагается другой почтовый адрес — lmf@veneto.ru (Алена Приказчикова, между прочим!).

Тема письма «Новый автор» существенно все облегчит, поскольку нам по-прежнему приходит просто неприличное количество спама.

Письма на ящике upgrade@veneto.ru тоже внимательно прочитываются. Пишите нам, и, возможно, всем от этого будет радость!

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?