12 лет назад 11 октября 2006 в 13:23 84

Даже среди ругани можно найти полезную информацию. Помнится, после статьи “Последний полет дятлов”, где мы говорили о том, что диски IBM DTLA сыпятся, как перхоть в рекламе Head&Shoulders, в пачке писем с содержанием а-ля “вы козлы – у меня дятел работает” пришло еще одно с маленьким пунктиком: “Вот у меня стоят 4 сказевых харда в режиме Stripe, и новый дятел их просто всех сделал!”.

Интересным этот пункт был только потому, что еще раз показал как народом используются SCSI-диски. И пока Serial ATA не откусил большую часть пирога у SCSI и IDE, некоторые время они так и будут использоваться. Итак, первое, зачем люди используют последние “сказевники”, – скорость: много маленьких дисков в режиме Stripe или Stripe+Mirror.

Второе – объемы. На пару SCSI-каналов можно повесить до 14 хардов, а это при подключении дисков Barracuda 180 Гб будет составлять два с половиной терабайта. И это на один SCSI-контроллер, не кисло? Вот тут и засада – получается, что человек, выбирающий скорость, обламывается с объемом, и, соотвественно, наоборот.

Ведь не завертишь со скоростью 15 000 оборотов 4 “блина” с плотностью 40 Гб? Недаром самый быстрый хард, Cheetah X15, вышел сначала объемом в 18 Гб и только через несколько месяцев – в 36-гигабайтной инкарнации.

Короче, сегодня мы будем латать эту дырку новым диском от Seagate. Их пострел вообще везде успел – и самый толстый хард сделали (180 Гб), и самый быстрый (Cheetah 15X). Теперь еще немного подумали и совсем молодцы стали – и тем, и другим угодили. В “дырку” новый хард вписался отлично, так как при объеме в 147 Гб (отформатированный в системе NTFS – 137 Гб) он может похвастаться и скоростью десятитысячника, и последним интерфейсом – Ultra 320.

Документацию на диск можно смело обозвать “Роман о джамперах”. Я долго не мог врубиться, зачем к диску прилагается аж пять перемычек, но когда увидел, как может конфигурироваться драйв, сразу же просветлился. Настоящий, продуманный до безобразия сказевник.

Кроме группы джамперов для установки SCSI ID, на самой плате электроники есть площадка перемычек, где выставляются разные полезные параметры для работы диска в связке, например, “задержка при включении мотора, равная SCSI ID диска, помноженная на 12 секунд”, служащая для того, чтобы диски в “пачке” запускалась не одновременно, сжирая при старте всю мощность блока питания, а постепенно, медленно поглощая повышенные стартовые токи.

Есть опция, при которой мотор диска вообще не будет запускаться без команды Start Unit. Например, на кой хрен держать диск в постоянно включенном состоянии, если на него раз в сутки делается архив? Чтобы механику побыстрее изувечить и электричества побольше скушать? Правильный ход, согласитесь.

На той же площадке можно джампером включить аппаратную защиту диска от записи, оперировать контролем четности и еще кое-чем по части управления SCSI-шиной.

Инсталляция жесткого диска – дело нехитрое – пять минут, и вот уже WinBench грызет поверхность своим Disk Inspection-тестами. Результаты мучений вы можете видеть на графике и в таблице, где также указаны скоростные показатели чемпионов по скорости и объему – дисков Cheetah 36X15 и Barracuda 180.

Как видно из таблицы, в начале диск выдает почти 70 Мб/с, постепенно скидывая скорость до 40 Мб/с. Потеря в скорости внушительная, но, как уже говорилось, это проблема всех объемных дисков. В то же время посмотрите – начальная и средняя скорость передачи данных с “блинов” у этого десятитысячника выше оных у чемпиона по скорости – пятнадцатитысячника Cheetah X15 36LP!

Это, конечно, здорово, но по времени доступа Cheetah X15 36LP все равно останется вне досягаемости, и в реальных приложениях десятитысячник никогда не сможет с ним конкурировать.

На такой расклад не сможет повлиять даже новая технология, позволившая новым дискам сократить время доступа на 10% – такой параметр как Latency Time, определяющий время, пока нужная дорожка подойдет к головке, и который напрямую зависит от скорости вращения пластины, никто не отменял.

Для примера, в тестах WinBench Buisness Disk WinMarks и High-End Disk WinMarks отставание нового десятитысячника от уже довольно старого пятнадцатитысячника составляет порой аж целых 25-40%!

Уровень шума, издаваемый диском, не очень высок – практически неслышный однородный гул от шпинделя и легкое стрекотание головок – в нормальном корпусе эти звуки выделяться не будут. А если вы в добавок еще и счастливый обладатель какого-нибудь процессорного супервентилятора, то никакого шума вы и в помине не услышыте.

Кстати, вот на что стоит сразу обратить внимание, так это на температуру – у диска прилично греется как сама банка, так и электроника, причем на некоторых микросхемах палец невозможно держать даже секунду. Может быть, для этого диска это нормально, но в Datasheet никто не потрудился указать рабочий диапазон температур, так что от греха подальше на микрухи лучше поставить радиаторы.

В остальном, как обычно, революции не свершилось. Вышел очередной, более технологичный, более скоростной диск, который с легкостью займет свою нишу.

Трудно сказать, будут ли в ближайшее время у SCSI-дисков какие-то серьезные прорывы, ведь, цитируя Дона Кеннеди (вице-президент Seagate, отвечающий за продажи и маркетинг продукции Seagate в Европе, Африке и Ближнем Востоке, интервьюирован Upgrade после “Комтека”), “особое внимание сейчас уделяется разработке накопителей с интерфейсом Serial ATA…”, и, похоже, нам действительно будет чему удивиться уже в самое ближайшее время.

Цена устройство пока не поступило в продажу Объем 146,8 Гб (существуют модели по 36,7 Гб и 73,4 Гб) Производитель Seagate Количество блинов / головок 4 / 8 Скорость вращения шпинделя 10 008 об./мин. Буфер 8 Мб Время поиска 4,7 мс

Автор: Доктор Зло

Благодарность: Редакция журнала благодарит за предоставленный на тестирование жесткий диск Cheetah 10K6 компанию Seagate

№ 79

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?