17 лет назад 1 ноября 2006 в 13:10 664

Нам с вами, дорогие товарищи, довелось жить в чрезвычайно любопытное время. Та индустрия, которой мы все в той или иной степени интересуемся в силу очень банальной причины — используем то, что она производит, в данный момент отрабатывает одновременно несколько системообразующих сценариев. В связи с этим результаты получаются настолько странными, а конечные продукты принимают такие причудливые формы, что прямо неожиданно делается.

Несколько яснее картина становится, когда начинаешь искать аналогии происходящему в других отраслях человеческой деятельности. Последнее время, например, меня очень развлекают аналогии, кои можно наблюдать в мировой автомобильной промышленности.
Сами понимаете, автомобильная индустрия — это вам не производство лаптей. Она завязана с множеством других отраслей (как на вход, так и на выход), использует все способы для повышения рентабельности своей деятельности, везде, где она есть, является системообразующей и, наконец, производит очень и очень сложный продукт. Автомобиль — штука, которая на самом деле в производстве сложнее, чем компьютер, как говорил один мой знакомый бизнесмен, и он, вполне вероятно, был прав.

Но и компьютер, надо вам сказать, тоже не палкой с куста производителем сшибается. Компьютер — это следствие деятельности огромного количества организаций и людей, причем, как и в автомобильной индустрии, деятельности строго согласованной, дорогостоящей в обслуживании и не прощающей ошибок в бизнесе.

По большому счету, любой компьютер и вообще большинство электронных устройств являются производными двух взаимосвязанных и совершенно равноценных компонентов — программного обеспечения и так называемой аппаратной составляющей. Недостаточно продуманный софт способен на корню похоронить гениальную инженерную разработку, и, наоборот, на кривом железе загнется как Linux, так и Windows.

Про ремонт в домашних условиях компонентов персональных компьютеров подавляющее большинство их владельцев уже и не задумывается. Да, заменить железку — на это многие способны, но таких, что перепаивают транзисторы и конденсаторы на материнских платах на дому, осталось очень немного, да и те, как правило, профессионалы, способные собрать из двух мышей и одного процессора винчестер. Шучу, конечно, но не то чтобы очень сильно — не оскудела еще земля русская талантами. Собственными глазами видел. Ну, а на Западе это вообще как-то не принято — самостоятельно компьютеры починять да схемы перепаивать.

Давайте вернемся к автомобилям и посмотрим, как там решается проблема ремонта. Автосервис — наш ответ Керзону. Отдельная чрезвычайно развитая отрасль бизнеса, обороты которой достаточны, чтобы из-за них постоянно напрягались серьезные люди. Иногда даже стреляли. Безусловно, есть целое поколение дядей Вась из двора, которые за пиво через выхлопную трубу КРАЗ разбирают с закрытыми глазами за сорок секунд, но в общем в мире правят автосервисы.

Компьютерный сервис во многом похож на сервис автомобильный. Те же клиенты, убежденные, что лучше всех знают, почему их компьютер не работает, те же сложные механизмы, которые порой ведут себя наперекор всем законам физики, и, наконец, те же самые технологии ведения дела, разве что ям не надо копать усиленно и под проливным дождем мокнуть. Покомфортнее слегка.

Сейчас эта отрасль как в мире, так и у нас в стране чувствует себя странно. С одной стороны, количество компьютеров на руках у населения уже велико, и они иногда ломаются. С другой стороны, производители не сильно радуются, когда их продукцию начинают чинить, и стараются как-нибудь так элегантно все разрулить, чтобы пользователи побольше новых компьютеров покупали. С третьей стороны, многие еще и комплектующими торгуют, а комплектующие для компьютера — это как запчасти для автомобиля. Поэтому получается как в известной поговорке про лебедя рака и щуку — вроде бы все три сферы деятельности друг без друга существовать не могут, а пожелания у всех несколько разные.

Поэтому организаций, которые просто зарабатывают деньги на ремонте компьютеров, немного. Да и компьютеры еще, заразы, такие надежные стали! Вопрос о физическом износе, как правило, теперь вообще не стоит. Если компьютер и ломается, то это скорее вопреки правилу. Все решает износ моральный, а его, как известно, отремонтировать нельзя в силу его эфемерности. Большинство сервисных центров являются подразделениями компаний, которые компьютеры продают, поэтому те немногие, которые таки ломаются, вынуждены быть отремонтированы. В своих сервисных центрах, разумеется.

Любопытная ситуация, правда? Вроде бы все совпадает в отраслях, но в одной из них сервисы — это, можно сказать, один из столпов процветания, а во второй — едва ли не побочный эффект. Почему? Может быть, здесь где-нибудь собака зарыта?

Давайте немного порассуждаем на тему ПО. Когда вышла Windows XP, многие достаточно компетентные системные администраторы, поругав эту ОС для порядка, начали говорить, что система получась удачная, и всегда при этом добавляли: «Если умеешь ее настраивать». По заверению моего знакомого сисадмина (вернее, даже двух знакомых сисадминов), на полную настройку Windows XP им нужно от шести до девяти часов рабочего времени в зависимости от сложности задач, которые предстоит решать данной конкретной машине.

И это еще при условии, что задачи более или менее поддаются классификации, всякие нестандартные проблемы обычно отнимают больше времени. Обратите внимание, это мнение людей, которые уже не один год зарабатывают себе на жизнь тем, что настраивают не один компьютер в неделю, а несколько в день. А сколько времени уйдет у меня, чтобы полностью под себя настроить XP?

Откровенно говоря, подозреваю, что значительно больше. Дело в том, что я многих мест, которые в этой системе надо настраивать, просто даже не знаю. Она самостоятельная, как хомяк в холодильнике, и ведет себя на компьютере не лучше банды пьяных гусаров в планетарии. Я тут попробовал протоколировать ее действия (а потом обнаружил, что она минимум в трех местах протоколировала мои действия!) и понял, что ее жизнь в интернете едва ли не активнее моей! А я вот старомодный компьютерщик и не люблю, когда моя ОС сама там чуть ли не встречи друзьям назначает.

И вот, в связи с вышенаписанным я вынужден был обратиться к одному из моих знакомых, предложить ему денег и составить длинный-длинный список пунктов, можно сказать, пособие по этикету для моих «форточек». Некоторые пункты после беседы с ним были переформулированы, но в целом мы выработали единую точку зрения, после чего моя Windows XP (между прочим, до неприличия лицензионная, ибо досталась мне со свежекупленным компом) стала себя вести ну совершенно по-другому! Смирно и вежливо, признавая во мне хозяина! Кстати, если мне удастся заставить этого сисадмина в ближайшем будущем подробно описать мне свои действия, то я их даже перескажу вам, ибо мне кажется, что это очень интересно и, более того, полезно.

Но не в том суть. Если бы я пришел в любой компьютерный сервис и попросил бы мне настроить компьютер, мне бы в лучшем случае поставили MS Office и пару драйверов. Если я приду туда со списком из ста пятидесяти пунктов, среди которых будет просьба гарантировать мне отсутствие недозволенной мной сетевой активности со стороны ОС, причем с обязательным и непременным оповещением меня, сотрудники сервисного центра либо в дурку меня сдадут, либо денег попросят долларов 300. А может быть, вообще ничего делать не будут, потому как понятия не имеют, как это делать, — они же с железом в большинстве случаев работают.

А между тем, эта услуга очень даже придется сейчас ко двору. С появлением Windows XP сложность процесса настройки операционной системы, даже предназначенной для конечного пользователя, выросла неимоверно. Другой вопрос, что она шикарным образом маскирует сам факт необходимости ее настраивать, что совершенно логично — людей пугать не надо. Поменяет офисный сотрудник себе обои на Рабочем столе и успокаивается, ибо кажется ему, что ситуация под контролем.

Следовательно, если есть люди, которые умеют чинить и настраивать машины (а промывка карбюратора, прокачка тормозов и смена масла — это как раз процессы настройки автомобиля) и потому профессионально делают это за деньги, ориентируясь зачастую на довольно невнятные объяснения клиента или, того хуже, клиентки (без обид, милые дамы, но так бывает), то почему бы не появиться профессиональным настройщикам компьютеров? Ведь есть же профессиональные настройщики роялей, в конце концов…

Но тут есть одна проблема. Определить, хорошо или не очень настроен автомобиль, довольно просто — он либо хорошо едет, либо дергается или еще как-нибудь напрягает. А компьютер — штука в себе, которая может очень долго скрывать проблему. А уж вопросы тонкой настройки многие пользователи не поднимают, потому что не догадываются, что такая бывает. А те, кто догадывается, далеко не всегда обретают в качестве друзей пару сисадминов и не начинают к ним приставать. Многие покупают Upgrade…

В общем, услугу такую придумать можно, и она будет востребована. Просто обыкновенный пользователь обыкновенного ПК, коих у нас гораздо больше, чем читателей нашего журнала, даже не подозревает, что настройка персонального компьютера — это вовсе даже не втыкание провода монитора в системный блок, а если бы даже и подозревал, то не знал бы, зачем это ему нужно и как это сделать. После того, как люди в начале 90-х целыми офисами начали надевать очки, потому что мониторы тогда были у многих с разверткой в 60 герц, все резко на глазок научились определять частоту обновления экрана.

А тут глаза не болят, а то, что сеть корпоративная каждые полгода кусками валится от вирусов или домашний суперкомпьютер грузится полчаса, — так это ж ерунда. А за год только времени ожидания порциями по полчаса набирается дней десять.

Может быть, стоит задуматься над этой проблемой? Все равно даже на КПК скоро софт будет совершенно зубодробительный. Так, может, заранее попытаться создать культуру обслуживания этого софта? А то в один прекрасный день мы проснемся и выяснится, что Windows вокруг разных много, задач еще больше, а людей, которые умеют систему толково настраивать да решать сложные задачи, мало…

Обидно будет. Зато хоть автомобилисты поиздеваются.

P.S. Ларечки у метро будут стоять такие прикольные, там КПК будут гражданам за полтинник настраивать.

Момент настал

 

Нельзя сказать, что до сих пор никто не догадался, что сложное ПО на сложных компьютерах нуждается в настройке и обслуживании.

В корпоративным мире этот бизнес цветет и пахнет, потому что иначе вообще ничего через полгода работать не будет.

Представляете себе задачу по запуску единой корпоративной управляющей системы на 70 тысяч (!) клиентов под управлением единого центра?

Эта задача фантастически сложная, поэтому решение ее денег стоит, и не один десяток миллионов долларов.

А вот про конечного пользователя как-то пока толком и не думают.

Во многом потому, что до сих пор сложность настройки ОС была прямо пропорциональна степени отдаленности их от конечного пользователя.

Все изменилось с появлением Windows XP, которая приобрела дикое количество новых возможностей, стала на порядки стабильнее в работе, но и процесс настройки ее, безотносительно к версии, стал чрезвычайно сложен.

В качестве компенсации эти ОС можно вообще не настраивать, и все в целом будет работать, но в этом случае все будет работать не так, как хотел бы этого конкретный человек, а так, как сочли необходимым в Ричмонде.

 

Механизм, 
изменивший мир

 
А сейчас вот просто грех не воспользоваться ситуацией и не приучить нас пользоваться услугами специалистов не только при ремонте компьютера, но и при его настройке.

Игра стала стоить свеч, так как, насколько я понимаю, грамотно настроенная Windows XP на компьютере приемлемого качества при человеческом к ней отношении может работать годами без каких бы то ни было заметных проблем.

И более того, — я знаю такие примеры, когда грамотно настроенная система под контролем грамотного человека работает годами, какие бы программы товарищ ни устанавливал, какие бы железные составляющие ни менял и т. д.

А с другой стороны, можно путем дальнейшей унификации программного обеспечения и железной составляющей компьютера (или, наоборот, путем максимальной спецификации по целям ПК) добиться ситуации, когда вообще настройка нужна не будет.

Поэтому не воспринимайте излишне серьезно очередной прогноз, ибо ситуация слишком часто меняется, зачастую на противоположную.

Но мне будет грустно в такой ситуации, ведь я успел душой привязаться к простому компьютеру, который, безусловно, далеко не идеальный механизм.

Но это механизм, который смог принципиально изменить мир, хотя и не в этом его главная ценность.

Просто представьте на секунду, насколько без него у всех нас было бы меньше возможностей, если бы в свое время не появились компьютеры!

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?